Социальный мониторинг - целевое непрерывное или систематическое наблюдение важнейших социально-экономических процессов, происходящих в организации, в целях прогнозирования их динамики, разработки и реализации социальных программ социального развития организации.
В организации сведения, получаемые в ходе социального мониторинга, обеспечивают:
-анализ текущего социально-экономического состояния организации и темпов ее развития;
-составление прогнозов и планов социально-экономического развития;
-планирование выполнения мероприятий управления организацией;
-координацию регулирующих действий служб управления организацией.
Характерными чертами социального мониторинга, отличающими его от статистических методов, являются:
-ориентация на выявление тенденций и локальных изменений, возможностей возникновения неблагоприятных и рисковых ситуаций в социальной группе,
-комплексный учет и оценка социальной, экономической и психологической информации,
-сбор и анализ не только количественных, но и качественных параметров, характеризующих социальную среду.
Социальный мониторинг как комплексная система непрерывного наблюдения, анализа и краткосрочного прогнозирования хода основных социальных процессов в организации является необходимым звеном во время подготовки, принятия и контроля исполнения управленческих решений в организации. Фактически, социальный мониторинг есть социологическое исследование организации.
Основными принципами социального мониторинга являются:
-целенаправленность, т.е. получение сведений, обеспечивающих действенный контроль руководства организации за ходом социальных процессов в организации;
-непрерывность, т.е. контроль социальных процессов в организации, позволяющий оценить их направленность и динамику;
-обоснованность, т.е. использование в ходе наблюдения методов и показателей, позволяющих дать объективную оценку социального развития организации;
-системность, т.е. обеспечение комплексного всестороннего исследования социальных процессов в организации.
Базовыми категориями социального мониторинга, определяющими систему целей развития социальных систем, выступают образ, качество и уровень жизни населения. На федеральном и региональном уровнях им соответствует система показателей социально-экономического развития общества:
-демографические параметры, характеризующие численность, поло-возрастную структуру населения;
-уровень доходов, характеризующий жизненный уровень населения;
-занятость населения, характеризующая спрос и предложение на рынке труда;
-уровень образования, характеризующий интеллектуальный потенциал населения;
-уровень развития сферы услуг, характеризующий условия жизнедеятельности населения;
-уровень социальной защиты, определяющий минимальные социальные стандарты жизнедеятельности населения.
При оценке уровня социального развития организации указанные показатели выступают в роли социальных стандартов или социальных ориентиров для сравнения. Набор показателей социального мониторинга определяется целями и направлениями социального развития организации, подлежащими контролю, а также характером факторов внешней среды, оказывающих влияние на развитие организации.
Цели коммерческой организации ориентированы на повышение доходности на инвестиции, увеличение капитала собственника и рыночной доли организации, внедрение новых продуктов. Соответственно, обеспечивающие их достижение направления социального развития предполагают формирование профессиональной и квалификационной структуры персонала, мотивации работников, характера межличностных отношений, и, как результат, повышение интеллектуального потенциала работников, лояльно настроенных к инновационной политике руководства.
Учет факторов внешней среды позволяет прогнозировать реакции организации на изменение ситуации. В ходе мониторинга подлежат учету факторы:
-изменяемые в результате действий организации: взаимоотношения с поставщиками и потребителями, позиции на рынке, информационная обеспеченность, технологический уровень производства, др.;
-независимые от действий организации: налоговая и социальная политика государства, структурные изменения в экономике, инфляционные процессы.
В целом мониторинг осуществляется по следующим направлениям:
-оценка корпоративной культуры организации, в том числе элементов корпоративной культуры, типа и структуры корпоративной культуры;
-оценка корпоративного управления: характеристика элементов корпоративного управления, соответствие структуры основным положениям устава, защита имущественных прав акционеров и прав по участию их в управлении;
-оценка кадровой политики организации: характеристика направлений кадровой политики, оценка их соответствия стратегии организации, оценка методов работы с персоналом;
-оценка эффективности использования персонала: характеристика методов оценки эффективности использования персонала в организации, оценка результативности труда по категориям работников, оценка эффективности работы службы управления персоналом;
-оценка социально-психологического климата: определение и характеристика ключевых элементов, определяющих климат в организации; оценка их соответствия социальным нормам, пути и методы улучшения социально-психологического климата;
-оценка системы поощрений и компенсационных программ: характеристика современных методов стимулирования трудовой активности персонала, методы анализа действующей в организации системы стимулирования;
-оценка системы профессионального развития персонала: характеристика ключевых направлений, определяющих профессиональное развитие персонала; методы и процедура оценки систем аттестации и продвижения персонала.
Мониторинг социального развития организации включает следующие этапы:
-формулирование основных направлений мониторинга и построение дерева целей;
-формирование набора рабочих стандартов, определяющих рамочные характеристики исследуемых параметров;
-выбор и заполнение учетных форм, обеспечивающих возможность комплексной оценки результатов мониторинга;
-выявление и оценка отклонений полученных результатов от нормативных значений выбранных показателей;
-составление заключения по результатам мониторинга.
Общая цель мониторинга состоит в формировании мнения руководства организации о степени соответствия реального уровня социального развития организации принятым стандартам, правилам, нормам, целям организации.
Формирование набора рабочих стандартов позволяет установить критерии для оценки уровня социального развития организации, регламентировать исследуемые социальные процессы и состояния.
Выбор и заполнение учетных форм позволяет наглядно отразить состояние исследуемых параметров социального развития организации, используя действующую систему учета и отчетности.
Для итоговых, рубежных оценок уровня социального развития организации могут быть использованы технологии кадрового аудита, т.е. оценки эффективности работы с персоналом по направлениям мониторинга.
Общая цель аудита уровня социального развития организации состоит в формировании вывода о степени соответствия реального состояния социального развития организации принятым стандартам, правилам, нормам, ключевым показателям стратегии развития организации.
Нормативная база аудита уровня социального развития организации включает:
-юридические нормы или нормы права - общие правила, установленные государственной властью и поддерживаемые ее принудительной силой;
-нормы и стандарты по безопасности и охране труда;
-локальные нормативные акты и документы по направлениям мониторинга;
-социальные нормы – количественные выражения гарантий государства по основным направлениям социальной политики
Разновидностью социальных норм выступают государственные социальные стандарты. Государственный минимальный социальный стандарт - это установленная органом власти на определенный период социальная норма (норматив), гарантирующая определенный уровень удовлетворения важнейших потребностей человека.
Основными элементами государственных минимальных стандартов являются:
-в области оплаты труда - прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, ставка первого разряда единой тарифной сетки, др.
-в области здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания, ЖКХ, пенсионного обеспечения - перечень бесплатных видов услуг.
Аудиторское заключение содержит:
-общую оценку уровня социального развития организации на дату проверки;
-оценку состояния социальной среды организации по направлениям аудита;
-предложения и рекомендации, обеспечивающие социальное развитие организации в соответствии с принятыми ориентирами.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 267.