Сущность социального мониторинга
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Социальный мониторинг - целевое непрерывное или систематическое наблюдение важнейших социально-экономических процессов, происходящих в организации, в целях прогнозирования их динамики, разработки и реализации социальных программ социального развития организации.

В организации сведения, получаемые в ходе социального мониторинга, обеспечивают:

-анализ текущего социально-экономического состояния организации и темпов ее развития;

-составление прогнозов и планов социально-экономического развития;

-планирование выполнения мероприятий управления организацией;

-координацию регулирующих действий служб управления организацией.

Характерными чертами социального мониторинга, отличающими его от статистических методов, являются:

-ориентация на выявление тенденций и локальных изменений, возможностей возникновения неблагоприятных и рисковых ситуаций в социальной группе,

-комплексный учет и оценка социальной, экономической и психологической информации,

-сбор и анализ не только количественных, но и качественных параметров, характеризующих социальную среду.

Социальный мониторинг как комплексная система непрерывного наблюдения, анализа и краткосрочного прогнозирования хода основных социальных процессов в организации является необходимым звеном во время подготовки, принятия и контроля исполнения управленческих решений в организации. Фактически, социальный мониторинг есть социологическое исследование организации.

Основными принципами социального мониторинга являются:

-целенаправленность, т.е. получение сведений, обеспечивающих действенный контроль руководства организации за ходом социальных процессов в организации;

-непрерывность, т.е. контроль социальных процессов в организации, позволяющий оценить их направленность и динамику;

-обоснованность, т.е. использование в ходе наблюдения методов и показателей, позволяющих дать объективную оценку социального развития организации;

-системность, т.е. обеспечение комплексного всестороннего исследования социальных процессов в организации.

Базовыми категориями социального мониторинга, определяющими систему целей развития социальных систем, выступают образ, качество и уровень жизни населения. На федеральном и региональном уровнях им соответствует система показателей социально-экономического развития общества:

-демографические параметры, характеризующие численность, поло-возрастную структуру населения;

-уровень доходов, характеризующий жизненный уровень населения;

-занятость населения, характеризующая спрос и предложение на рынке труда;

-уровень образования, характеризующий интеллектуальный потенциал населения;

-уровень развития сферы услуг, характеризующий условия жизнедеятельности населения;

-уровень социальной защиты, определяющий минимальные социальные стандарты жизнедеятельности населения.

При оценке уровня социального развития организации указанные показатели выступают в роли социальных стандартов или социальных ориентиров для сравнения. Набор показателей социального мониторинга определяется целями и направлениями социального развития организации, подлежащими контролю, а также характером факторов внешней среды, оказывающих влияние на развитие организации.

Цели коммерческой организации ориентированы на повышение доходности на инвестиции, увеличение капитала собственника и рыночной доли организации, внедрение новых продуктов. Соответственно, обеспечивающие их достижение направления социального развития предполагают формирование профессиональной и квалификационной структуры персонала, мотивации работников, характера межличностных отношений, и, как результат, повышение интеллектуального потенциала работников, лояльно настроенных к инновационной политике руководства.

Учет факторов внешней среды позволяет прогнозировать реакции организации на изменение ситуации. В ходе мониторинга подлежат учету факторы:

-изменяемые в результате действий организации: взаимоотношения с поставщиками и потребителями, позиции на рынке, информационная обеспеченность, технологический уровень производства, др.;

-независимые от действий организации: налоговая и социальная политика государства, структурные изменения в экономике, инфляционные процессы.

В целом мониторинг осуществляется по следующим направлениям:

-оценка корпоративной культуры организации, в том числе элементов корпоративной культуры, типа и структуры корпоративной культуры;

-оценка корпоративного управления: характеристика элементов корпоративного управления, соответствие структуры основным положениям устава, защита имущественных прав акционеров и прав по участию их в управлении;

-оценка кадровой политики организации: характеристика направлений кадровой политики, оценка их соответствия стратегии организации, оценка методов работы с персоналом;

-оценка эффективности использования персонала: характеристика методов оценки эффективности использования персонала в организации, оценка результативности труда по категориям работников, оценка эффективности работы службы управления персоналом;

-оценка социально-психологического климата: определение и характеристика ключевых элементов, определяющих климат в организации; оценка их соответствия социальным нормам, пути и методы улучшения социально-психологического климата;

-оценка системы поощрений и компенсационных программ: характеристика современных методов стимулирования трудовой активности персонала, методы анализа действующей в организации системы стимулирования;

-оценка системы профессионального развития персонала: характеристика ключевых направлений, определяющих профессиональное развитие персонала; методы и процедура оценки систем аттестации и продвижения персонала.

Мониторинг социального развития организации включает следующие этапы:

-формулирование основных направлений мониторинга и построение дерева целей;

-формирование набора рабочих стандартов, определяющих рамочные характеристики исследуемых параметров;

-выбор и заполнение учетных форм, обеспечивающих возможность комплексной оценки результатов мониторинга;

-выявление и оценка отклонений полученных результатов от нормативных значений выбранных показателей;

-составление заключения по результатам мониторинга.

Общая цель мониторинга состоит в формировании мнения руководства организации о степени соответствия реального уровня социального развития организации принятым стандартам, правилам, нормам, целям организации.

Формирование набора рабочих стандартов позволяет установить критерии для оценки уровня социального развития организации, регламентировать исследуемые социальные процессы и состояния.

Выбор и заполнение учетных форм позволяет наглядно отразить состояние исследуемых параметров социального развития организации, используя действующую систему учета и отчетности.

Для итоговых, рубежных оценок уровня социального развития организации могут быть использованы технологии кадрового аудита, т.е. оценки эффективности работы с персоналом по направлениям мониторинга.

Общая цель аудита уровня социального развития организации состоит в формировании вывода о степени соответствия реального состояния социального развития организации принятым стандартам, правилам, нормам, ключевым показателям стратегии развития организации.

Нормативная база аудита уровня социального развития организации включает:

-юридические нормы или нормы права - общие правила, установленные государственной властью и поддерживаемые ее принудительной силой;

-нормы и стандарты по безопасности и охране труда;

-локальные нормативные акты и документы по направлениям мониторинга;

-социальные нормы – количественные выражения гарантий государства по основным направлениям социальной политики

Разновидностью социальных норм выступают государственные социальные стандарты. Государственный минимальный социальный стандарт - это установленная органом власти на определенный период социальная норма (норматив), гарантирующая определенный уровень удовлетворения важнейших потребностей человека.

Основными элементами государственных минимальных стандартов являются:

-в области оплаты труда - прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, ставка первого разряда единой тарифной сетки, др.

-в области здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания, ЖКХ, пенсионного обеспечения - перечень бесплатных видов услуг.

Аудиторское заключение содержит:

-общую оценку уровня социального развития организации на дату проверки;

-оценку состояния социальной среды организации по направлениям аудита;

-предложения и рекомендации, обеспечивающие социальное развитие организации в соответствии с принятыми ориентирами.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 232.