Развитие организации на базе концепции корпоративной социальной ответственности (КСО)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Социализация целей бизнеса формирует новые целевые установки хозяйствующих субъектов. Осуществляя свою деятельность, они должны в первую очередь ориентироваться на общечеловеческие ценности, и лишь во вторую очередь на потребности рынка. Именно такой подход лег в основу понятия «корпоративная социальная ответственность организации» (КСО).

Корпоративная социальная ответственность – это обязательство бизнеса осуществлять добровольный вклад в развитие общества, включая социальную, экономическую и экологическую сферы, принятое компанией сверх того, что требует закон и экономическая ситуация.[12]

Корпоративная ответственность перед обществом определяется как концепция выстраивания организацией отношений перед обществом и деловыми партнерами по следующим направлениям:

-производство качественной продукции и услуг для потребителей;

-создание привлекательных рабочих мест, выплата легальной заработной платы, инвестиции в развитие человеческого потенциала;

-соблюдение требований законодательства: налогового, экологического, трудового и др.;

-эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров;

-учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел;

-вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества.

Основными причинами, побуждающими организации уделять особое внимание вопросам корпоративной социальной ответственности, являются:

-глобализация и связанное с ней обострение конкуренции;

-растущие размеры и влияние компаний;

-усиление механизмов государственного регулирования;

-конкурентная борьба компаний за персонал;

-рост гражданской активности;

-возрастающая роль нематериальных активов (репутации и брендов).

Наиболее существенные аспекты позитивного влияния КСО на рост эффективности бизнеса:

-формирование позитивного корпоративного имиджа организации, что способствует росту нематериальных активов социально ответственных компаний;

-оптимизация отношений с заинтересованными сторонами, что укрепляет позиции организации на рынке;

-повышение лояльности персонала, что позволяет организации поддерживать высокий уровень мотивации работников к труду.

Нормативной базой, регламентирующей на международном уровне действия организаций в рамках корпоративной социальной ответственности выступают:

1.Международный стандарт ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности». Стандарт является руководством:

-по концепциям, терминам и определениям, относящимся к социальной ответственности;

-по предпосылкам, тенденциям и характеристикам социальной ответственности;

-по принципам и практикам, относящимся к социальной ответственности;

-по основным темам и вопросам социальной ответственности;

-по интеграции, внедрению и распространению социально ответственного поведения в самой организации и посредством ее политики и практик в рамках ее сферы влияния;

-по идентификации заинтересованных сторон и взаимодействию с ними;

-по обмену информацией относительно обязательств и результативности, а также иной информацией в области социальной ответственности.

Стандарт выделяет семь основных направлений, относящихся к КСО:

-организационное управление;

-права человека;

-трудовые практики;

-охрана окружающей среды;

-добросовестные деловые практики;

-проблемы, связанные с потребителями;

-участие в жизни сообщества и их развитие

Стандарт определяет следующие принципы социальной ответственности:

-подотчетность – организации следует быть подотчетной за ее воздействие на общество, экономику и окружающую среду;

-прозрачность – организации следует быть прозрачной в ее решениях и деятельности, оказывающих воздействие на общество и окружающую среду;

-этичное поведение – организации следует вести себя этично;

-уважение интересов заинтересованных сторон – организации следует уважать, учитывать и реагировать на интересы ее заинтересованных сторон;

-верховенство закона – организации следует принять, что соблюдение закона обязательно;

-соблюдение международных норм поведения – организации следует соблюдать международные нормы поведения, следуя при этом принципу верховенства закона;

-соблюдение прав человека – организации следует соблюдать права человека и признавать их важность и всеобщность.

2.Руководство по отчетности в области устойчивого развития GRI

Руководство предназначено для использования в качестве общепринятой системы нефинансовой отчетности в отношении экономических, экологических и социальных результатов деятельности компаний в области устойчивого развития.

В зависимости от числа раскрытых в отчете стандартных элементов и показателей, ему присваивается уровень применения GRI (от С до А – наиболее продвинутый уровень).

Руководство содержит принципы и рекомендации по организации процесса отчетности, а также стандартные элементы отчетности, предусматривающие раскрытие информации о стратегии и характеристиках организации, ее подходах в области управления и показателях экономической, экологической и социальной результативности в области устойчивого развития в рамках КСО.

Руководство GRI дает рекомендации по соблюдению ряда принципов для обеспечения качества отчета:

-отчет должен быть сбалансированным, отражать успехи организации, проблемы, с которыми она сталкивается, а также действия, предпринимаемые для их решения;

-отчет должен быть сопоставимым, то есть представленные в нем показатели должны быть приведены в сравнении с аналогичными цифрами за предыдущие отчетные периоды

-отчет должен быть достоверным, т.е. базироваться на материалах, подлежащих проверке;

-отчет должен быть своевременным, то есть выходить в соответствии с заранее определенным графиком и в сроки, которые позволят заинтересованным сторонам принимать взвешенные решения;

-отчет должен быть написан доступным и понятным языком.

3.Серия стандартoв AccountAbility (AA1000), разработанная британским Институтом социальной и этической отчетности.

Серия стандартов включает:

-стандарт принципов подотчетности AA1000APS для выявления компаниями наиболее важных проблем в области устойчивого развития и реагирования на них;

-стандарт верификации отчетов AA1000AS для оценки уровня соответствия базовым принципам стандарта AccountAbility;

-стандарт взаимодействия с заинтересованными сторонами AA1000SES для достижения управляемых, прогнозируемых и устойчивых результатов по повышению эффективности в области КСО.

В России развитие корпоративной социальной ответственности началось в последнее десятилетие. С тех пор число российских компаний, внедряющих в свою деятельность принципы социально ответственности, постоянно растет. Это может быть объяснено активным продвижение российского бизнеса на международные рынки, а также стремлением компаний сделать свой бизнес более цивилизованным, упрочить репутацию в глазах заинтересованных сторон, снизить уровень нефинансовых рисков.

Приоритетные направления корпоративной социальной ответственности организации должны органично с миссией, системой ценностей, стратегией развития организации. Вместе с тем, практика КСО определила ключевые направления и механизмы реализации КСО российских организаций:

1.Экологическая безопасность и охрана окружающей среды:

-сокращение вредных выбросов,

-энергоэффективность,

-сохранение и восстановление природных экосистем.

2.Социальное развитие организации:

-социальная защита работников,

-развитие персонала,

-отношения социального партнерства в организации.

3.Ответственные отношения с потребителями:

-предоставление качественных отваров и услуг,

-соблюдение деловой этики,

-открытость.

4.Добросовестные деловые отношения с партнерами:

-соблюдение принципов добросовестной конкуренции,

-ответственная договорная политика,

-противодействие коррупции.

5.Отношения социального партнерства с общественностью:

-инвестиции в решение региональных проблем,

-создание новых рабочих мест,

-благотворительность.

Так, реализация программы инновационного развития ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» на базе концепции КСО позволила существенно улучшить качественные характеристики водоснабжения и водоотведения в мегаполисе. Значительные изменения произошли в структуре промышленно-производственного персонала предприятия:

-сократилось число работников, занятых на работах, требующих низкой квалификации,

-доля работников в возрасте до 40 лет составила почти половину списочного состава,

-стало стабильно сокращаться число увольнений по инициативе работников, др.

Статистически подтверждено, что рост расходов на реализацию социальных программ происходил на фоне снижения темпов роста фонда оплаты труда. По сути, мотивация персонала к эффективному труду в условиях инновационных изменений на предприятии стала осуществляться за счет менее затратных немонетарных методов стимулирования.[13]

Стратегия развития ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в условиях действия нового механизма управления персоналом на базе концепции КСО позволила реализовать цели социального и экологического характера. Санкт-Петербург стал первым в мире мегаполисом, где вся питьевая вода проходит обработку ультрафиолетовым облучением и соответствует всем международным критериям качества.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 246.