Социальное партнерство в организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Формирование в России рыночных отношений и демократических институтов делают невозможным управление, основанное на жестких административных методах, требуют принципиально новых способов организации общественных отношений, в том числе трудовых.

Идея социального партнерства не нова. К ней обращаются тогда, когда возникает проблема согласования интересов наемных работников и собственников (работодателей), противостояние которых грозит социальным взрывом.

Здесь можно выделить две полярные точки зрения - теории социального партнерства: конфликтную и интегративную.

Первая широко представлена в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.Ленина. В ее основе лежит убеждение в непреодолимости противоречий, а, следовательно, ненужности идеологии и практики социального партнерства. Социальное партнерство здесь рассматривается как метод подготовки пролетариата к установлению своей диктатуры, а шагом к этому является рабочий контроль на производстве.

В основе второй группы теорий (О.Конт, М.Вебер, Э.Дюркгейм) убеждение в неизбежности социальных конфликтов и, следовательно, в поиске эффективных средств управления ими. Иными словами, идею социального партнерства здесь рассматривают как путь к достижению социального согласия. Именно здесь и с этой целью вошли в научный и публицистический оборот такие понятия, как «солидарность», «сотрудничество», «классовый мир».

Социальное партнерство - система отношений сторон, направленная на согласование их интересов в рамках социального мира; это постоянный диалог наемных работников и их профсоюзов с предпринимателями и их объединениями на различных уровнях с целью смягчить противоречивые интересы сторон путем нахождения взаимоприемлемых решений (в рамках коллективных договоров).

Базовыми принципами социального партнерства являются:

-принцип социальной справедливости, включающий в себя конкретные исторически сложившиеся представления людей о своих неотъемлемых правах и свободах, обязанностях и ответственности, мере труда и вознаграждении за труд, др.;

-принцип социальной защиты, определяющий гарантии и обязанности государства по обеспечению конституционных прав недееспособных и нетрудоспособных граждан на труд, образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение;

-принцип сбалансированности интересов, предполагающий согласование интересов сторон в части обеспечения прав, обязанностей, ответственности, приоритетов с учетом финансовых и материальных возможностей;

-принцип этики отношений, предполагающий безусловное соблюдение морально-этических и правовых норм в рамках взаимных отношений сторон, договорную дисциплину и взаимный отказ от силовых методов разрешения конфликтов.

Таким образом, социальное партнерство - это метод согласования различных социально-групповых интересов и регулирования конфликтов между ними. Безусловно, государство осуществляет контрольные функции по обеспечению прав участников трудовых отношений, используя конституционные механизмы социальной защиты. Здесь в зависимости от степени участия государства в реализации мер социальной защиты работников выделяют следующие типы отношений, известных как трипартизм, т.е. сотрудничество сторон социального партнерства с государственными органами в рамках трехсторонних соглашений:

-либеральный, предполагающий минимальную вовлеченность государства в рыночные отношения и ограниченное применение мер государственного регулирования, не выходящее за рамки выработки макроэкономической политики. Характерен для США, Канады, Австралии, Великобритании;

-консервативный, где позиция государства значительно сильнее: бюджетные отчисления на социальные мероприятия примерно равны страховым взносам работников и работодателей. Реализуется в странах с социально-ориентированной рыночной экономикой: Австрии, Германии, Италии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге;

-социал-демократический, подразумевающий ведущую роль государства в защите населения. Приоритетными задачами государственной социальной политики выступают выравнивание уровня доходов населения и всеобщая занятость. Основой финансирования социальной сферы служит развитый государственный сектор экономики. Находит практическое воплощение в Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, Швейцарии.

Первым шагом на пути формирования в РФ системы социального партнерства в области социально-трудовых отношений стал Указ Президента РФ от 15.11.91 г.»О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров и конфликтов», которым было признано целесообразным ввести в практику ежегодное заключение генеральных и отраслевых соглашений между объединениями профсоюзов, работодателей, органами государственного управления. Тем самым официально признавались более широкие возможности представителей работников и работодателей решать вопросы труда и социально-экономического развития на основе переговоров в масштабах федерации, республики, отрасли.

Но решающая роль в создании системы социального партнерства, расширении и развитии договорного регулирования трудовых отношений, в содействии согласованию интересов работников и работодателей на всех уровнях принадлежит Закону РФ от 11.03.92 г. «О коллективных договорах и соглашениях».

Закон закрепляет регулятивную функцию коллективных договоров и соглашений в регламентации трудовых отношений, указывая, что условия коллективных договоров и соглашений, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для предприятий, на которые они распространяются. Положения коллективных договоров и соглашений подлежат обязательному учету при определении содержания трудовых договоров (контрактов), при разрешении конкретных трудовых споров, в иной правоприменительной деятельности.

Закон впервые дает определение понятия «коллективный договор», как правового акта, регулирующего трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии. Коллективный договор имеет определенный срок действия, который устанавливается по соглашению сторон и составляет от одного до трех лет. Условия коллективного договора, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работника, признаются недействительными.

Законом предусмотрен примерный перечень вопросов, обязательства по которым могут включаться в договор. Этот перечень не является исчерпывающим, он носит рекомендательный характер и имеет целью дать представление о возможном содержании договора.

Трудовой кодекс РФ устанавливает нормативную базу социальной работы на предприятиях, закрепляет порядок реализации мер по защите социально-трудовых прав работников, выступает основным правовым документом, определяющем тактику социального партнерства.

Социальное партнерство - это постоянный диалог наемных работников и их представителей с работодателями. Важнейшая роль здесь отводится профессиональным союзам. Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.96г. определяет основные права профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников.

Профсоюзы защищают право работников свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на оплату труда без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты.

Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определению основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций.

Права профсоюзов в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников регулируются соответствующими федеральными законами, а также законами субъектов Российской федерации.

Практика показывает, что социально-трудовые права трудящихся зачастую нарушаются администрацией, представителями ветвей власти, что приводит к возникновению конфликтов. В первую очередь это касается вопросов оплаты труда, социального страхования, пенсионного обеспечения граждан, охраны труда и техники безопасности.

Так, у работников коммерческих организаций нередко возникают проблемы с оплатой больничных листов, предоставлением оплачиваемых отпусков (учебных, по уходу за ребенком), компенсационными выплатами, связанными с условиями и режимом труда, оплатой сверхурочных работ. В практике задержки и невыплаты заработной платы, занижение тарифных ставок, отсутствие финансирования мероприятий по охране труда, использование серых схем при оплате труда. Это порождает у работников чувство социальной незащищенности, подталкивает их к мерам противодействия.

Разрешение подобных противоречий - трудовых споров и составляет суть защиты социально-трудовых прав работников. Трудовой спор - разногласие, возникшее между участниками трудовых отношений по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, а также условий трудового договора (контракта). Различают:

-индивидуальные трудовые споры, рассматриваемые комиссиями по трудовым спорам, районными (городскими) судами;

-коллективные трудовые конфликты, рассматриваемые примирительными комиссиями, арбитражными судами.

Процедура разрешения трудовых споров прописана и закреплена в Трудовом кодексе РФ. Коллективные трудовые споры рассматриваются в соответствии с принятым в декабре 1995г. Законом РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

Для снижения риска возникновения трудовых споров при заключении договоров и соглашений сторонам необходимо руководствоваться принципами соблюдения норм законодательства, равноправия сторон, ответственности за принятые взаимные обязательства, соблюдения условия, при котором каждый последующий уровень коллективных соглашений (договоров) не может ухудшать условий соглашений более высокого уровня.

Отношения социального партнерства включают в сферу своих интересов не только отношения между работниками (их представителями) и работодателями, но и государственные органы. При заключении коллективных договоров на предприятиях участие государства в основном определяется контролем соблюдения норм охраны труда, техники безопасности. При заключении тарифных соглашений, где при отсутствии согласия сторон велика вероятность массовых актов протеста (забастовок), участие представителей органов исполнительной власти обязательно.

Процедура выработки и заключения тарифного соглашения включает: формирование отраслевой комиссии, анализ выполнения сторонами пунктов выполнения предыдущего обязательства, выработка новых обязательств и требований к партнеру, определение порядка, условий, продолжительности, места переговоров, состава участников, организацию рассмотрения проекта отраслевого тарифного соглашения и заключения отраслевого тарифного соглашения при согласии сторон. Если стороны не договорились, предусмотрено создание согласительной комиссии для выработки компромиссных предложений и последующего заключения соглашения. При отсутствии согласия сторон работники оставляют за собой право на забастовку.

Безусловно, является обязательным участие государства для обеспечения социальной защиты работников при ликвидации, реорганизации, банкротстве предприятий. Российская нормативная база в таких ситуациях предусматривает приоритет удовлетворения требований работника при банкротстве предприятия, право работника на оставление на работе, на переподготовку и трудоустройство, др.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 240.