Социальная ответственность организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Базовыми индикаторами уровня социального развития организации являются юридическая, социальная ответственность, имидж, репутация организации.

Социальная ответственность - это добровольный отклик организации на социальные проблемы общества, вытекающий из восприятия организацией самой себя как части общества, как коллективного члена общества, как места обеспечения целого ряда интересов членов общества, включая своих работников.

В отличие от социальной ответственности юридическая ответственность – есть необходимость, вызываемая законодательно определенными санкциями, следовать конкретным законам и нормам государственного регулирования.

Проблема социальной ответственности организации во всей полноте проявилась сравнительно недавно, когда наиболее дальновидные предприниматели поняли, что организации обязаны так использовать свои ресурсы, чтобы общество оказалось в выигрыше. И действительно, в ответ на проявление в обществе активного интереса к вопросам гражданских прав, равноправию женщин, загрязнению окружающей среды, иным общечеловеческим проблемам, в деловом мире активизируются работы по закреплению прав работников в коллективных договорах, гуманизации труда, внедрению ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.

Различают текущую и отложенную ответственность. Текущая ответственность достаточно близка ответственности юридической. Отложенная представляет ответственность перед будущими поколениями: какую экологию, природные ресурсы, здоровье мы оставим нашим потомкам.

Можно выделить следующие подходы к определению социальной ответственности организации:

-социальная ответственность отождествляется с юридической ответственностью;

-социальная ответственность отождествляется с профессиональной ответственностью, определяемой нормами взаимодействия профессионала и нанимателя;

-социальная ответственность отождествляется с экономической ответственностью, условиями получения прибыли;

-социальная ответственность отождествляется с морально-этической ответственностью, регулируемой морально-этическими нормами.

Позиции, которые может занимать организация с учетом ее обязательств перед обществом:

-социальная обструкция, переход границ дозволенного, отрицание и сокрытие своих действий, тактика отрицания очевидных фактов;

-социальная защита, делать только то, что требуется по закону, никто не застрахован от ошибок;

-социальный отклик, уступки внешнему давлению;

-социальный вклад, активные действия в рамках социальных потребностей общества.

Уровни социальной ответственности организаций:

-базовый, соблюдение организацией налогового законодательства;

-экономически-обусловленный, социальная ответственность ради экономической выгоды организации;

-социально-обусловленный, добровольный отклик организации на потребности общества.

К позитивным аспектам социальной ответственности организации можно отнести:

-появление благоприятных для бизнеса долгосрочных перспектив, стимулирующих прибыль, за счет формирования в сообществе более привлекательного образа (имиджа, репутации) организации;

-изменение потребностей и ожиданий общества в связи с формированием новых представлений об участии организации в решении социальных проблем;

-изменение культуры как самой организации, так и ее работников , поскольку принятые организацией моральные обязательства о социальной ответственности ,как правило, имеют основанием нормы морали, управляющие обществом.

К негативным аспектам социальной ответственности организации относятся:

-нарушение принципа максимизации прибыли за счет появления расходов на социальные нужды;

-недостаточная подготовленность организации к решению социальных проблем в связи с ориентацией руководства на достижение экономических результатов;

-недостаточный уровень информированности общества о социальной работе в организации из-за отсутствия механизма отчетности. Как результат, организация либо не в полной мере претворяет в жизнь ожидания общества, либо усилия организации воспринимаются обществом как популистские.

Методы, которыми организация реализует свои уставные права, обязанности и ответственность перед государством, обществом, покупателями, поставщиками, конкурентами и собственными работниками, а также система норм, которыми организация при этом руководствуется, понимаются как корпоративная этика.

Юридическая и социальная ответственность организации, корпоративная этика вместе воспринимаются как корпоративная культура.

Любая социальная система в целях самоорганизации, сохранения устойчивости и дальнейшего развития использует социальную мифологию, т.е. формирование набора идей, ценностей, традиций, (по типу – «так принято в нашей организации»), результаты реализации которых служат целям системы. Социальная мифология лежит в основе имиджа организации.

Имидж организации - это совокупность образов, представлений и впечатлений, возникающих в сознании людей в связи конкретной организацией.

Формирование имиджа включает в себя четыре этапа:

-создание имиджа, т.е. формирование образа,

-продвижение имиджа, т.е. раскрутка образа,

-закрепление имиджа, в т.ч. отстройка от конкурентов, подчеркивание конкурентного преимущества,

-поддержание имиджа, т.е. демонстрация социальной ответственности.

Выделяют внешний имидж, связываемый с клиентами и потребителями, и внутренний имидж, связываемый с персоналом организации. Репутация определяется как устойчивое общественное мнение о достоинствах, недостатках кого-либо или чего-либо. Иными словами, репутация рассматривается как один из элементов имиджа.

Выделим особенности имиджа, как категории, определяющей уровень социального развития организации:

 -имидж как образ существует в сознании определенной группы людей,

-имидж может складываться стихийно или целенаправленно,

-имидж может быть как положительным, так и отрицательным, в т.ч. с заранее заданными параметрами,

-имидж может соответствовать или не соответствовать реальному положению дел, т.е. иметь разную степень достоверности,

-имидж динамичен, т.е. изменяется в соответствии с изменениями в групповом сознании или в носителе имиджа,

-имидж способен активно воздействовать на эмоции, сознание, поведение как отдельных лиц, так и групп людей.

Имидж - это совокупное общественное восприятие организации многими людьми. Восприятие служит основой для впечатления об организации, формируемом в ходе личных контактов, из сообщений средств массовой информации, слухов. На практике имидж создается с учетом желаемого результата.

Руководство организации заинтересовано в создании положительного имиджа. Работая над имиджем для внешнего окружения, выделяют надежность, деловые качества персонала, устойчивое положение организации на рынке, социальную направленность деятельности.

Работая над внутренним имиджем, подчеркивают внимание администрации к потребностям персонала, способность обеспечить достойный уровень материального вознаграждения, социальную защиту, профессиональное обучение, карьерный рост, т.е. все то, что определяет суть и смысл социальной работы в организации. Здесь имидж предстает уже в виде корпоративной культуры, определяющей внутреннюю жизнь организации.

Задача по созданию положительного имиджа организации существенно облегчается, если будут учтены некоторые условия:

-должно быть соблюдено соответствие имиджа тому, что есть на самом деле,

-имидж должен быть легко распознаваем и легко запоминаться,

-имидж должен легко трансформироваться в соответствии с меняющимися условиями, оставаясь при этом неизменным в восприятии,

-имидж должен быть адресным, т.е. привлекать внимание конкретной группы людей,

-имидж должен быть незавершенным, т.е. оставлять простор для фантазии.

Имидж формируется вокруг того, что организация делает, что люди думают о ней. Участниками здесь выступают организация, ее руководство и персонал, иные организации и социальные группы, вступающие в отношения с данной организацией и ее персоналом. Имидж организации доносит до широкой публики мысль, что деятельность организации имеет своей целью не получение прибыли любой ценой, а направлена на удовлетворение потребностей людей, как внутри организации, так и вне ее. Осуществлению подобной цели способствует корпоративная реклама, когда рекламируется не товар, а организация, ее возможности, в том числе возможности персонала. Здесь прослеживается тесная связь корпоративной рекламы и ПР (Public Relations).

Социальная ответственность есть добровольный отклик бизнеса на социальные проблемы общества. Различают текущую и отложенную ответственность. Текущая ответственность достаточно близка ответственности юридической. Отложенная представляет ответственность перед будущими поколениями: какую экологию, природные ресурсы, здоровье мы оставим нашим потомкам.

Можно выделить следующие подходы к определению ответственности бизнеса:

-социальная ответственность отождествляется с юридической ответственностью,

-социальная ответственность отождествляется с профессиональной ответственностью, определяемой нормами взаимодействия профессионала и нанимателя,

-социальная ответственность отождествляется с экономической ответственностью, условиями получения прибыли,

-социальная ответственность отождествляется с морально-этической ответственностью, регулируемой морально-этическими нормами.

Позиции, которые может занимать организация с учетом ее обязательств перед обществом:

-социальная обструкция, переход границ дозволенного, отрицание и сокрытие своих действий, тактика отрицания очевидных фактов,

-социальная защита, делать только то, что требуется по закону, никто не застрахован от ошибок,

-социальный отклик, уступки внешнему давлению,

-социальный вклад, активные действия в рамках социальных потребностей общества.

Уровни социальной ответственности организаций:

-базовый, соблюдение организацией налогового законодательства,

-экономически-обусловленный, социальная ответственность ради экономической выгоды организации,

-социально-обусловленный, добровольный отклик организации на потребности общества.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 230.