Формирование корпоративной культуры организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Культура (по Далю - образование, воспитание) - это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в формах и типах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура по сути своей есть пространство воспитания, которое присущими ему методами способствует формированию в сознании человека некоего идеала. В рамках бизнеса носителем культуры являются в равной степени предприятие (корпорация), администрация и персонал предприятия, а одна из важнейших качественных характеристик предприятия определяется понятием «корпоративная культура».

Корпоративная культура предприятия как составная часть категории «культура» характеризует уровень развития базовых ценностей, определяющих работу предприятия и проявляющихся в степени социальной ответственности предприятия перед обществом и персоналом, соблюдением этических норм и правил поведения. Корпоративная культура предприятия в таком случае - поле, в рамках которого формируются отношения предприятия с внешней средой, отношения руководства с персоналом, а также реализуется миссия предприятия.

В понятие миссии вкладывается представление учредителей о предназначении предприятия, очерчивающее круг клиентов, описание предлагаемых товаров и услуг, приоритетные ценности и направления в бизнесе. Таким образом, миссия предприятия - это совокупность целей и связанных с ними убеждений, отношений, форм и методов деятельности, характерных или считающихся характерными для данного предприятия. У миссии есть внутренняя и внешняя функции:

-внутренняя - это создание рамок, в которых допустимо принимать важные решения, обеспечивающие соблюдение единства целей,

-внешняя, дающая партнерам, клиентам, общественности представление об облике предприятия.

Миссия выступает как ядро, вокруг которого формируется феномен корпоративной культуры предприятия. В первую очередь определяются основные параметры базовых составляющих миссии - стратегии предприятия и его организационной культуры.

Стратегия представляет детальный комплексный план, обеспечивающий осуществление миссии организации и достижение ее целей, в числе которых расширение существующего рынка, проникновение на новые рынки, удержание уровня сбыта, концентрация усилий на одном товаре, уход с рынка. В соответствии с выбранной маркетинговой стратегией предприятие формирует стратегию развития, социальную политику и, как следствие, стратегию управления персоналом.

Организационная культура представляет совокупность морально-этических ценностей, поведенческих норм, принятых администрацией предприятия и разделяемых его сотрудниками, соблюдение которых обеспечивает в рамках действующей структуры управления эффективную работу персонала. Организационная культура включает несколько уровней: базовые ценности предприятия, характер трудовых отношений на предприятии, поведенческие нормы и правила. Ряд фирм формулируют базовые ценности в виде кредо. На большинстве же предприятий подобные ценности не конкретизированы и воспринимаются персоналом как социальный климат на предприятии, включая сюда представления о стиле и методах руководства, корпоративной этике, уровне социальной работы на предприятии. Влияние организационной культуры, непосредственно регулирующей мотивацию трудового поведения персонала, на результаты деятельности предприятия очень велико. Несоответствие поведенческих норм целям предприятия, как правило, приводит к возникновению конфликтных ситуаций на предприятии.

Уместно провести разграничения между корпоративной культурой, организационной культурой и корпоративной этикой. Организационная культура - понятие достаточно узкое, включающее ценности, определяющие условия протекания процессов на конкретном предприятии: управление персоналом, поведение персонала. При изменении параметров внутренней среды, например, структуры управления, меняются и правила, регулирующие поведение персонала. Ценности, составляющие основу корпоративной культуры, носят более универсальный характер, ориентированы на внешнюю среду предприятия и меньше подвержены колебаниям при переменах организационного, экономического или технического характера, происходящих на предприятии.

Корпоративная этика в свою очередь представляет совокупность норм поведения корпораций во взаимоотношениях с обществом, государством, покупателями, поставщиками, конкурентами, собственниками и своими работниками. Как в воспитании человека эффективно использовать метод «кнута и пряника», так и в обеспечении этичности поведения корпорации существенны санкции закона и поощрения общественности. Процедура реализации управляющих воздействий подобного рода может быть представлена в виде кодекса этичного поведения, то есть документа, устанавливающего основополагающие ценностные ориентации фирмы, морально-этические принципы и правила ведения деловых операций. Кодекс служит руководством по проведению конкретных повседневных деловых операций, позволяет определить, что позволено, а что запрещено. Регулирует нормы поведения при взаимоотношениях с коллегами на всех уровнях организационной структуры, заказчиками, клиентами, поставщиками, акционерами, конкурентами, местным населением.

Корпоративная культура проявляется:

-в особенностях организационной культуры предприятия - поведении персонала, стиле и методах руководства, правилах внутреннего распорядка на предприятии,

-в характере социальной политики предприятия - уровне социальной работы, в отношении руководства предприятия к персоналу, определяющем социальный климат на предприятии,

-в кадровой политике предприятия - путях и методах привлечения и отбора работников на вакантные места, системе социальных гарантий и льгот персоналу,

-в степени социальной ответственности предприятия - в имидже предприятия, т.е. образе предприятия в глазах клиентов, образе работников предприятия в глазах других граждан, поведении предприятия на рынке товаров и услуг.

Фактически корпоративная культура представляет собой «социальное поле», на котором в соответствии с определенными условиями реализуются отношения предприятия с персоналом и субъектами внешней среды:

-по отношению к обществу предприятие принимает на себя определенную социальную ответственность, формируя в обществе заданный имидж предприятия,

-по отношению к клиентам предприятие соблюдает правила этики бизнеса и условия материальной ответственности, создавая образ надежного клиента,

-по отношению к государству предприятие соблюдает условия юридической ответственности законопослушного лица и налогоплательщика,

-по отношению к персоналу предприятие реализует социальные программы, использует демократические стиль и методы управления, следует принципам социального партнерства. Работники в свою очередь соблюдают правила поведения в рамках отведенных им и принятых ими к исполнению функций,

-по отношению к партнерам в сфере бизнеса предприятие реализует конкурентные преимущества, достигаемые за счет кадрового потенциала.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что корпоративная культура как системообразующая категория играет определяющую роль в организации. И действительно, морально-этические ценности (порядочность, гуманизм, др.) регулируют неформальные отношения, нормативные документы организации (организационная структура управления, должностные инструкции, др.) регулируют формальные отношения. Следовательно, процедура оценки организационной культуры может быть положена в основу механизма управления организацией. Здесь параметрическими индикаторами оценки выступают система ценностей (кредо) организации, система внутриорганизационных нормативных актов, система организационных символов (Табл.21):

Таблица 21

Дата: 2018-12-21, просмотров: 231.