Сущность социальной работы
Социальная политика государства воспринимается как система гарантий прав личности и более известна как социальная защита граждан. Форма реализации социальной политики государства и составляет суть социальной работы на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, на предприятиях и в организациях.
Социальная работа в организации есть продолжение и развитие социальной политики государства по формированию трудовых отношений в организации, обеспечивающих наиболее эффективное использование ресурсов.
На содержание трудовых отношений оказывают существенное влияние:
-жизненный цикл человека и специфика задач, решаемых в данном цикле: трудовое самоопределение, профориентация, профобучение на первом этапе, социальное и профессиональное развитие, профессиональная переподготовка на втором, высокая степень самовыражения и самоутверждение на третьем, самоуважение и потребность в вознаграждении на завершающем этапе трудовой карьеры;
-принадлежность работника к одной их групп: наименее способных к адаптации с низкой заработной платой и социальным статусом, высокоактивных и адаптируемых с более высоким уровнем доходов, работающих в конъюнктурных сферах экономики с непредсказуемыми доходами, занятых в теневой экономике и имеющих соответствующее представление о системе социальных и трудовых отношений.
В зависимости от способа регулирования трудовые отношения могут характеризоваться как солидарные, т.е. основанные на согласии и общности интересов; патерналистские с довлеющей ролью одного из субъектов трудовых отношений в условиях их полной или жесткой регламентации; партнерские, основанные на равенстве отношений сторон; дискриминационные с необоснованным ограничением прав одной из сторон.
Характер трудовых отношений неразрывно связан с социальным статусом работников, т.е. положением, занимаемым ими в обществе и коллективе. Безусловное выполнение организацией взятых на себя обязательств по отношению к работникам, соблюдение их социально-трудовых прав, поддержка и помощь в повышении профессионального уровня работников, все то что определяет суть социальной работы на предприятии - основные условия становления и роста работника.
Следовательно, социальная работа в организации есть целенаправленное непрерывное формирование социального статуса работников в рамках стратегии развития организации, ее организационной культуры. Учитывая, что доминирующим типом трудовых отношений является партнерство, на практике социальная работа в организации представляет собой систему мер воздействия на персонал в рамках социального партнерства в целях стимулирования трудовой активности и обеспечения социальной защищенности работников.
С политической точки зрения социальная работа - реализация социальной политики государства в конкретной организации, с экономической - это система распределительных отношений, с организационной - система мер воздействия на персонал, мотивирования его к эффективному труду.
Цель социальной работы - создание и поддержание кадрового потенциала, обеспечивающего эффективную работу и устойчивый имидж организации, обладающей высоким уровнем организационной культуры и социальной ответственности
Задачами социальной работы являются: продолжение и дальнейшее развитие социальной политики государства, поддержка трудовых отношений в рамках социального партнерства, оптимизация затрат на персонал в рамках концепции «результат - затраты».
Социальная работа в организации представляет постоянную, многогранную деятельность руководителей и структурных подразделений по работе с персоналом, созданию оптимальных условий для выполнения работниками возложенных на них функций, поддержке работников и членов их семей за пределами рабочего времени (отдых, проезд, жилье, обучение, социальное страхование, др.), конструктивному разрешению конфликтных ситуаций на производстве. Она направлена на формирование в сознании каждого работника чувства стабильности занимаемого положения, гарантированности сохранения достигнутого уровня жизни, прогнозирования качества жизни на достаточно отдаленную перспективу.
Таким образом, социальную работу от других направлений производственной деятельности отличает целевая, а не функциональная направленность. Доминирующими здесь являются организационно-экономические и социально-психологические методы. Это зачастую создает трудности в подборе специалистов, осуществлении работы, оценке результатов, в числе которых характер трудовых отношений и социальный климат в организации, непосредственно определяющие эффективность труда персонала.
Социальная работа в организации включает в себя направления:
-улучшение условий труда и охраны здоровья работников;
-социальное страхование работников;
-улучшение и культурно-бытовых условий персонала;
-совершенствование социальной структуры персонала.
Эти направления имеют общие характерные черты:
-не нацелены непосредственно на получение прибыли;
-ориентированы на создание равных условий и возможностей для коллектива в целом или для групп работников;
-носят комплексный характер, т.е. включают конкретные мероприятия технического, организационного, экономического и психологического характера;
-достаточно жестко контролируются государством.
Спектр направлений и их конкретное содержание могут изменяться в зависимости от экономических возможностей, выбранной стратегии развития и культуры организации. Рассмотрим наиболее характерные особенности каждого из направлений:
1.Улучшение условий труда и охраны здоровья работников.
Меры в рамках данного направления не только обеспечивают сохранение здоровья и длительную работоспособность персонала, но и могут рассматриваться как способ решения экономических задач, как активный фактор роста производительности живого труда и эффективного использования производственных фондов.
Улучшение условий труда осуществляется как устранением или уменьшением вредных условий производства за счет внедрения новых технологий, поддержанием факторов внешней среды в пределах норм производственной санитарии, так и оптимизацией режима труда и отдыха работников.
Эффективность мероприятий по улучшению условий труда и охраны здоровья работников оценивается снижением производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости работников предприятия, текучести кадров, сокращением выплат по социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью и ранним выходом на пенсию.
Работа включает следующие этапы:
-сбор информации и анализ состояния условий труда, производственного травматизма и заболеваемости персонала в базовом периоде;
-выявление возможных изменений в условиях труда в планируемом периоде, связанных с перспективами развития производства;
-определение необходимых изменений в социальной структуре персонала;
-составление программы по улучшению условий труда и охраны здоровья работников и достижению планируемых социальных и экономических результатов.
2.Социальное страхование работников.
Социальное страхование как гарантированная государством система мер материального обеспечения трудящихся и членов их семей в старости, по болезни, при потере трудоспособности, поддержки материнства и детства, а также охраны здоровья, здесь понимается как дополнительная социальная поддержка работников и членов их семей из средств организации.
Социальное страхование с экономической точки зрения носит ярко выраженный распределительный характер (финансирование реабилитационных мероприятий, социальной помощи в экстремальных ситуациях, дополнительном пенсионном обеспечении ветеранов, др.) и в отличие от других направлений социальной работы в значительной степени персонифицировано.
Основными этапами работы являются:
-определение объемов и видов социального страхования на предприятии в соответствии с кадровой политикой и финансовыми возможностями организации;
-совершенствование принципов, условий, порядка обеспечения всеми видами социального страхования работников и членов их семей;
-разработка и реализация адресных программ социального страхования в организации.
3.Улучшение культурно-бытовых условий персонала.
В рамках данного направления практически оказывается социальная поддержка работникам организации и членам их семей по поддержанию и улучшению уровня и качества жизни: строительство и содержание жилья, решение транспортных проблем, организация отдыха, др. Особое место здесь занимает организация питания персонала на производстве, непосредственно влияющая на величину совокупного дохода работников.
Как правило, подобные мероприятия, известные как «социальные пакеты», распространяются на всех работников организации, включая и вышедших на пенсию. Высокая стоимость мероприятий не позволяет расширять их спектр. На практике исключение делается лишь для отдельных категорий работников в целях повышения мотивации их к труду, поощрения за результаты работы.
Характерной особенностью здесь является то, что за счет подобных мероприятий, непосредственно повышающих качество жизни работников, в обществе формируется имидж социально ответственной организации.
Эффективность мероприятий по улучшению культурно-бытовых условий для персонала достаточно высока, поскольку они воспринимаются и как меры поощрения, и как социальная забота администрации о персонале.
4.Совершенствование социальной структуры коллектива.
Социальная структура коллектива в качестве объекта социальной работы рассматривается в неразрывном единстве социального состава работников и трудовых отношений в коллективе. Она выступает как индикатор организационного уровня организации, ее финансовой устойчивости, эффективности кадровой политики.
Совершенствование социальной структуры организации, имея основной целью создание и поддержание эффективно работающего коллектива, решает задачи оптимизации профессионального, квалификационного и социально-демографического состава работающих, обеспечивающего выполнение тактических задач, стоящих перед организацией, создания и поддержания кадрового потенциала, требующего минимальных издержек при изменении стратегических целей, формирования духа «единой команды», обеспечивающего слаженную работу коллектива, создания и поддержания благоприятного социально-психологического климата.
В рамках поставленных задач в числе мероприятий данного направления социальной работы можно выделить важнейшие:
-повышение социального статуса работников в связи с сокращением уровней менеджмента за счет перераспределения между членами коллектива прав, обязанностей, ответственности,
-повышение удовлетворенности трудом за счет внедрения системы непрерывной переподготовки и повышения квалификации работников,
-сокращение текучести кадров, повышение трудовой и исполнительской дисциплины, ликвидации трудовых конфликтов за счет развития партнерских отношений между работодателями и работниками.
Социальное планирование и регулирование базируется на социальных технологиях, определяющих порядок разработки и реализации социальных программ. В рамках социальной политики государства социальные технологии включают нормативное, финансовое и организационное обеспечение мер социальной защиты граждан РФ, в организации - процедуры реализации направлений социальной работы в соответствии с коллективным договором.
Процессы социального планирования в настоящее время кардинально меняются. Раньше планирование согласно политическим требованиям предполагало построение гипотетической модели трудового коллектива с детальной проработкой показателей социального развития организации. В настоящее время планирование - это прогнозирование рамочных характеристик развития персонала с учетом миссии организации, требований рынка труда.
Социальное планирование на практике предполагает определение объемов и форм социальных услуг персоналу организации, осуществляемое поэтапно:
1 этап - инвентаризация объектов социальной сферы.
Составляется полный перечень объектов социальной сферы. По каждому из объектов приводятся стоимостные характеристики: балансовая, восстановительная и рыночная стоимость, текущие расходы, амортизация, остаточная стоимость, затраты на социальные услуги.
2 этап – оценка социальных услуг.
Здесь определяются: объемы социальных услуг, обеспечивающие мотивацию работников к заданному росту производительности труда, качества продукции; виды и качество социальных услуг, способствующие формированию оптимальной для организации социально-демографической и профессионально-квалификационной структуры персонала, лояльности работников.
Социальные услуги делятся на обязательные и необязательные. К обязательным относятся те, которые обусловлены особенностями технологического процесса, законодательными или иными актами, отраслевым соглашением или коллективным договором, уровнем конкуренции на рынке труда, устоявшимися традициями. Обязательные услуги имеют определенные стандарты по форме, количеству и качеству, задаются нормативами, в т.ч. ТК РФ, технологией производства (техника безопасности), физическими возможностями людей (социальное и медицинское страхование), климатическими условиями (компенсационные выплаты). Данные сводятся в таблицу 19:
Таблица 19
Дата: 2018-12-21, просмотров: 264.