Управление профессиональным продвижением работников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Карьера - продвижение работника по служебной лестнице: изменение профессии, специальности, квалификации, статуса (должности), роли (обязанностей).

Различают профессиональную и внутриорганизационную карьеру.

Карьера реализуется в виде вертикальных и горизонтальных перемещений работника в организации или вне ее.

Вертикальные перемещения сопровождаются изменениями должности, горизонтальные - изменениями в характере и содержании труда.

Типовые модели карьеры:

- «трамплин» - длительный подъем по служебной лестнице и резкий прыжок вниз (уход на пенсию);

-«лестница» - каждую ступеньку служебной лестницы работник занимает фиксированное время;

-«змея» - постоянное перемещение работника внутри организации;

-«перепутье» - перемещение работника только по результатам аттестации, проводимой регулярно.

Проблемы развития карьеры:

-причины ранних затруднений: столкновение инициативы и рутины, неудовлетворенность из-за неумения, неправильная оценка своей роли, функций, неправильная оценка руководителем;

-причины трудностей в середине карьеры: отсутствие вакансий, эффект внутреннего увольнения.

Условия преодоления затруднений: реалистическая информация о работе, инициативное назначение, требовательный босс, большая автономия.

Управление карьерой включает в себя процедуры: оформление работника, обучение работника, продвижение работника, увольнение работника. Условия управления карьерой: наличие нормативной базы, совпадение интересов и ожиданий сторон, высокий статус кадровой службы. стабильность организационной структуры предприятия.

Планирование карьеры - это определение целей развития сотрудника и путей их достижения. Метод - реализация плана развития карьеры на основе партнерства. Развитие карьеры - это действия, предпринимаемые сторонами для реализации плана карьеры работника.

Условия реализации плана развития карьеры: успешное выполнение должностных обязанностей, профессиональное и индивидуальное развитие, эффективное партнерство с руководителем, заметное положение в организации.

Особенности управления карьерой:

-рабочих - продвижение по горизонтали (профессия, квалификация);

-специалистов - продвижение по горизонтали, по вертикали, комбинированное с использованием приемов работы с резервом, подготовки преемников.

Кадровая политика организации может быть ориентирована:

-на карьерный рост работника по типу "подготовил себе замену - переходи на более ответственную работу";

-на карьерный рост работника в зависимости от стажа работы в организации по типу "дольше проработал - больше знаешь и можешь";

-на получение работником при поступлении в организацию более выгодных стартовых условий в зависимости от уровня личной компетенции.

Перспективы метода "управление карьерой" - делегирование полномочий по карьерному росту непосредственно самому работнику в режиме самомотивации и самооценки. Роль руководителя - создать и поддерживать условия для самопродвижения работника.

Существенным элементом управления карьерой является работа с резервом. Резерв на замещение руководящих должностей - совокупность инициативных специалистов, отобранных для целей должностного продвижения и проходящих подготовку к занятию должностей, для которых они отобраны.

Зачисление в резерв осуществляется в индивидуальном порядке на основании аттестации работника и оформляется приказом руководителя организации. Время нахождения работника в резерве не оговаривается, но, как правило, не может превышать 3 года (среднесрочное планирование).

Факт зачисления в резерв фиксируется в личном деле работника (карте карьеры) и является элементом управления его карьерой. Алгоритм подготовки резерва на замещение представлен на рис. 8.

Деловые свойства, учитываемые при зачислении в резерв и определяемые как важнейшие для руководителя:

-способность осознать проблему и сформулировать цель;

-способность выбрать средства для достижения цели;

-готовность к принятию обязанностей по руководству людьми;

-стиль руководства, соответствующий культуре организации;

-способность к самокритике и восприятию критики;

-способность к обучению и самообучению;

-способность готовить себе преемника;

-высокая степень адаптации;

-активность и работоспособность.

Обучение лиц, зачисленных в резерв (топ-менеджеров), имеет особенности:

-менеджеры испытывают потребность в комплексе знаний на стыке экономики и психологии;

-менеджеры не верят рекомендациям консультантов и отвлеченным лекционным курсам преподавателей.

В работе с данной категорией персонала наиболее эффективна стратегия: продемонстрировать способности менеджера к решению проблемы и побудить его действовать по принципу "исцелись сам". Здесь используются два типа обучения – профессиональное и психологическое.

Профессиональное обучение осуществляется в режимах:

-"кейс-стади", основанного на обучении путем ситуационного анализа. Алгоритм обучения: выбор темы, выбор ситуации, сбор информации, редактирование кейса, окончательное решение. Состав кейса: проблема, план действий, результаты;

-технологического бизнес-обучения в формате семинаров или тренингов. Технологичные тренинги дают четкую систему навыков и умений, не обращаясь к личностным аспектам ведения бизнеса.

Психологическое обучение использует методы:

-"позицирование" - способность сформулировать, обосновать, оформить миссию и основные стратегические установки и направления предприятия. Этапы: выявление и развитие скрытых возможностей руководителя (игра), закрепление навыков (теоретический семинар), разработка (корректировка) "мягких" технологий управления, закрепление практических навыков в режиме коучинга (тренинг);

-"аттестация" - способность выбора адекватных показателей оценки персонала. Этапы: диагностика интеллектуально-познавательной сферы личности (игра), обучение методике составления психограмм, профессиограмм (теоретический семинар), технология принятия оценочных решений (тренинг), расчет сумм выплат по результатам аттестации и оформление результатов аттестации;

-"выбор команды" - способность "подбора" единомышленников для достижения поставленной цели. Этапы: диагностика способности к формулированию цели, лидерства, оценки партнера (игры), обучение методикам результативного общения, составлению и анализу социоматриц, матриц делегирования полномочий и разделения ответственности (теоретический семинар), закрепление теоретических навыков в режиме коучинга (тренинг).

Продвижение по служебной лестнице как один из результатов обучения сотрудника, сопровождается его регулярной аттестацией. Аттестация - это процедура оценки работника и принятия решения о дальнейшем его использовании в организации. Цели аттестации:

-явные: установление профессиональной пригодности работника, контроль выполнения работы, вскрытие резервов;

-неявные (латентные): выполнение требований вышестоящей организации, знакомство с сотрудниками, разрушение круговой поруки в коллективе, возложение ответственности на комиссию.

Задачи аттестации:

-представление информации руководству организации о служебном соответствии (потенциале) работника, что в итоге реализуется в виде мер материального стимулирования работника;

-представление информации сотруднику об оценке его руководством (его профессиональном имидже), что в результате проявляется в виде стимулов нематериального характера (признание).

Типы аттестации: по результатам работы, по пригодности (по потенциальным возможностям), собеседование с целью развития кадрового потенциала.

Виды аттестации: итоговая, промежуточная, специальная.

Объекты аттестации: трудовые показатели, отношение к обязанностям, черты личности, потенциальные возможности.

Факторы оценки:

-профессиональные (знания, навыки, опыт);

-моральные (трудолюбие, принципиальность, честность);

-волевые (энергичность, упорство, работоспособность);

-деловые (инициативность, самостоятельность, целеустремленность, исполнительность, оперативность);

-потенции (нераскрытые качества, определяемые тестами).

Процедура аттестации включает: выбор показателей оценки, определение нормативных значений показателей, сравнение полученных значений показателей оценки с нормативными, принятие решения. Объективность принятого решения определяется квалификационным уровнем экспертов, валидностью методики.

Методы аттестации:

-биографический метод оценки сотрудников по их биографиям и характеристикам;

-метод критических событий, фиксирующий основные достижения и упущения в работе;

-сравнительный метод, или метод стандартных оценок, когда сопоставляются фактические данные сотрудника с требуемыми (эталоном) или набором качеств (матрицей);

-метод суммированных оценок с начислением условных баллов за интенсивность проявления тех или иных качеств;

-метод попарного сравнения отдельных качеств сотрудников с составлением социоматрицы;

-метод тестирования сотрудников на основе оценки степени удачности ответов на заданные вопросы (ситуации);

-игровой метод, являющийся более сложной вариацией метода тестирования, когда сотруднику предлагается для решения проблемная ситуация;

-метод ранжирования, когда сотруднику присваивается определенный ранг среди прочих лиц;

-графический метод построения профиля личности;

-метод коэффициентов, предусматривающий пересчет набранных любым способом баллов по коэффициентам их значимости.

Эксперты, участвующие в процессе аттестации, на этапе принятия решения об оценке работника используют методы (закрепленные в инструкции):

-простые: принцип большинства, принцип диктатора;

-сложные: метод Дельфа (многотуровый), принцип Парето(принимается решение, которое невыгодно менять всем), принцип Курно (решение рационально и не ущемляет интересы каждого), принцип Эджворта (оптимальное среди коалиций экспертов решение).

Результаты аттестации используются при формировании программ: кадровой политики, управления сокращениями, управления карьерой работников.

В рамках реализации техники грейдирования на базе Хей-метода (цепочка успеха) получила распространение бально-факторная оценка должностей. Цель-разработка базовой части заработной платы. Приведем используемую нами методику оценки должности, позволяющую в реальных условиях установить ее квалификационный уровень.

Балльно-факторный метод или точечный метод проводится по факторам, выраженным в баллах с учетом весов и уровней.

Алгоритм:

1этап – анализ содержания работы, описание (профиль) должности.

Проводится описание должностей (рабочих мест): функций, организации, ответственности, квалификации, опыта, коммуникаций.

2 этап – определение факторов (элементов факторов), их веса, разработка балльной шкалы факторов. Для оценки всех должностей применяется единый набор факторов.

2.1.Проводится описание каждого фактора по уровням от простых к сложным. Например, фактор «квалификация» 1 уровень – выполнение простых операций, 6 уровень – самостоятельное принятие решений в сложных ситуациях.

2.2.Производится ранжирование факторов по степени их важности. Общий вес факторов – 100%. Веса факторов и шаг от одного уровня к другому устанавливаются группой экспертов.

2.3.Затем с учетом веса устанавливается значение первого уровня. Значения следующих уровней определяются умножением значения предыдущего уровня на величину шага (Табл. 16)

Таблица 16

Оценка факторов

Фактор

вес

Элемент фактора

вес

Уровни фактора

1 2 3 4 5 6

1

Ответственность

50

Степень полномочий 10 10 12 14 17 20 24
Масштаб действий 20 20 24 29 35 41 49
Степень влияния на результат 20 20 24 29 35 41  

2

Квалификация

35

Профессиональные знания 15 15 18 22 26 31 37
Управленческий опыт 10 10 12 14 17 21  
Навыки взаимодействия 10 10 12 14 17 21  

3

Характер деятельности

15

Область задач 5 5 6 7 9 10  
Сложность задач 10 10 12 14 17 21  
  Всего 100                

 

Основание оценки: опыт российских компаний.

Для российских компаний типичен следующий состав и вес факторов:

-профессиональные знания и умения -15%;

-управленческие навыки – 10%;

-навыки взаимодействия, коммуникабельность – 15%;

-уровень ответственности – 15%;

-степень влияния на бизнес-результаты – 20%;

-сложность решаемых проблем – 15%;

-стрессоустойчивость – 10%.

3 этап – тестирование факторов.

Проверка, в какой мере факторы охватывают все стороны оцениваемых должностей, четко ли сформулированы определения уровней. Тестируются 10% должностей, что обеспечивает репрезентативность выборки.

4 этап – оценка должностей.

Проводится присвоение уровней, подсчет баллов. Проводит группа экспертов на основании: описания структуры управления, описания должностей, описания факторов, оценочной таблицы факторов. Оцениваются должности, а не сотрудники! Баллы, полученные по разным факторам, складываются, получаем суммарный результат оценки должности (Табл. 17).

Таблица 17

Результат оценки должности

(пример)

Факторы

Уровень/баллы

Директор по персоналу Начальник отдела кадров
Степень полномочий 5/20 3/14
Масштаб действий 5/41 4/35
Степень влияния на результат 4/35 3/29
Профессиональные знания 6/37 4/26
Управленческий опыт 4/17 3/14
Навыки взаимодействия 5/21 4/17
Область решаемых задач 4/9 3/7
Сложность задач 4/17 3/14
Итого 197 156

 

5 этап – анализ соответствия ценности должности существующему уровню заработной платы (постоянной части).

Составляется таблица со списком должностей. По каждой должности выставляются баллы и существующий оклад. Материалы таблицы представляются в виде графика (тренда). Выявляются отклонения. Выводы:

-возможно, оклады для ряда должностей завышены (занижены);

-возможно, допущена ошибка при оценке должности.

6 этап – расчет уровня должности.

Должности, набравшие близкие значения баллов, относятся к одному уровню. Варианты системы:

-выделяются группы (кластеры) должностей, имеющих одинаковые баллы;

-заранее устанавливается количество уровней, а потом полученное количество баллов делится на количество уровней. Например, определяется диапазон значения уровня в баллах с шагом от 15 до 30%.

Полученные должности с присвоенными им уровнями заносятся в таблицу по подразделениям.

7 этап – построение системы окладов.

Цель – создание прозрачной системы профессионального роста. Метод – разработка вилки – ступени окладов на каждом уровне.

Вначале устанавливается средняя величина оклада для каждого уровня. Различия средних величин в пределах 30%. По каждому уровню разрабатывается вилка (Табл. 18):

Таблица 18

«Вилка» окладов

Квалификационный уровень (категория сотрудника) Оклад в пределах вилки (%)
5 Выше +15%
4 +15%
3 Среднее значение
2 -15%
1 Ниже -15%

 

8 этап – корректировка уровня.

Цель - взаимосвязь с системой оценки по результативности и компетентности.

Увеличение оклада в пределах одного уровня, т.е. повышение категории можно поставить в зависимость от результативности сотрудника. Более высокая категория присваивается:

-при условии результативности сотрудника,

-при условии роста его компетенций.

9 этап – реализация системы окладов на базе уровня должности.

Присвоение окладов сотрудникам с учетом уровня должности и квалификационного уровня (категории).

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 294.