Мотивация - процесс выбора человеком определенного типа поведения под воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов. В основе мотива потребность, побуждающая действовать с определенной целью. Мотивация - всегда торг человека с окружением о возможных взаимных уступках, с собой об ожиданиях и притязаниях. Включает два этапа: выбора типа поведения, адаптации к выбранному типу поведения (самомотивация).
Известны два вида теорий мотивации:
-теории содержания мотивации (теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория К. Альдерфера, теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда, теория двух факторов Герцберга), уделяющие внимание анализу факторов, лежащих в основе мотивации и почти не рассматривающие сам процесс мотивации,
-процессуальные теории мотивации (теория ожидания К. Левина, предпочтения и ожидания В. Врума, подкрепления Б. Скиннера, справедливости Портера-Лоулера, выбора риска Д. Аткинсона), рассматривающие и предсказывающие результаты мотивационного процесса, но не касающиеся содержания мотивов.
В исследованиях отечественных ученых (А. Г. Ядов, А. Г. Здравомыслов, В. П. Рожин, Л. С. Бяхман, Н. Ф. Наумова, др.) рассматриваются не только потребности, но и процесс формирования и функционирования мотивации, выделяются смыслообразующие мотивы трудовой деятельности, дается типология индивидов.
В последнее время формулируются новые подходы к пониманию природы потребностей, известные как общая теория потребностей (Б. М. Генкин). Основные принципы теории:
-в природе человека потребности существования и достижения;
-потребности существования имеют два уровня: минимальный (единый для всех) и базовый (индивидуальный);
-потребности достижения формируются после реализации базовых уровней потребностей существования;
-переход от потребностей существования к потребностям достижения осуществляется под влиянием аттракторов (интересов, вдохновения);
-законы предельной полезности справедливы только для потребностей существования.
Тип мотивации - это преимущественная направленность деятельности индивида на удовлетворенность определенных групп потребностей (ценностей). Выделяют следующие типы:
-первый тип - работники, ориентированные преимущественно на содержательность и общественную значимость труда;
-второй тип - работники, преимущественно ориентированные на оплату труда и другие нетрудовые ценности;
-третий тип - работники, у которых значимость разных ценностей сбалансирована.
Мотивацию работника формируют две группы факторов (Табл. 13):
Таблица 13
Факторы мотивации
Базовые факторы мотивации | Акцентуирующие факторы |
Стиль управления в организации | Возможность личного успеха, самореализации |
Межличностные отношения | Вероятность признания в организации |
Уровень зарплаты | Возможность повышения уровня и качества жизни |
Гарантия занятости | Возможность профессионального роста |
Условия труда | Обогащение труда, позитивные изменения его характера и содержания |
Профессиональный статус | Ответственность как условие высокой оценки администрации |
Монетарные системы мотивации ориентируются на две модели:
-модель мотивации через потребности (потребности – побуждения – поведение – результат);
-модель мотивации через вознаграждение (затраты – результат – вознаграждение – ценность вознаграждения).
Алгоритм внедрения системы мотивации:
-анализ внешней среды (маркетинг рынка труда);
-постановка текущих и долгосрочных задач;
-мониторинг удовлетворенности трудом;
-анализ конкурентоспособности зарплаты;
-анализ потребностей сотрудников;
-мониторинг проблем управления персоналом;
-анализ соответствия системы мотивации стратегическим целям, условиям внешней среды, потребностям сотрудников;
-разработка принципов мотивации;
-разработка методов мотивации;
-разработка системы оплаты труда;
-разработка компенсационного пакета;
-разработка немонетарной системы мотивации.
Немонетарные системы мотивации ориентируются на моделях обогащения труда, предполагающих использование факторов привлекательности труда. Так, вероятность позитивного состояния работника повышается при наличии пяти факторов: разнообразие, законченность, значимость, самостоятельность, профессиональный рост. На основании самооценки работника по пятибалльной шкале вычисляется показатель мотивационного потенциала (ПМП), значение которого тем выше, чем привлекательнее работа:
Р + Зт + Зн
МП = -------------- ×С ×П;
3
Где:
МП – мотивационный потенциал работника;
Р – разнообразие труда;
Зт – законченность трудовых приемов и операций;
Зн – значимость выполняемых работ;
С – самостоятельность работника;
П – возможность профессионального роста.
Низкие значения показателя говорят о необходимости перепроектировать работу с использованием таких методов, как смена рабочего места (ротация), расширение поля деятельности, обогащение содержания труда создание частично автономных групп, внедрение управления по целям.
Все модели мотивации ориентированы на удовлетворение материальных и социальных потребностей работника. Материальные потребности включают обеспечение работнику принятых в общественном сознании уровня и качества жизни. Социальные потребности включают обеспечение оптимального социально-психологического климата в группе, формирование в сознании работника уверенности в завтрашнем дне.
Моральные стимулы, формирующие социальный статус работника, обладают, по меньшей мере, тремя положительными чертами: широтой спектра стимулов, скоростью воздействия, низкими удельными затратами. К подобным стимулам можно отнести: присвоение почетных званий, рекомендации для участия в выборных органах, публичная похвала, др.
Структура моделей мотивации во многом определяется стратегией и экономическими возможностями организации (Табл.14):
Таблица 14
Дата: 2018-12-21, просмотров: 258.