Мотивация и стратегия предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Направления мотивации Стабильно работающее предприятие Переориентация на другие виды продукции Резкий рост выпуска продукции
Формирование статуса работника   Ценностные ориентации   Материальное стимулирование     Социальные льготы     Информационное обеспечение текущее повышение квалификации   патернализм     рост тарифов, окладов, доплат, надбавок   расширение спектра льгот для всех   текущее информирование персонала превентивная переподготовка персонала   самовыражение     рост премий   персональное предоставление льгот   информирование отдельных групп краткосрочное обучение     личные рекорды     рост премий   узкий спектр значительных льгот для всех   целевая активная информация

 

Мотивация формирует экономическое поведение работников, т.е. поведение, связанное с перебором вариантов экономических решений с целью рационального выбора, т. е. выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода. В основе экономического поведения лежат ценностные ориентации людей (деньги, статус, роль, идеалы).

Различают четыре стратегии экономического поведения:

-минимум труда - минимум дохода;

-минимум труда - максимум дохода;

-максимум труда - гарантированный доход;

-максимум труда - максимум дохода.

Поведение человека в рамках одной стратегии регулируется исключительно его мотивами. Переход от одной стратегии к другой регулируется системой стимулов. Исключение - стратегия "максимум труда - максимум дохода", где поведение человека определяется стимулами. Стратегия "минимум труда - минимум дохода", возникая, как вынужденная реакция человека на ситуацию, формирует у работника чувства "внутреннего увольнения", подавленности, способствует становлению терминаторного поведения.

В подавляющем большинстве случаев в основе деструктивного поведения работников лежит элементарное игнорирование руководством мотивационных установок работников. В результате вступает в действие правило управления - "как администрация относится к сотрудникам, так сотрудники относятся к организации".

Один из методов предупреждения деструктивного поведения - повышение заработной платы до эффективного уровня:

 

З эф. = З рыночн. + Д обм. : В обм.;

Где:

Зэф. - эффективный уровень заработной платы за данный период;

Зрыноч. - рыночный уровень заработной платы;

Добм. - доход от обмана, взятки, воровства за данный период;

Вобм. - вероятность обнаружения обмана в данном периоде.

Фактически отношение " Д обм. : В обм. "- это плата за честность работнику. Модель не учитывает "двойного дохода", когда человек будет получать доход в организации и у конкурента.

Деструктивное поведение работника проявляется в форме обмана. Обман (мошенничество) – разновидность противоправного поведения, направленного на завладение имуществом (ресурсами). Различают следующие виды мошенничества в организации:

-растрата или хищение со стороны наемного работника (непосредственные или опосредованные);

-мошенничество со стороны руководителей или менеджеров как обман путем манипуляций с финансовой отчетностью (фальсификация документов).

Мотивация мошенничества определяется "треугольником мошенничества":

-давление финансовых обстоятельств (жадность, долги, безденежье);

-возможность совершить и некоторое время скрывать факт мошенничества;

-способность оправдать это действие.

Руководитель, стремящийся предотвратить мошенничество, акцентирует внимание на одном элементе - возможности.

Выделяют шесть основных видов возможностей:

-отсутствие или недостаточность мер контроля, позволяющих предупредить/выявить мошенничество;

-невозможность или неспособность оценить качество выполненной работы;

-отсутствие производственной дисциплины;

-предоставление недостаточной или искаженной информации,

-равнодушие к происходящему со стороны начальства или коллег;

-отсутствие ревизий и аудиторских проверок.

Для предупреждения мошенничества должно быть обеспечено наличие:

-атмосферы всеобъемлющего контроля;

-системы контроля бухгалтерии и финансов.

Атмосфера всеобъемлющего контроля включает: пример руководителя, четкие правила общения, правильную оценку кандидатов при приеме на работу, понятную организационную структуру, эффективный внутренний аудит, наличие программ безопасности.

Система контроля бухгалтерии и финансов предприятия включает: разделение обязанностей, закрепление полномочий, двойной контроль.

Инициировать деструктивное поведение работника может администрация организации, предлагая работнику условия оплаты в форме сговора - соглашения работодателя и работника, заключенное в обход действующего трудового законодательства.

Цель сговора - получить материальные и иные (властные, ролевые, статусные) преимущества. Предпосылки сговора:

-фискальный характер налоговой политики государства: высокие ставки налогов, акцент на прямые налоги, негибкая политика реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетами всех уровней, др.; налогообложение «по правилам» делает средний и малый бизнес неэффективным;

-недостаточный контроль со стороны государства за соблюдением трудового законодательства работодателями; соблюдение трудового законодательства влечет за собой серьезную юридическую и социальную ответственность работодателей, что невыгодно последним;

-слабость профсоюзов и их влияния на работодателей или отсутствие профсоюзов; многие проблемы трудовых отношений эффективно решаются в рамках социального партнерства с участием профсоюзов;

-невнятная миграционная политика и недоработки миграционного законодательства; нелегальные работники-мигранты обходятся работодателю значительно дешевле;

-правовая безграмотность населения и неэффективность правоохранительных органов и судебной системы; обращение работников в государственные и судебные инстанции зачастую безрезультатно.

Очевидные для работника преимущества сговора:

-экономия работодателя на налоговых отчислениях;

-экономия работника на подоходном налоге;

-возможность получения работниками дополнительных льгот и компенсаций из бюджета;

-возможность для работодателя распространения льгот для малых предприятий;

-снятие ответственности работодателя за судьбу работника при изменении условий работы, увольнении, заболевании, увечьи (смерти) работника;

-экономия работодателя на условно-постоянных расходах (техника безопасности, условия и охрана руда на предприятии).

Скрытые от работника недостатки сговора:

-возможность потери трудового стажа для работника;

-возможность потери для работника трудовой и накопительной частей пенсии;

-уменьшение социальной защищенности работника при болезни;

-резкое уменьшение налоговых поступлений в бюджет и перечислений во внебюджетные фонды;

-непредсказуемость социально-трудовых отношений;

-повышение возможности возникновения криминальных ситуаций на предприятии;

-неизбежный переход к авторитарному стилю управления.

Признаки сговора:

-низкий уровень документально оформляемой заработной платы;

-отсутствие записи о работе в трудовой книжке:

-отсутствие трудового договора;

-несоответствие требований должностной инструкции реально выполняемой работе;

-доминирование неформальных отношений по властной вертикали над формальными;

-нарушение правил оформления больничных листов;

-нарушения порядка оформления очередного отпуска;

-прочие нарушения основных положений ТК РФ.

Превентивные меры для предотвращения сговора:

-соблюдение требований ТК РФ;

-соблюдение требований Налогового Кодекса РФ.

Симптомы деструктивных отношений - появление неформальных и формальных оценок работников, выраженных каким-либо образом. Основные из них: слухи, недовольство, жалобы.

Слух - информация, распространяемая по неформальным каналам, в основе которой лежит не сам факт, а суждение о нем.

Недовольство - выражение в любой форме неудовлетворенности или критики со стороны работника в адрес менеджера.

Жалоба - это недовольство, представленное в устной или письменной форме руководству.

Превентивные действия службы управления персоналом:

-пересмотр организационной структуры управления под «задачи организации» с ликвидацией лишних подразделений и должностей;

-определение приоритетов в развитии персонала и реализации функций управления ими;

-проведение ежегодной аттестации персонала;

-систематический пересмотр «Положений о подразделениях» и «Должностных инструкций» с целью их совершенствования в соответствии с изменениями в разделении и организации труда, а также в связи с изменениями уровня профессионализма самих работников;

-разработка компенсационных пакетов (размера, структуры, соотношения различных форм вознаграждения работникам) с ориентацией на конечные результаты, значимые для организации (система сквозных показателей, например), и с учетом индикации;

-разработка системы мер профилактики противоправного поведения сотрудников, в том числе и на случаи возникновения объективных причин к снижению уровня преданности фирме (например, при угрозе увольнения). Здесь речь идет о защите конфиденциальной информации, включая соответствующие положения в трудовых соглашениях, и мерах против мошенничества, включая внутренний аудит;

-информирование сотрудников о состоянии рынка товаров и услуг, на котором действует организация, формирование рыночного мышления, обеспечение причастности к проблемам организации.

В практике формирования кадрового потенциала организации значительную роль играет учет взаимосвязи мотивации и стимулирования труда. Мотивация – внутренне побуждение работника к производительному труду, стимулирование – внешнее побуждение. Мотивация направлена на изменение существующего положения, а стимулирование – на закрепление достигнутого результата или активизацию измененного поведения работника.

Оба этих метода имеют одну цель – повышение эффективности труда работника. При этом мотивы представляют цели работника, стимулы – цели организации. Вместе – это механизм системы стратегического управления персоналом (Табл.15):

Таблица 15

Дата: 2018-12-21, просмотров: 246.