пп | Этап развития организации | Доминирующие социальные процессы | Необходимые социальные персонал-технологии |
1 | Формирование организации | 1.Подбор и расстановка кадров. 2.Адаптация работников. 3.Развитие компетенций работников. | 1.Профессиональное распознавание претендентов. 2.Организация труда работников. 3.Профессиональное продвижение работников. |
2 | Развитие организации | 1.Регулирование взаимоотношений в организации. 2.Формирование корпоративной культуры. 3.Формирование партнерских отношений. | 1.Формирование команд. 2.Формирование корпоративного поведения работников. 3.Формирование лояльности работников |
3 | Развитие личности в организации | 1.Изменения в системе потребностей работников. 2.Изменения ценностных ориентаций работников. 3.Формирование инновационного поведения работников. | 1.Социально-экономическое стимулирование персонала. 2.Развитие мотивационного потенциала работников. 3.Развитие креативного потенциала работников. |
Социальные персонал-технологии, как способы воздействия на персонал для координации деятельности работников в соответствии с целями организации, используют административные, экономические, социальные и психологические методы.
Административные методы являются методами прямого действия, определяют жесткие рамки поведения работника в организации, построены на основе использования нормативно установленных методов наказания и поощрения, ориентированы только на формальные организации и формальные отношения.
Административные методы наказания вызывают естественную реакцию убегания от наказания, наиболее эффективны для работников, имеющих низкую трудовую квалификацию и деградированное трудовое сознание.
Административные методы поощрения недостаточно гибки. Ожидаемое поощрение воспринимается как должное. Недостаток административных методов - ограниченный набор приемов воздействия на работника, высокая инертность и субъективизм.
Разновидностью административных методов являются организационные методы стимулирования, направленные на создание условий работы максимально удовлетворяющих запросы персонала: гибкие графики работы, повышение статуса без повышения в должности, изменение роли работника за счет расширения "набора" функций.
Экономические методы обеспечивают прямое материальное стимулирование работников в соответствии с условиями трудовых договоров. Ресурсное обеспечение экономических методов определяется как результатами экономической деятельности организации, так и результатами работы конкретного человека.
Экономические методы оперативны, нейтральны к природе социальных отношений в группе, эффективны для всех категорий работников, обладают широким диапазоном воздействия на работника (ассоциация «справедливость-несправедливость»).
В основе экономических методов формы и системы оплаты труда. В качестве основных форм оплаты установлены повременная и сдельная. Системы повременной оплаты труда:
-простая повременная или поденная (тариф × отработанное время),
-повременно-премиальная (месячная зарплата + премия).
Системы сдельной оплаты труда:
-простая сдельная (расценка × число единиц продукции),
-сдельно-прогрессивная (расценка на сверхплановую продукцию выше, чем на плановую).
-сдельно-премиальная (прямая сдельная + премия),
-косвенная сдельная (оплата труда зависит от отработанного времени и результатов труда обслуживаемых работников),
-аккордная (оплата за весь объем работ).
Прочие формы оплаты труда:
-окладная: определенная сумма оплаты (оклад) назначается приказом по предприятию, премирование в соответствии с коллективным договором или условиями контракта,
-бестарифная: работнику периодически (раз в год или чаще) устанавливается определенный квалификационный уровень(ранг), принимаемый за основу при оплате его труда,
-«плавающий оклад»: оклад работнику на следующий месяц формируется по результатам его работы за предыдущий месяц,
-комиссионная: оплата устанавливается в виде фиксированной доли дохода, получаемого предприятием, от реализации продукции предприятия данным работником, разновидность - ставка трудового вознаграждения.
В последнее время популярность приобретают:
-системы оплаты труда по результатам МВО «Management by Objectives» с использованием ключевых показателей эффективности KPI (Key Performance Indicators) сотрудников;
-компенсационные системы оплаты труда с включением в структуру заработка элементов социального пакета;
-система «грейдов», имеющая в основе многоуровневую тарификацию стимулирования с четко указанными условиями, выполнение которых зависит от работника и определяет реальные результаты его стимулирования и профессионального роста.
Основные принципы эффективного стимулирования работников:
-доступность (я тоже могу столько заработать!);
-ощутимость (премия >20% оклада);
-оперативность (минимальный разрыв между результатом и оплатой);
-сочетание стимулов и антистимулов (условий депремирования).
Социальные методы ориентированы на обеспечение социальной защищенности персонала, создание оптимальных условий труда и отдыха в организации. Социальные программы и социальные технологии как инструменты как инструменты социальных методов формируют, как правило, позитивную мотивацию работников к труду, лояльность персонала к организации, помогают выстроить партнерские отношения между работодателем и работниками.
Психологические методы имеют в основе систему ценностей, закрепленных в нормах корпоративной культуры организации и моральных нормах общества в целом. Сила и эффект этих методов зависят от многих факторов (взаимоотношения в коллективе, социальные потребности работников, др.). Психологические методы спользуются для формирования избирательной трудовой мотивации для отдельных категорий работников. Неэффективны для лиц с выраженным экономическим и девиантным поведением. Ориентированы на неформальные отношения в организации. Диапазон методов необычайно широк. Очень оперативны. Восприятие зависит от личности руководителя и социального статуса работника.
Специфика целей управления социальным развитием организации – формирование структуры коллектива и взаимоотношений в нем определяет особенности управления, в частности, в использовании административных и психологических методов управления.
Так, выбор модели управления определяет стиль управления и корпоративную культуру организации (Табл.5):
Таблица 5
Дата: 2018-12-21, просмотров: 286.