Система взглядов, а именно так понимают концептуальный подход, на проблему управления социальным развитием организации за прошедший век претерпела кардинальные изменения. В эпоху индустриализации внимание исследователей было сконцентрировано на вопросах управления персоналом, который рассматривался как инструмент менеджмента. В постиндустриальном информационном обществе конца ХХ века акцент был сделан на формирование организации с заданными свойствами, обеспечивающими ее конкурентные преимущества на рынке товаров и услуг. Здесь персонал уже выступает как основной ресурс организации, для которого оказались тесны рамки классического менеджмента.
В начале ХХ века в рамках технократического подхода получили развитие: школа научного управления, административная школа, в рамках гуманистического подхода - школа человеческих отношений, школа поведенческих наук.
Технократический подход (доктрина научной организации труда и управления): ориентирован на использовании методов оптимизации организационных, технических и социальных параметров производственных систем. Этот подход известен как классическая школа управления.
Впервые понятие «научное управление» ввел в 1910 году Луис Брандейс. Основателем же по праву считается Фредерик Тейлор, сформулировавший четыре принципа управления:
-администрация берет на себя выработку научного фундамента, заменяющего собой традиционные методы организации труда;
-администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих;
-администрация осуществляет сотрудничество с рабочими по внедрению научных основ организации труда;
-устанавливается равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.
Макс Вебер утверждал, что жесткий порядок, подкрепленный соответствующими правилами, является наиболее эффективным методом работы. Он полагал, что можно регламентировать функции управления и количество управленцев, заложив тем самым основы бюрократии. В дальнейшем С.Паркинсон блестяще доказал, что количество служащих и объем работы совершенно не связаны между собой.
Анри Файоль впервые дал определение управления: «Управлять - значит предвидеть, распоряжаться, координировать и контролировать». Его основные принципы: разделение труда при специализации, неотделимость власти от ответственности, единоначалие, дисциплина и порядок, подчинение частных интересов общим, справедливое и достойное вознаграждение, централизация и иерархия, устойчивость персонала, инициатива и корпоративный дух.
Генри Эмерсон в качестве основных принципов управления выделял: открыто поставленные цели, привлечение специалистов, жесткий контроль и учет, нормирование, вознаграждение за производительность, создание условий для работы.
Герберт Саймон, автор теории административного управления полагал, что работники, преследуя собственные цели, принимают не оптимальные, а адекватные решения. Упростить процесс принятия решений – значит разработать иерархию целей. Это основная задача руководителя.
Гуманистический подход (доктрина человеческих отношений): ориентирован на использование морально-психологических и социально-организационных факторов в эффективном функционировании персонала организации. Этот подход известен как поведенческая школа управления.
Здесь вместо специализации, как цели управления персоналом, на передний план выходит изучение поведения человека в производственной среде.
Начало направлению положил Элтон Мейо. В ходе эксперимента в Хоторне (США) Э.Мейо пришел к выводам, сформулированным им в виде трех постулатов: человек представляет собой «социальное животное», жесткая иерархия подчиненности несовместима с природой человека, решение проблемы человека - дело бизнесменов. Нет прямой связи между условиями труда и производительностью персонала; рабочие трудятся производительно, когда администрация проявляет к ним гуманное отношение; неформальные отношения на производстве могут, как нейтрализовать действия администрации, так и обеспечить успех их реализации.
Наиболее известными представителями концепции человеческих ресурсов являются Абрахам Маслоу и Дуглас МакГрегор. А.Маслоу утверждал, что многие проблемы людей связаны с неспособностью удовлетворить свои потребности. Он предложил иерархию человеческих потребностей.
Д. МакГрегор сформулировал два различных подхода к управлению, которые назвал теорией «Х» и теорией «У». Согласно теории «Х» человек изначально не любит работать, его надо принуждать, он боится ответственности. Согласно теории «У» работа для человека естественна, доминирует самоконтроль, человек стремится к ответственности. Иными словами, теория «Х» воплощает авторитарный стиль управления, теория «У» - демократический.
Фредерик Герцберг разработал двухфакторную модель мотивации персонала, в основе которой гигиенические факторы условий и оплаты труда, безопасности, контроля и мотивационные факторы признания, достижения, роста. Определил 16 атрибутов труда, среди которых: лидерство, интересная работа, свобода, профессиональный рост, условия и оплата труда, стабильность, информированность, др.
У.Оучи предложил теории «Z» и «А», символизирующие соответственно японский и американский подходы к менеджменту (Табл.1):
Таблица 1
Дата: 2018-12-21, просмотров: 264.