Характеристика подходов к управлению персоналом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Подход США Япония
Человеческий капитал Малые вложения в обучение, обучение конкретным навыкам, формализованная оценка. Крупные вложения в обучение, общее обучение, неформализованная оценка.
Трудовой рынок На первом месте внешние факторы, краткосрочный найм, специализированная лестница продвижения. На первом месте внутренние факторы, долгосрочный найм, неспециализированная лестница продвижения.
Преданность фирме Прямые контракты по найму, внешние стимулы, индивидуальные задания. Подразумеваемые контракты, внутренние стимулы, групповая ориентация в работе.

 

Видными представителями советской школы управления в рамках доктрины человеческих отношений являются:

-Алексей Капитонович Гастев,формулировавший методологический подход к активизации человеческого фактора на производстве;

-Гелий Николаевич Черкасов, основатель теоретических направлений: социального и экономического эффекта организации труда, мотивации труда, интенсивности труда.

Отечественный опыт управления социальным развитием организации базировался на принципах научной организации труда, реализуемых в рамках планов социального развития предприятий. Финансирование основных мероприятий осуществлялось из фондов социального развития. Широкое распространение имели такие рычаги, как рабочий контроль, социалистическое соревнование, социальное стимулирование победителей в форме наград, званий.

Активно реализовалась идея планирования социального развития организаций. План социального развития предприятия включал разделы:

-изменение социально-демографической структуры производственного коллектива;

-повышение квалификации и образовательного уровня работников;

-улучшение условий труда и охрана здоровья работников;

-улучшение бытового обслуживания, отдыха трудящихся и их семей;

-коммунистическое воспитание и развитие общественной активности трудящихся.

В 90-е годы прошлого столетия социальная политика власти свелась к неэффективной приватизации и уходу государства из социальной сферы. Предприятиям было рекомендовано, как можно быстрей избавляться от объектов социальной инфраструктуры, продав их или передав на баланс муниципалитетам. Муниципалитеты в результате проводимых реформ, остались без источников финансирования объектов социальной сферы. Все это отразилось на снижении качества жизни населения.

Начиная с 2000г. ситуация в социальной сфере начала существенно меняться. Приоритетами социальной политики государства, в том числе в рамках всероссийских конкурсов «Организация высокой социальной эффективности» стали:

-развитие рынка труда и содействие занятости населения,

-создание условий труда, позволяющих сохранить здоровье работников в процессе трудовой деятельности,

-развитие трудового и личностного потенциала работников,

-создание условий для ведения здорового образа жизни,

-распространение принципов социального партнерства,

-развитие малого предпринимательства,

-распространение и развитие практики благотворительности граждан и организаций.

В основе практики управления социальным развитием организаций за рубежом:

-концепция качества трудовой жизни (США), в рамках которой каждая организация должна обеспечить работникам достойное вознаграждение за труд, социальную защищенность, безопасные условия труда, др.;

-концепция социальной справедливости (ФРГ), где государство гарантирует безусловное соблюдение основных прав и свобод работников на каждом предприятии;

-концепция социальной солидарности (Швеция), в основе которой принцип «сильный помогает слабому», реализуемый путем жесткого контроля налоговых органов за доходами населения;

-концепция синтоизма (Япония), акцентирующая внимание на коллективизме в организациях, патернализму, уважению к старшим.

В современном постиндустриальном информационном обществе идут глобальные процессы, связанные с изменениями структуры производительных сил и влекущие резкие изменения производственных отношений:

-ступени властной иерархии уничтожаются, возникают организации с сетевой структурой;

-процессы производства подвергаются реинжинирингу, когда отдельные операции объединяются. Задачи, операции, функции, ответственность и квалификация персонала соединяются в одном связном целом;

-основную роль начинают играть небольшие команды работников, обладающие всей полнотой ответственности. Творческий подход и самоуправление являются основными характеристиками командного подхода;

-отношения в компаниях начинают строиться по типу внутренних рынков, в основе которых внутренняя конкуренция, непрерывное переформирование команд и сетей из нескольких команд, для того, чтобы наиболее эффективно приспосабливаться к требованиям рынка;

-управление в организации действует по принципу открытой книги. Лишь информированные работники способны на творчество, ответственность и предпринимательскую инициативу, мотивируя свои действия законами свободного рынка;

-компании отказываются от традиционного планирования, ориентируясь на развитие компетенций персонала, их гибкость и способность реагировать в режиме «онлайн». Специалисты несут индивидуальную ответственность за каждый отдельный рынок или клиента и превращают их в свои возможности.

Новые концепции, учитывающие реальные процессы в экономике, основаны на подходе к организации как бизнес-единице открытой социально-экономической системы, какой является постиндустриальное общество. В основе концепций теория систем Людвига фон Берталанфи, теория волновых циклов Николая Кондратьева. Персонал здесь выступает как наиболее эффективный ресурс, способный увеличивать свою стоимость.

В последние годы школа человеческих отношений дополнена:

-теорией институциональных отношений (Дуглас Нордт), согласно которой нормы и правила на производстве, принятые без учета перемен в обществе, приводят к неожиданным, зачастую противоположным результатам;

-теорией глобального менеджмента (М.Желены), полагающей, что на предприятиях активно реализуются процессы перехода от жестких структур управления к пластичным, от централизации управления к делегированию полномочий, от узкой специализации к широким профилям работников, от спланированной карьеры к гибкому развитию, от контроля за работниками к ответственности самих работников за собственное развитие.

Социальный подход (доктрина человеческого капитала): выступает как доминирующий взгляд современного менеджмента, определяющий отношение к человеку в рамках концепции "персонал - главное достояние организации". Согласно этой доктрине человеческий капитал - это совокупность накопленных свойств человека, способных принести доход ему и обществу. К числу особенностей человеческого капитала могут быть отнесены:

-способность капитала накапливаться со временем,

-высокая стоимость формирования человеческого капитала,

-способность давать продолжительный значительный экономический и социальный эффект в будущем.

Социальное развитие организаций современные исследователи видят на пути самообучающейся организации, где обучение и саморазвитие каждого сотрудника заложены в базовые ценности корпоративной культуры.

В основе проблем, с которыми сталкиваются современные организации, процессы формирования в России рыночной экономики и постиндустриального общества на базе информационных технологий. Изменения спроса и предложения на рынке труда, профессионально-квалификационной структуры и демографических характеристик трудовых ресурсов – результат действия этих процессов.

Необходимость поддержания и развития трудового потенциала на государственном уровне, на уровне отдельных хозяйствующих субъектов определяет актуальность управления социальным развитием организаций.

 

1.3.Базовые категории дисциплины

 

Организация как субъект хозяйствования – это социальная система, в которой на условиях партнерских отношений реализуются цели работодателя и работника.

Социальная система – это совокупность людей, объединенных по определенным признакам. Термин «социальная система» применительно к организации подчеркивает, что организация, по сути, - комплекс взаимозависимых и изменяющихся факторов. К таким факторам относятся индивиды с их склонностями и мотивами, формальные и неформальные группы с их взаимоотношениями.

Социальная система в теории организации понимается как открытая система, т.е. система, имеющая проницаемые границы с внешней средой, где субъектами взаимодействия с организацией выступают: государство, профсоюзы, поставщики, потребители, конкуренты.

Особенностями формирования социальных систем являются:

-наличие объекта и субъекта действия в одном лице;

-разделение труда между субъектами (разделение и кооперация труда);

-отношения иерархии (соподчиненности) между субъектами;

-закрепление эффекта взаимодействия в виде должностных инструкций, правил, ритуалов;

-включение в систему других субъектов (делегирование прав).

Различают следующие основные закономерности функционирования социальных систем:

-социальная система всегда выступает как единая организация, имеющая общую цель, иерархию отношений, разделение и кооперацию труда, координацию действий между элементами системы;

-процессы, протекающие в них, стремятся к самоорганизации, когда при определенных условиях составляющие их элементы начинают действовать согласованно (пример: появление неформальных групп в организации);

-за счет согласованного взаимодействия элементов эффективность системы в целом, как правило, значительно выше суммы возможностей каждого элемента в отдельности;

-система всегда стремится к самосохранению, используя механизм обратной связи, т.е. корректировки своих действий в зависимости от внешних и внутренних условий.

Среда, в которой взаимодействуют вышеуказанные факторы социальной системы, понимается как социальная среда организации. Социальная среда выступает, с одной стороны, как база формирования социально-трудовых отношений в организации, с другой, как объект социальной политики менеджмента организации.

Регулирование социально-трудовых отношений в рамках социальной политики осуществляется путем:

-социальной защиты как системы мер, обеспечивающих социальную защищенность нетрудоспособного населения и социально уязвимых слоев трудоспособного населения,

-социальной поддержки, т.е. мер по созданию условий, позволяющих экономически активному населению обеспечить социальную защищенность,

-социальной помощи - мер кратковременного характера по оказанию помощи людям, попавшим в экстремальные жизненные ситуации, требующие дополнительных расходов.

На содержание социально-трудовых отношений оказывают существенное влияние:

-трудовой возраст человека и специфика задач, решаемых на этом этапе жизненного пути;

-принадлежность работника к определенному социальному слою с его системой ценностей.

Эти отношения чутко реагируют на изменения правовых рамок, структуры рынка труда, стратегии организации, системы норм и ценностей, действующих в ней.

В зависимости от способа регулирования социально-трудовые отношения могут характеризоваться, как:

-солидарные, т.е. основанные на согласии и общности интересов;

-патерналистские с довлеющей ролью одного из субъектов отношений;

-партнерские, основанные на равенстве отношений сторон;

-дискриминационные, с необоснованным ограничением прав одной из сторон.

Характер социально-трудовых отношений неразрывно связан с социальным статусом работников, т.е. положением, занимаемым ими в обществе и коллективе.

Социальное развитие всегда выступает как комплексный процесс, результаты которого проявляются в изменениях социально-трудовых отношений в организации. В первую очередь эти изменения затрагивают такую категорию как корпоративная культура организации.

Корпоративная культура- система ценностей, принятых в организации и разделяемых собственниками, менеджерами, персоналом. Это набор привычек, писаных и неписаных норм поведения, запретов, ценностей морально-этического плана, ожиданий, представлений о будущем и настоящем организации. Она складывается из поведения людей в организации, передается и поддерживается через обучение, проявляется через формальные и неформальные отношения. Корпоративная культура выступает как система правил, по которым реализуются социально-трудовые отношения в организации.

Основные функции корпоративной культуры как индикатора уровня социального развития организации заключаются в формировании, накоплении и регулировании системы духовных ценностей организации.

Корпоративная культура как системное образование включает:

-организационную культуру, определяющую эффективность взаимодействия элементов организации, качество управленческих решений;

-культуру условий труда, определяющую уровень безопасности труда в организации, степень экологической безопасности по отношению к окружающей среде;

-духовную культуру, формирующую характер межличностных отношений, социально-психологический климат в коллективе.

На практике чаще говорят об организационной культуре как элементе корпоративной культуры, под которой понимают нормы поведения в организации, элементы делового администрирования, обеспечивающие достижение целей организации.

Иерархическая структура корпоративной культуры может быть представлена в виде «пирамиды ценностей», в основании которой мотивационные структуры личности: идентификация сотрудника с организацией, ее идеалами и готовность поступать в соответствии с этими идеалами. Средний слой пирамиды составляют ритуалы, правила и нормы поведения сотрудников как воплощение ценностей в конкретных действиях. Вершину пирамиды составляют идеалы корпорации: ее философия, девиз, символы, мифы.

Поддержание и развитие корпоративной культуры определяется двумя факторами: степенью принятия работниками ценностей корпорации, преданностью этим ценностям.

Для обеспечения принятия работником ценностей корпоративной культуры организация обеспечивает целевой отбор кандидатов, соблюдает ритуал «ввода в должность», проводит обучение работников, знакомя их с принятыми нормами и правилами, регулярно оценивает результаты труда работников, обеспечивая при этом соответствующее вознаграждение, организует признание отличившихся работников и их продвижение.

Кадровая политика - это система правил и норм работы с персоналом в рамках стратегии организации. Кадровая политика определяет направления формирования социально-трудовых отношений в организации.

Цель кадровой политики - обеспечить баланс обновления и сохранения численного и качественного состава персонала в соответствии с потребностями организации, требованиями рынка.

Задачи кадровой политики: определение целей, принципов, приоритетов работы с персоналом, организационно-штатная политика, оценка результатов деятельности персонала, стимулирование персонала.

Различают следующие типы кадровой политики:

-пассивная политика, реагирование на текущие проблемы.

-активная, диагностика персонала, среднесрочное планирование

-авантюристическая политика, полное отсутствие диагностики и планирования,

-превентивная политика, существует диагностика, планирование, но отсутствуют деньги.

По отношению к внешней среде выделяют:

-открытую, готовую принять специалиста на любую должность, что свойственно новым "агрессивным" организациям, ориентированным на быстрый рост,

-закрытую, предпочитающую замещать вакансии своими работниками, что способствует формированию духа сопричастности в организации.

Персонал в управлении социальным развитием организации есть основная категория, отражающая качественную и количественную сторону трудовых ресурсов организации, личный состав организации.. Действенность управления обеспечивается, если учитываются следующие важнейшие свойства персонала:

-наличие значительного потенциала развития персонала,

-уникальность персонала, поскольку каждый человек - личность,

-уязвимость, подверженность внешним и внутренним воздействиям,

-системность, сочетание объекта и субъекта управления,

-зависимость поведения от качества коммуникационных каналов,

-слабая прогнозируемость поведения отдельных работников.

Результирующим показателем уровня социального развития организации является трудовой потенциал - заложенные потенции, возможности выполнения тех или иных функций при благоприятных условиях развития способностей, задатков, доведения их до умения, навыков. Структура трудового потенциала работника включает:

-квалификационный потенциал - профессиональные знания,

-психофизиологический потенциал - работоспособность,

-творческий потенциал - интеллект, способность к развитию,

-коммуникативный потенциал - способность к сотрудничеству,

-нравственный потенциал - ценностные ориентации,

-лидерский потенциал - способность к лидерству.

В последнее время больше говорят о компетенции персонала как важнейшей его характеристике с позиции менеджмента.

На практике управление социальным развитием организации реализуется в рамках кадровой политики в форме социальной работы. Характерными ее чертами являются направленность на удовлетворение первичных социальных потребностей персонала, соблюдение высоких социальных стандартов, совершенствование и повышение эффективности социальных технологий.

Цель социальной работы - создание и поддержание кадрового потенциала, обеспечивающего эффективную работу и устойчивый имидж организации, обладающей высоким уровнем организационной культуры и социальной ответственности

Задачами социальной работы являются:

-продолжение и дальнейшее развитие социальной политики государства;

-поддержка трудовых отношений в рамках социального партнерства;

-оптимизация затрат на персонал в рамках концепции «результат - затраты».

Социальная работа на предприятии представляет постоянную, многогранную деятельность руководителей и структурных подразделений по работе с персоналом, созданию оптимальных условий для выполнения работниками возложенных на них функций, поддержке работников и членов их семей за пределами рабочего времени (отдых, проезд, жилье, обучение, социальное страхование, др.), конструктивному разрешению конфликтных ситуаций на производстве. Она направлена на формирование в сознании каждого работника чувства стабильности занимаемого положения, гарантированности сохранения достигнутого уровня жизни, прогнозирования качества жизни на достаточно отдаленную перспективу.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 261.