Нормативная база социального развития организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Нормативная база включает федеральные и локальные нормативные акты, регламентирующие процессы социального развития организации и оценочные показатели. Федеральные акты формируют систему гарантий прав личности, определяют базовые показатели социального развития и более известны как социальная защита граждан. К важнейшим из них относятся:

-Конституция РФ (основные права и свободы личности);

-Трудовой кодекс РФ (гарантии и права работников);

-Гражданский кодекс РФ (имущественные права граждан);

-Законы РФ «О ветеранах», «О государственной социальной помощи», др. (социальная защита граждан);

-Закон РФ «Об образовании» (гарантии в сфере обучения);

-Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (гарантии социального партнерства);

-Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (организация благотворительной деятельности), др.

В числе основных социальных гарантий, определяемых как государственные минимальные социальные стандарты в системе социального развития организации могут быть названы:

-в области трудовых отношений и оплаты труда: минимальный размер оплаты труда, размер тарифной ставки первого разряда, др.;

-в области условий и охраны труда: нормативная продолжительность рабочего времени в день, в неделю, в ночное время, для отдельных категорий работников, др.;

-в сфере занятости: условия найма и увольнения, регистрации и трудоустройства безработных, размер и условия предоставления пособия по безработице, др.;

-в области пенсионного и других видов социального обеспечения: размеры страховых тарифов в социальные фонды и условия выплат, порядок исчисления и увеличения государственных пенсий, социальные льготы пенсионерам, ветеранам, др.;

-пособия по государственному социальному страхованию: условия социального страхования работников;

-пособия семьям с детьми и другим категориям населения: условия и размеры предоставления пособий при рождении ребенка, на содержание детей, др.;

-стипендии: размеры государственных стипендий учащимся, студентам, аспирантам, докторантам;

-компенсационные выплаты лицам, подвергшимся воздействию облучения вследствие радиационной катастрофы, лицам - вынужденным переселенцам, др.;

К числу важнейших гарантий в рамках трудового законодательства отнесены:

-при найме: запрещение необоснованного отказа в приеме на работу, запрещение требования от работника документов помимо предусмотренных законодательством, ограничения по сроку испытания при приеме на работу;

-во время работы: соблюдение регламентированной продолжительности рабочего дня, недели, ограничение сверхурочных работ, запрещение работы в выходные дни;

-при переводе: запрещение перевода на другую работу без согласия работника, ограничение перевода на неквалифицированные работы;

-при предоставлении времени отдыха: предоставление ежегодного отпуска с сохранением среднего заработка, недопустимость замены отпуска денежной компенсацией;

-при обучении работников: создание условий для обучения, порядок предоставления учебных отпусков, льгот обучающимся работникам;

-при увольнении: жесткая регламентация оснований и порядка прекращения трудового договора, прав работника, работодателя и профсоюзного органа, выплаты льгот и компенсаций высвобождаемым работникам;

-при возникновении трудовых споров: порядок рассмотрения трудовых споров, принятия решения по ним, исполнения решений о восстановлении на работе;

-в области охраны труда: порядок обеспечения здоровых и безопасных условий труда, выдачи средств защиты, регламентация труда женщин и молодежи.

Практика социального нормирования в России ориентирована в первую очередь на выработку минимальных социальных стандартов, т.е. предельных значений материальных благ, которые должны быть гарантированы государством. Подобный подход не учитывает субъективную составляющую жизнедеятельности, т.е. удовлетворенности населения качеством, условиями предоставления, доступностью социальных гарантий. Поэтому при формировании целевых установок социального развития как страны в целом, так и организаций категория качества жизни в настоящее время становится определяющей.

Следовательно, социальные стандарты, а точнее, стандарты качества жизни, должны играть роль не элемента социальной защиты, а фиксировать оптимальный уровень условий жизнедеятельности людей, что позволит обеспечить всестороннее развитие личности и прогресс общества в целом.

Приведем важнейшие требования к системе показателей качества жизни:

-система показателей должна охватывать основные социально значимые сферы, связанные с качеством жизни людей;

-номенклатура показателей должен соответствовать структуре дерева целей социальной политики субъекта управления любого уровня;

-система показателей должна быть ориентирована на человеческую личность, т.е. содержать наряду с объективными и субъективные показатели (мотивация, потребности, интересы, др.);

-система показателей должна быть приемлема для международных сравнений.[1]

Основными индикаторами, определяющими уровень благосостояния населения России установлены:

1.Уровень жизни населения, т.е. непосредственная (количественная) оценка конкретных сторон условий жизнедеятельности, определяемый системой показателей:

-реальные денежные доходы населения в процентном отношении к предыдущему году;

-реальная заработная плата в процентном отношении к предыдущему году;

-доля населения с доходами ниже прожиточного минимума;

-валовый национальный продукт на душу населения в процентном отношении к предыдущему году (индекс выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики, соотнесенный с численностью постоянного населения в среднесписочном исчислении);

-индекс промышленного производства в процентном отношении к предыдущему году.

2.Образ жизни населения, т.е. совокупность наиболее типичных и существенных видов (форм) жизнедеятельности человека, группы, общества, взятых в единстве с условиями этой жизнедеятельности, определяемый показателями:

-уровень жилищной обеспеченности (количество кв.м. общей площади жилья на человека);

-уровень регистрируемой безработицы в процентах от экономически активного населения.

3.Состояние здоровья и продолжительность жизни населения, определяемые ожидаемой продолжительностью жизни при рождении (лет).

Экономическая статистика оперирует показателями, позволяющими дать достаточно объективную оценку уровня доходов граждан. В частности, используются показатели:

-заработная плата номинальная – вся начисленная сумма оплаты труда вне зависимости от налогов и обязательных отчислений.

-заработная плата реальная – номинальная заработная плата с учетом налогов и изменения цен, тарифов, т.е. то реальное количество материальных благ, которое можно приобрести за номинальную заработную плату.

-покупательная способность средней заработной платы - количество основных продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, которые можно приобрести на среднюю заработную плату. Рассчитывается как отношение средней по стране заработной платы и среднего по стране уровня цен на конкретные товары.

-средний размер реальной заработной платы - отношение суммы средств, направленных на потребление в расчете на одного занятого за вычетом налогов, деленной на индекс цен на потребительские товары и услуги.

Социальные измерители уровня и образа жизни ассоциируются с таким понятием, как «качество жизни», т.е. степень удовлетворенности человека, группы, общества условиями жизнедеятельности.

Категория «качество жизни» формирует концепцию качества жизни, т.е. совокупности условий, определяющих физическое, умственное и социальное благополучие человека или группы людей. Эта концепция строится на основе системы показателей, включающих оценку:

-здоровья людей: продолжительность жизни, уровни смертности и рождаемости, количество, виды и тяжесть заболеваний;

-питания людей: структура, калорийность, пищевая ценность питания;

-образования; уровень, продолжительность, качество образования, обеспеченность литературой, структура и обеспеченность учреждениями культуры;

-занятость и условия труда: уровень безработицы, удельный вес занятых в численности экономически активного населения, миграция рабочей силы, уровень заболеваемости и травматизма на предприятиях;

-жилищные условия: обеспеченность жильем, характеристика норм, уровень комфортности жилья;

-социальное обеспечение: условия социального обеспечения, оценка льгот и компенсаций, характеристика и уровень обеспечения социальными программами;

-отдых и свободное время: продолжительность, структура и характер использования времени отдыха, доступность учреждений и видов отдыха, обеспеченность базами, санаториями, отелями, др.

Социальная политика, а тем более социальная работа на предприятиях чтобы быть действенной, должна иметь четко установленные базовые и планируемые параметры по каждому из своих направлений. Подобные параметры, или социальные измерители подразделяются на прямые (руб., чел., др.) и косвенные (в %). Они включают в себя систему социальных норм, нормативов и ориентиров.

Социальные нормы классифицируются следующим образом:

-нормы права - общие правила, установленные государством и поддерживаемые принудительно,

-нормы морали - общие правила, вырабатываемые в качестве критериев добра и зла, справедливого и несправедливого, чести, совести, долга, и поддерживаемые силой общественного мнения,

-обычаи - естественные правила, традиции, духовные постулаты, этикет, вошедшие в привычку,

-корпоративные нормы - общие правила, вырабатываемые в организациях корпоративного типа, поддерживаемые как властью общественного мнения коллектива, так и администрацией.

Характерно, что нормы права и корпоративные нормы могут включать в себя естественные нормы и нормы морали и обладать тогда их силой воздействия. (Табл.2).

Таблица 2.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 287.