Развитие организации как социальной системы осуществляется в рамках социальной политики, являющейся неотъемлемой частью стратегии организации.
Социальная политика в свою очередь есть система мер, направленных на создание нормальных условий труда и отдыха работников, обеспечение гарантий их социальной защиты, удовлетворение и развитие потребностей работников, сохранение экосистемы. Социальная политика формирует условия для реализации кадровой политики организации.
Социальное развитие организации преследует цель – обеспечить ее конкурентоспособность, эффективно используя профессионально-квалификационный потенциал работников. Социальная сфера здесь рассматривается как область воспроизводства социально-трудовых отношений. В числе базовых направлений развития можно выделить:
-переподготовку и повышение квалификации персонала;
-адаптацию вновь принятых и перемещаемых внутри организации работников;
-управление продвижением персонала по служебной лестнице;
-формирование и регулирование групповых и личностных взаимоотношений.
Переподготовка и повышение квалификации персонала имеет целью формирование профессиональной и квалификационной структуры работников, отвечающей требованиям стратегии организации. Обучение персонала ориентировано на поддержание стабильных мотивационных установок работников к профессиональному, в т.ч. карьерному росту, вовлеченности в дела коллектива, устойчивости своего положения. Затраты на обучение работников здесь рассматриваются как инвестиции в активы организации.
Адаптация вновь принятых и перемещаемых внутри организации работников преследует цель сократить время, необходимое для профессионального и личностного, социально-психологического самоопределения работников, повысить эффективность их труда. Затраты на адаптацию работников обеспечивают:
-снижение издержек на персонал вследствие сокращения времени выхода на точку рентабельности;
-снижение количества увольнений из-за неадекватных реакций работников на упущения в работе.
Управление продвижением работников по служебной лестнице имеет целью управление карьерой, т.е. изменением профессии, специальности, квалификации, статуса (должности), роли (обязанностей) работников. Затраты на управление карьерным ростом работников обеспечивают:
-профессиональное и индивидуальное развитие работника;
-эффективное партнерство работника с руководителем;
-формирование резерва на замещение руководителей.
Формирование и регулирование групповых и межличностных отношений по сути является комплексным направлением социального развития организации, преследующим цели:
-формирование личности, т.е. доведение до каждого работника и закрепление в сознании системы морально-этических ценностей, принятых в организации;
-формирование рабочих и неформальных групп, обеспечивающих эффективное управление персоналом в рамках утвержденной организационной структуры управления;
-регулирование межличностных и межгрупповых отношений на основе этических норм и отношений партнерства.
Указанные направления социального развития реализуются:
-в рамках управления персоналом в виде целевых функций: управление знаниями, карьерой, мотивацией, социальными инновациями;
-в рамках социальной работы в организации в виде программ: охрана труда и техника безопасности, социальное страхование, культурно-бытовые условия работы персонала.
Управление знаниями работников в организации базируется на следующих положениях:
-в условиях информационной экономики действительный фактор производства – знания; носители знаний – работники. Капитал организации все больше определяется суммой знаний работников. Инвестиции в обучение работников непосредственно увеличивают капитал организации;
-кадровый потенциал, т.е. знания, умения, навыки, работников должен обеспечивать выполнение тактических задач, стоящих перед организацией и требовать минимальных издержек при изменении стратегических целей.
Управление знаниями предполагает организацию непрерывного профессионального обучения персонала, совмещенного с регулярной оценкой компетенции каждого работника и корректировкой мер стимулирования. Только в этом случае работники будут воспринимать эти действия как поддержку организации, а не унизительный контроль со стороны администрации, принимать их как основное условие карьерного роста, как важнейший фактор, формирующий статус и имидж работника.
Управление карьерой предполагает определение целей развития каждого работника и путей их достижения в организации. Развитие карьеры понимается как действия, предпринимаемые совместно работником и работодателем на основе партнерства по реализации плана карьеры работника. Основными условиями здесь являются:
-наличие нормативной базы: четкие должностные инструкции и положения, условия аттестации работников, положения о стимулировании;
-стабильная организационная структура и высокий статус кадровой службы;
-совпадение интересов, ожиданий работников и работодателя и их взаимная социальная ответственность.
Управление карьерой может быть ориентировано в соответствии с кадровой политикой организации на карьерный рост работника по типу:
-подготовил себе замену – переходи на более ответственную работу;
-дольше проработал в организации – больше знаешь и можешь;
-повысил и доказал свою компетенцию (знания, умения, навыки) в соответствии с планом карьеры – имеешь гарантированное продвижение (должность, оплата, зачисление в резерв, др.).
Управление мотивацией предполагает выявление и учет потребностей и предпочтений работника, оказывающих существенное влияние на его поведение в организации. Цель управления мотивацией – формирование системы стимулов, побуждающих работника к эффективному труду в организации. Таким образом, процесс управления мотивацией выступает в качестве обратной связи процесса стимулирования, т.е. поощрения работника по результатам труда или в ходе трудового процесса.
Управление мотивацией основано на учете следующих основных особенностей работника:
-нижняя граница потребностей работника определяется возможностью обеспечить простое воспроизводство своей рабочей силы;
-тип мотивации, т.е. преимущественная направленность поведения работника, зависит от системы ценностей, разделяемых этим работником;
-мотивация – всегда торг работника с окружением о возможных взаимных уступках, с самим собой об ожиданиях и притязаниях.
Управление мотивацией – это процесс, включающий:
-планирование мотивации: выявление потребностей сторон, установление иерархии потребностей, анализ взаимосвязей между потребностями и стимулами, планирование целей и выбор способов мотивации;
-осуществление мотивации: создание условий, отвечающих потребностям, обеспечение вознаграждения за требуемые результаты, создание у персонала уверенности в достижении поставленных задач, создание впечатления о высокой ценности вознаграждения;
-контроль мотивации: сравнение результата деятельности с требуемым, корректировка мотивационных стимулов.
Управление социальными инновациями предполагает учет реакций персонала на организационно-экономические меры, которые могут изменить сложившиеся формальные и неформальные отношения в организации.
Социальные инновации включают:
-профессионально-образовательные нововведения (избирательная или тотальная переподготовка и обучение персонала);
-кадровые нововведения в процессе труда (изменение структуры организации, персонала);
-нововведения, связанные с оценкой, продвижением, оплатой, увольнением персонала.
В основе реакций лежат психологические барьеры к нововведениям, проявляющиеся в сознании и поведении работников. Основные причины сопротивления работников нововведениям:
-боязнь риска потерять работу;
-недостаток квалификации;
-утрата привычной среды общения.
Управление социальными инновациями сводится к нейтрализации психологических барьеров путем объяснения цели перемен, включения работников в процессы принятия решений, максимального учета традиций и стереотипов поведения.
Осуществление социальных программ предполагает создание материальных условий для эффективной самореализации работников в организации. Социальные программы нацелены на формирование у каждого работника социальной защищенности, уверенности в завтрашнем дне, вовлеченности в дела организации.
Социальные программы активно формируют:
-оценку работниками качества их жизни;
-имидж работников и организации в целом в обществе;
-социально-психологический климат в организации.
Особенности социальных программ:
-по характеру решаемых задач и достигаемых результатов все они являются комплексными;
-по степени охвата персонала все программы общепроизводственные;
-по периоду действия – долговременные;
-по возможности формирования общественного мнения об организации – внешними.
Базовые социальные программы включают организацию социального страхования, обеспечение безопасных условий труда, организацию бытового и культурного обслуживания работников.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 290.