Предмет, задачи, принципы управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Управление – это организационная деятельность, обеспечивающая достижение определенных целей. Объект управления – система, а основной вид системы в экономике – хозяйственная организация, т.е. объединение людей, наделенных ресурсами для выполнения конкретных работ.

Организация представляет собой управляемое социальное образование с определенными границами, действующее на постоянной основе для достижения цели. Функционируя в реальной политической, экономической и социальной среде, организация подвергается влиянию со стороны этой среды, реагируя соответствующим образом. В первую очередь изменения, происходящие в организации, затрагивают персонал: социально-демографические, профессионально-квалификационные параметры, мотивационные и ценностные характеристики работников.

По сути, речь идет об управлении изменениями в организации, где предмет управления – сложная социальная система, обладающая такими качествами, как:

-динамизм, способность к быстрым изменениям;

-активность, способность и степень влияния на окружающую среду;

-открытость, способность к восприятию внешней информации;

-предсказуемость, возможность предвидеть состояние системы при заданных условиях ее деятельности;

-целенаправленность, способность достигать поставленных целей;

-самоорганизация, способность к изменению собственной структуры и развитию.

Управление подобной системой требует:

-согласованных действий субъекта и объекта управления, когда руководство и персонал, используя механизм делегирования полномочий, совместно участвуют в процессах формирования и принятия решений;

-широкого использования субъектом и объектом управления социально-психологических технологий (привлечение внимания, осознание проблемы, побуждение к активным действиям, др.);

-обязательной локальной проверки эффективности принимаемых решений с последующей коррекцией социальных программ.

Развитие организации есть изменение ее структуры и свойств в соответствии с целями организации с учетом влияния внешней среды. Различают организационное и социальное развитие организации. Организационное развитие – это изменение функционирования системы в направлении большей эффективности при подготовке, принятии управленческих решений и контроле их исполнения. Социальное развитие — комплекс преобразований элементов и взаимодействий социальных ресурсов организации, результатом которых является переход организации в качественно иное состояние, повышающее устойчивость и расширяющее функциональные и адаптационные возможности организации.

Управление социальным развитием организации – это деятельность, обеспечивающая функционирование организации как социальной системы в соответствии с целями этой организации.

Зачастую говорят о социальном управлении, как виде управленческой деятельности, цель которого - развитие социальной среды в соответствии с принятой стратегией организации, создание условий для работы коллектива (отношения партнерства, социальной защищенности работников, возможности самореализации личности). Социальное управление имеет много общего с управлением персоналом, цель которого - непосредственно организовать работу персонала по достижению, как правило, экономических результатов.

Объектом управления социальным развитием организации выступает социальная сфера организации, включающая:

-элементы социальной системы: личности (работники, руководители); группы (формальные, неформальные); межличностные отношения; отношения между уровнями управления; отношения к человеку общественных организаций;

-элементы социальной инфраструктуры: ресурсы организации, используемые для обеспечения ее социального развития.

Для современной отечественной практики управления социальным развитием организации характерно наличие двух подходов к построению организационной структуры управления социальными процессами:

-традиционный подход предполагает, что служба социального развития является самостоятельным по отношению к службе управления персоналом структурным подразделением аппарата управления организацией;

-рациональный подход, опирающийся на мировую практику, исходит из того, что служба управления персоналом разрабатывает и реализует кадровую политику в рамках стратегии социального развития организации.

Предмет управления социальным развитием организации – социальные процессы, протекающие в организации как социальной системе в связи и по поводу выполнения поставленных целей.

Социальные процессы, т.е. последовательная смена социальной организации или отдельных ее элементов включают:

-процессы формирования и развития организации как целостной социальной общности (численность, профессионально-квалификационный состав организации, характер миграционных процессов и т.д.),

-процессы изменения условий и качества труда и жизни членов социальной группы (условия труда, условия удовлетворения жизненных потребностей, др.),

-процессы формирования и развития социальных качеств людей (ценностные ориентации людей, трудовая и социальная активность, др.).

Эти процессы взаимосвязаны и взаимозависимы: изменение одного из параметров, характеризующих социальную группу, влечет за собой цепь изменений других показателей. Центральным звеном здесь являются работники (группа работников), определяющие способность социальной системы к самоорганизации.

В качестве связующих элементов выступают: миссия, стратегия, организационная культура, формальная и неформальная структура, определяющие устойчивость организации. Ориентирующими элементами являются: правила, процедуры, коммуникационные процессы, определяющие способность социальной организации к адаптации. В целом набор этих компонентов позволяет судить о возможностях организации как саморегулирующей системы, способной адекватно реагировать на текущие и вероятные изменения внешней среды. Следует отметить, что совокупность связующих и ориентирующих элементов формирует «контуры» корпорации, ее корпоративную культуру.

Цель управления социальным развитием организации - создание и поддержание кадрового потенциала, обеспечивающего эффективную работу и устойчивый имидж организации, как открытой социальной системы, обладающей высоким уровнем корпоративной культуры и социальной ответственности.

Управление социальным развитием организации выступает как стратегическая ветвь управления персоналом, призванная формировать кадровый потенциал, обеспечивающий достижение целей организации в условиях меняющейся социальной среды.

Задачами управления социальным развитием организации являются:

-продолжение и дальнейшее развитие на уровне организации социальной политики государства;

-формирование и поддержание трудовых отношений в рамках социального партнерства;

-оптимизация затрат на персонал в рамках концепции «результат – затраты».

Принципы, т.е. основополагающие идеи управления социальными системами в целом и управления социальным развитием организации, исторически складывались как система важнейших положений, норм и правил. Можно выделить общие и организационные принципы.

Среди общих принципов, присущих всем социальным системам, важнейшими являются:

-принцип социальной ориентации управления. В основе здесь убеждение, что ведущим фактором, определяющим эффективность экономики, являются человеческие ресурсы. При этом затраты на человека рассматриваются не как издержки, а как активы организации. Многие проблемы в обществе могли бы быть решены, а возможно, и не возникли при социальной ориентированности экономических программ;

-принцип системности, согласно которому управление социальными системами должно учитывать экономические, социально-политические, культурные аспекты, определяющие функционирование систем. В самом общем виде это предполагает упорядочение социальных систем, снижение вероятности ошибочного выбора направления развития системы;

-принцип демократизма, предполагающий участие в управлении социальной системой различных общественных слоев или групп людей на основе учета их интересов, опыта. Делегирование функций управления наиболее эффективно, если основано на самоконтроле общества, гражданской зрелости людей;

-принцип конкуренции, способствующий выявлению наиболее эффективных путей, методов достижения поставленной цели на основе состязательности социальных групп и отдельных людей. Ведущую роль здесь играют методы стимулирования трудовой и общественной активности людей.

Организационные принципы, ориентированные на управленческие технологии, условия и правила организации труда в социальных системах, включают:

-принцип иерархии, предполагающий ступенчатую структуру управления, когда нижние уровни (исполнители) контролируются верхними (руководителями). Каждый работник в иерархии отвечает за исполнение порученных (делегированных) ему и всем подчиненным ему лицам функций перед вышестоящим лицом;

-принцип разделения труда, т.е. специализация трудовой деятельности, дифференциация отдельных социальных функций, выполняемых определенными группами людей. Имеет несколько модификаций: функциональное, профессиональное, квалификационное, технологическое. Специализация обязательно должна предполагать кооперирование, т.е. совместное участие исполнителей во взаимосвязанных процессах управления;

-принцип согласованности, предполагающий, что взаимодействие между структурами, входящими в социальную систему, должно быть согласовано с основными целями организации. Чем проще система управления, тем она лучше работает;

-принцип экономичности, суть которого в достижении поставленной цели в возможно короткий срок, при меньших затратах ресурсов. Эффективная и экономичная система управления должна удовлетворять условию, согласно которому затраты должны перекрываться достигаемым эффектом.

Управление социальным развитием организации направлено на создание и поддержание эффективно работающего коллектива путем:

-оптимизации профессионального, квалификационного и социально-демографического состава работников, требующего минимальных издержек при изменении стратегических целей организации;

-формирования духа «единой команды», обеспечивающего слаженную работу коллектива, на основе развития партнерских отношений между работниками и работодателями, повышения социального статуса каждого работника.

Управление социальным развитием организации, являясь составной частью менеджмента организации, формирует основные характеристики работников и тем самым создает условия для эффективного управления персоналом. Управление персоналом выступает здесь в качестве инструмента управления социальным развитием организации, преследуя цель - обеспечить уровень трудового потенциала, позволяющий организации эффективно работать.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 227.