Экспериментальный период развития социальной психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В целом же в конце XIX — начале XX в. экспериментальная практика складывалась в рамках традиционной социальной психологии, развивавшей-ся вне марксистской традиции. Начало XX в. и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В. Мёде и в США Ф. Олпортом, в кото-рой были сформулированы требования превращения социальной психологии

 

в экспериментальную дисциплину. Основное развитие в этом ее варианте социальная психология получает в США, где бурное становление ка-питалистических форм в экономике стимулировало практику прикладных исследований и заставило социальных психологов повернуться лицом к ак-туальной социально-политической тематике. Особое значение такая практи-ка приобретала в условиях развернувшегося экономического кризиса. Бес-помощность старой социальной психологии перед лицом новых задач стала очевидной.

 

В теоретическом плане преодоление старой традиции приняло форму критики концепции Макдугалла, которая в наибольшей степени отражала слабости социальной психологии предшествующего периода. В развитии психологии к этому времени четко обозначились три основных подхода: психоанализ, бихевиоризм и гештальт-теория, и социальная психология ста-ла опираться на идеи, сформулированные в этих подходах. Особый упор был сделан на бихевиористский подход, что соответствовало идеалу построения строго экспериментальной дисциплины.

 

С точки зрения объектов исследования главное внимание начинает уделяться ладой группе. В определенной степени этому способствует увле-чение экспериментальными методиками: применение их прежде всего воз-можно лишь при исследовании процессов, протекающих в малых группах. Сам по себе акцент на развитие экспериментальных методик означал несо-мненный прогресс в развитии социально-психологического знания. Однако в тех конкретных условиях, в которых эта тенденция развивалась в США, та-кое увлечение привело к одностороннему развитию социальной психологии: она не только утратила всякий интерес к теории, но вообще сама идея теоре-тической социальной психологии оказалась скомпрометированной.

 

По свидетельству ряда американских авторов, вкус отдельных ученых к теоретическим работам грозил утратой веры в их научную компентент-ность, вызывал сожаление, а порой и презрение. Подобно тому, как это по-чти одновременно происходило и в американской социологии, очень сильно стало звучать противопоставление исследования как оптимальной формы организации научного процесса спекуляции как простому рассуждению по поводу предмета. Само по себе рациональное требование — рассматривать исследование в качестве основной формы организации научного знания — обернулось отлучением от ранга исследований теоретических работ, они стали отождествляться со «спекуляцией». Поэтому экспериментальный пе-риод в развитии социальной психологии, в частности в ее американском ва-рианте (а именно этот вариант стал доминирующим на Западе), очень быст-ро стал обрастать целым рядом достаточно острых противоречий.

 

С одной стороны, именно в рамках этого периода социальная психо-


логия набрала силу как научная дисциплина, были проведены многочислен-ные исследовании в области малых групп, разработаны методики, которые позднее вошли во все учебники в качестве классических, был накоплен большой опыт в проведении прикладных исследований и т.д. С другой сто-роны, чрезмерное увлечение малыми группами превратило их в своеобраз-ный «флюс» социальной психологии, так что проблематика, связанная с особенностями массовых процессов, их психологической стороны оказалась практически исключенной из анализа. Вместе с критикой примитивной фор-мы анализа этих явлений в первых социально-психологических концепциях были сняты и сами проблемы. Социальная психология дорого заплатила за эти противоречия. Весь пафос экспериментальной ориентации заключался в том, чтобы дать достоверное знание о реальных проблемах общества, а вме-сте с тем конкретное воплощение этой ориентации окончательно выхоло-стило какое бы то ни было социальное содержание из весьма искусно прово-димых лабораторных исследований.

 

Все это привело к тому, что начиная с 50-х гг. XX в. резко стали воз-растать критические тенденции в социальной психологии. Одним из выра-жений кризисного состояния дисциплины (а констатации именно такого ее состояния в современной социально-психологической литературе более чем достаточно) явилось оживление интереса к теоретическому знанию. Нельзя сказать, что в период 30-х годов, т.е. во время наибольшего бума экспери-ментальных исследований, теоретические исследовании вообще исчезли. Они были непопулярны, малочисленны, но продолжали существовать. Сей-час интерес к ним явно возрастает. В основном они концентрируются вокруг четырех направлений: бихевиоризма, психоанализа, так называемых когни-тивных теорий и интеракционизма (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978; Шихирев, 1979). Из четырех названных направлений три представля-ют собой социально-психологические варианты основных течений пси-хологической мысли, а четвертое направление — интеракционизм — пред-ставляет социологический источник.

 

Бихевиоризм в социальной психологии использует сейчас те вариан-ты этого общепсихологического течения, которые связаны с необихевио-ризмом. Как известно, в нем выделяются два направления, отождествляемые

 

с именами К. Халла (введение идеи промежуточных переменных) и Б. Скин-нера (сохранение наиболее ортодоксальных форм классического бихевио-ризма). В рамках подхода Халла в социальной психологии разработан ряд теорий, прежде всего теория фрустрации — агрессии Н. Миллера и Д. Дол-ларда. Кроме того, в рамках этого же подхода разрабатываются много-численные модели диадического взаимодействия, например, в работах Дж. Тибо и Г. Келли. Характерным для работ этого рода является использование, в частности, аппарата математической теории игр. Особняком стоят в соци-ально-психологическом необихевиоризме идеи так называемого социально-го обмена, развиваемые в работах Д. Хоманса. Весь арсенал бихевиорист-ских идей присутствует во всех названных теориях, причем центральной идеей является идея подкрепления (в вариантах классического или опе-рантного обусловливания). Необихевиоризм и в социальной психологии претендует на создание стандарта подлинно научного исследования, с хоро-шо развитым лабораторным экспериментом, техникой измерения. Основной методологический упрек, который обычно делается бихевиоризму и который


состоит в том, что большинство работ выполнено на животных, социальные психологи этого направления пытаются преодолеть (А. Бандура, например, выполнил большинство исследований, в которых испытуемыми были люди).

 

Однако сама стратегия исследования несет на себе черты прин-ципиальной позиции бихевиоризма (в частности, почти исключается анализ групповых процессов, а сами группы в лучшем случае рассматриваются как диады). Поэтому именно в рамках этого течения меньше всего улавливается «социальный контекст», и социальная психология имеет наименее «соци-альный» вид.

 

Психоанализ не получил столь широкого распространения в соци-альной психологии, как бихевиоризм. Однако и здесь есть ряд попыток по-строения социально-психологических теорий. Обычно в этих случаях назы-вают неофрейдизм и, в частности, работы Э. Фромма и Дж. Салливана. Вме-сте с тем существует и другой ряд теорий, более непосредственно включаю-щих в орбиту социальной психологии идеи классического фрейдизма. При-мерами таких теорий являются все теории групповых процессов: теории Л. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, Л. Шутца. В отличие от бихевиоризма здесь предпринимается попытка уйти от только диадического взаимодей-ствия и рассмотреть ряд процессов в более многочисленной группе. Именно

 

в рамках этого течения зародилась практика создания так называемых Т-групп (т.е. групп тренинга), где используются социально-психологические механизмы воздействия людей друг на друга.

 

В целом же названные теории нельзя считать системно реали-зующими основные идеи психоанализа: скорее всего они представляют со-бой так называемый рассеянный психоанализ, т.е. содержат вкрапление его отдельных положений в исследовательскую практику. Ярким примером это-го является работа под руководством Т. Адорно «Авторитарная личность», где использована идея фрейдизма о фатальной предопределенности лично-сти взрослого опытом детства для выявления психологических предпосылок появления фашизма. Психоанализ дал толчок и сравнительно новому психо-логическому течению гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), которая в значительной степени опирается на теорию и практику групп тре-нинга и строит на этой основе свою, достаточно разветвленную проблемати-ку. В настоящее время гуманистическая психология претендует на одно из ведущих мест по своей популярности (Петровская, 1983).

 

Когнитивизм ведет свое начало от гештальтпсихологии и теории по-ля К. Левина. Исходным принципом здесь является рассмотрение социаль-ного поведения с точки зрения познавательных, когнитивных процессов ин-дивида. Бурное развитие когнитивистской ориентации в социальной психо-логии связано с общим ростом «когнитивных» идей в психологии, в частно-сти со становлением особой отрасли психологического знания, так назы-ваемой «когнитивной психологии» (Величковский, 1982). Особое место в когнитивистской социальной психологии имеют так называемые теории ко-гнитивного соответствия, исходящие из положения о том, что главным мо-тивирующим фактором поведения индивида является потребность в уста-новлении соответствия, сбалансированности его когнитивной структуры. К этим теориям относятся: теория сбалансированных структур Ф. Хайдера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория когнитивного диссо-нанса Л. Фестингера и теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Тан-ненбаума.


Кроме того, в общем ключе когнитивизма работают такие известные амери-канские исследователи, как Д. Креч, Р. Крачфилд и С. Аш.

 

Во всех этих теориях сделана попытка объяснить социальное поведе-ние личности. Однако специфика основной объяснительной модели — идея

 

о том, что все поступки и действия совершаются ради построения связанной, непротиворечивой картины мира в сознании человека, — делает эту модель крайне уязвимой. Абстрактное «соответствие», достичь которого стремится индивид, никак не связано с противоречиями реального мира.

 

Вместе с тем когнитивистская ориентация в настоящее время получа-ет все более широкое распространение. Это объясняется тем, что в отличие от бихевиористски ориентированной социальной психологии она подчерки-вает с особой силой роль и значение «менталистских» образований в объяс-нении социального поведения человека. Эта позиция не проводится доста-точно последовательно, поэтому сам когнитивистский подход попадает в сложный круг противоречий, поскольку подлинно человеческие проблемы как проблемы общественного активно действующего человека здесь не по-ставлены. Однако внимание к проблемам рационального поведения челове-ка, роли знания для объяснения окружающего мира делают когнитивист-скую ориентацию также чрезвычайно популярной и богатой на исследования фундаментальных проблем социальной психологии (Трусов, 1983).

 

Интеракционизм как единственная социологическая по проис-хождению теоретическая ориентация имеет своим источником теорию сим-волического интеракционизма Г. Мида. Однако в современной социальной психологии интеракционизм включает не только развитие идей Мида (что осуществляется в двух школах: чикагской — Г. Блумером и айовской — М. Куном), но и ряд других теорий, объединенных под этим же именем, а имен-но теорию ролей (Т. Сарбин) и теорию референтных групп (Г. Хаймен, Р. Мер-тон). В русле интеракционизма развиваются и идеи так называемой со-циальной драматургии Э. Гофмана. В интеракционизме в большей мере, чем в других теоретических ориентациях, сделана попытка установить именно социальные детерминанты человеческого поведения. Для этого вводится в

 

качестве ключевого понятие «взаимодействие» (откуда и название ориента-ции), в ходе которого и осуществляется формирование личности. Однако констатацией «взаимодействия» и ограничивается анализ социальных де-терминант поведения. Широкий спектр подлинно социальных причин ока-зывается исключенным из анализа: индивид и здесь по существу не включен в систему общественных отношений, в социальную структуру общества. По-этому большая «социологичность» интеракционистской ориентации оказы-вается в значительной степени внешней, коренные методологические про-блемы включения «социального контекста» в исследования остаются нере-шенными и здесь.

 

Хотя выделенные здесь четыре основные теоретические ориентации и имеют различные источники, границы между ними не являются слишком жесткими. Сегодня особенно характерным для американской социальной психологии является теоретический эклектизм, который особенно очевиден в практике экспериментальных исследований, когда зачастую в одном и том же исследовании переплетаются различные теоретические ориентации. И это обстоятельство, а также тот факт, что многие экспериментальные работы по-прежнему полностью игнорируют теорию, свидетельствуют лишний раз о


явлениях глубокого кризиса, который переживает социальная психология. Важной чертой современного развития социальной психологии на За-

 

паде является развитие критических тенденций по отношению к тому «обра-зу» социальной психологии, который сложился на американской почве со свойственной американской общественной мысли ориентацией на филосо-фию позитивизма. Эти критические тенденции развиваются как среди ряда американских и канадских исследователей, так и особенно среди их коллег в странах Западной Европы (Шихирев, 1985). Особое значение при этом при-обретают усилия европейских социальных психологов, объединенных в Ев-ропейскую ассоциацию экспериментальной социальной психологии (ЕАЭСП). Именно для этого научного сообщества характерна идея необхо-димости большей ориентации социальной психологии на реальные социаль-ные проблемы и тем самым обеспечение «социального контекста» исследо-ваний (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978). Ключевые идеи разрабо-таны в трудах таких видных европейских социальных психологов, как А. Тэшфел (Великобритания) и С. Московиси (Франция) и др. А. Тэшфел видит выход из кризиса для социальной психологии на путях введения в ее про-блематику психологии межгрупповых отношений. Ее основой является раз-работанная Тэшфелом теория социальной идентичности, в рамках которой

 

и рассматривается вопрос о социальной обусловленности осознания челове-ком себя и своего поведения в социальном мире. С. Московиси является гла-вой французской школы социальной психологии, автором теории «социаль-ных представлений» (Донцов, Емельянова, 1987). Как общий анализ состоя-ния социальной психологии (в частности, американской), предпринятый Московиси, так и разработка теории «социальных представлений» служат все той же, настойчиво проводимой идее: социальная психология может до-стичь успеха только на путях ее большей «социологизации», т.е. отступле-ния от канонов индивидуальной психологии и усиления меры и степени ее «социальности» — вплетения в ткань реальных проблем общества. Вопросы социальной психологии задает общество, социальная психология лишь отве-чает на них, — таково credo Московиси и всей европейской школы социаль-ной психологии (Современная зарубежная социальная психология. Тексты, 1983. С. 217). Такая постановка проблемы представляется особенно близкой позициям этой науки в нашей стране.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная соци-альная психология на Западе (Теоретические ориентации). М., 1978.

 

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. Гибш X, Форверг М. Введение в марксистскую социальную психоло-

 

гию. Пер. с нем. М., 1972.

 

Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.,1987.

 

Очерки по истории теоретической социологии XIX — нач. XX вв. М.,

 

1994.

 

Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. М., 1971. Петровская Л.А. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. М., 1982.


Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. (Компьютер-ная копия, библиотека Плешкова № 00000078)

 

Современная зарубежная социальная психология. Тексты, М., 1983.

 

Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892.

 

Трусов В.П. Когнитивные процессы в социальной психологии. Л.,

 

1983.

 

Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. М., 1961. Шихирев Л.Н. Современная социальная психология США. М., 1979. Шихирев П.Н. Социальная психология в странах Западной Европы

 

М., 1985.

 

Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.

 

Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974.

 






Дата: 2018-12-21, просмотров: 509.