Современные представления о предмете социальной психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В конце 50-х — начале 60-х гг. развернулся второй этап дискуссии о предмете социальной психологии. Два обстоятельства способствовали ново-му обсуждению этой проблемы. Во-первых, все расширяющиеся запросы практики. Решение основных экономических, социальных и политических проблем позволило более пристально анализировать психологическую сто-рону различных проявлений общественной жизни. Активное обратное воз-действие на ход объективных процессов должно быть особенно детально исследовано в современных условиях, когда психологический, «человече-ский» фактор приобретает столь значительную роль. Механизмы конкретно-го взаимодействия общества и личности в этих условиях должны быть ис-следованы не только на социологическом, но и на социально-психологическом уровне.

 

Во-вторых, к моменту, когда все эти проблемы с особой остротой бы-ли поставлены жизнью, произошли серьезные изменения и в области самой психологической науки. Советская психология, осуществляя свою радикаль-ную перестройку на базе марксистской философии, превратилась к этому времени в развитую дисциплину, располагающую и солидными теоретиче-скими работами, и широко разветвленной практикой экспериментальных исследований. Значительно возросла квалификация исследователей как в профессиональном, так и в методологическом плане. К этому же времени произошли изменения в общей духовной жизни общества, что было связано

 

с некоторым смягчением идеологического пресса и начавшейся «оттепелью» и позволило обсуждать судьбу социальной психологии не в качестве «бур-жуазной науки». Таким образом, были созданы и необходимые субъектив-ные предпосылки для нового обсуждения вопроса о судьбах социальной психологии, о ее предмете, задачах, методах, а также о ее месте в системе наук. Обсуждение этих вопросов на новом уровне становилось не только не-обходимым, но и возможным.

 

Дискуссия началась в 1959 г. статьей А.Г. Ковалева, опубликованной в журнале «Вестник ЛГУ» (Ковалев, 1959), после чего была продолжена на Втором Всесоюзном съезде психологов в 1963 г., а также на страницах жур-нала «Вопросы философии» (1962, № 2, 5). Основная полемика касалась двух вопросов: 1) понимания предмета социальной психологии и соответ-ственно крута ее задач; 2) соотношения социальной психологии с психоло-гией, с одной стороны, и с социологией — с другой. Несмотря на обилие нюансов различных точек зрения, все они могут быть сгруппированы в не-сколько основных подходов.

 

Так, по вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода. Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о «массовид-ных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи вы-деляли разные явления, подходящие под это определение; иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социаль-ных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах об-щественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр. В других случаях большее внимание уделялось формированию общественного мне-ния, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр. Наконец, внутри этого же подхода почти все единодушно говорили о необходимости


изучения коллективов. Большинство социологов определенно трактовали предмет социальной психологии как исследование общественной психоло-гии (соответственно были разведены термины: «общественная психология»

 

— уровень общественного сознания, характерный для отдельных со-циальных групп, прежде всего классов, и «социальная психология» — наука об этой общественной психологии).

 

Второй подход, напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. Позднее с точки зрения этого подхода дискуссионным оказался вопрос о месте «психологии личности» в системе психологического знания (есть ли это раздел обшей психологии, эквивалент социальной психологии или вообще самостоятель-ная область исследований). Часто в защиту описанного подхода приводился такой аргумент, что он гораздо более «психологичен», что лишь на этом пу-ти можно представить себе социальную психологию как органическую часть психологии, как разновидность именно психологического знания. Логично, что подобный подход в большей степени оказался популярным среди психо-логов.

 

Наконец, в ходе дискуссии обозначился и третий подход к вопросу. В каком-то смысле с его помощью пытались синтезировать два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В этом случае, естественно, проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в ее пред-мет. Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых проблем в рамках этого подхода. Наиболее широкий перечень содержала схема, пред-ложенная Б.Д. Парыгиным, по мнению которого социальная психология изучает: 1) социальную психологию личности; 2) социальную психологию общностей и общения; 3) социальные отношения; 4) формы духовной дея-тельности (Парыгин, 1971). Согласно В.Н. Мясищеву, социальная психоло-гия исследует: 1) изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия, 2) особенности групп, 3) психическую сторону процессов общества (Мясищев, 1949).

 

Важно, что при всех частных расхождениях предложенных схем ос-новная идея быта общей — предмет социальной психологии достаточно ши-рок, и можно с двух сторон двигаться к его определению — как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений. По-видимому, такое понимание более всего отвечало реально складывающейся практике исследований, а значит, и практическим запросам общества; именно поэтому оно и оказалось если не единогласно принятым, то, во всяком случае, наибо-лее укоренившимся. Можно убедиться, что предложенное в начале главы рабочее определение дано в рамках данного подхода.

 

Но согласие в понимании круга задач, решаемых социальной психо-логией, еще не означает согласия в понимании ее соотношения с психологи-ей и социологией. Поэтому относительно самостоятельно дискутируется во-


прос о «границах» социальной психологии. Здесь можно выделить четыре позиции: 1) социальная психология есть часть социологии; 2) социальная психология есть часть психологии; 3) социальная психология есть наука «на стыке» психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко: а) социальная психология отторгает определенную часть психологии и опреде-ленную часть социологии; б) она захватывает «ничью землю» — область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.

 

Если воспользоваться предложением американских социальных пси-хологов Макдэвида и Харрари (а вопрос о месте социальной психологии в системе наук обсуждается не менее активно и в американской литературе), то все указанные позиции можно свести к двум подходам: интрадисципли-нарному и интердисциплинарному. Иными словами, место социальной пси-хологии можно стремиться отыскать внутри одной из «родительских» дис-циплин или на границах между ними. Это можно изобразить при помощи следующей схемы (рис. 1).

 

I ИНТРАДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД

 

Рис. 1. Варианты определения места социальной психологии: («грани-цы» с социологией и психологией)

 

Несмотря на кажущиеся довольно существенные различия, все пред-ложенные подходы по существу останавливаются перед одной и той же про-блемой: какая же «граница» отделяет социальную психологию от психоло-гии, с одной стороны, и от социологии — с другой. Ведь где ни «помещать» социальную психологию, она все равно при всех условиях граничит с этими двумя дисциплинами. Если она часть психологии, то где граница именно со-циально-психологических исследований внутри психологии? Социология, если она даже при таком рассмотрении оказалась за пределами социальной психологии, все равно тоже граничит с ней в силу специфики предмета той и другой дисциплины. Такое же рассуждение можно привести и относительно


положения социальной психологии внутри социологии. Но и при интердис-циплинарном подходе мы не уйдем от вопроса о «границах»: что значит «на стыке», какой частью стыкуются психология и социология? Или что значит «самостоятельная дисциплина»: «отсекает» ли она какие-то части у психоло-гии и социологии или вообще имеет какие-то абсолютно самостоятельные области, не захватываемые никоим образом ни психологией, ни социологи-ей.

 

Попробуем рассмотреть эти «границы» с двух сторон в отдельности. Что касается социологии, то ее современная структура обычно характеризу-ется при помощи выделения трех уровней: общей социологической теории, специальных социологических теорий, конкретных социологических иссле-дований. Следовательно, в системе теоретического знания имеются два уровня, каждый из которых соприкасается непосредственно с проблемами социальной психологии. На уровне общей теории исследуются, например, проблемы соотношения общества и личности, общественного сознания и со-циальных институтов, власти и справедливости и т.п. Но именно эти же про-блемы представляют интерес и для социальной психологии. Следовательно, здесь проходит одна из границ. В области специальных социологических теорий можно найти несколько таких, где очевидны и социально-психологические подходы, например социология массовых коммуникаций, общественного мнения, социология личности. Пожалуй, именно в этой сфе-ре особенно трудны разграничения, и само понятие «границы» весьма условно. Можно сказать, что по предмету различий часто обнаружить не удается, они прослеживаются лишь при помощи выделения специфических аспектов исследования, специфического угла зрения на ту же самую про-блему.

 

Относительно «границы» между общей психологией и социальной психологией вопрос еще более сложен. Если оставить в стороне первую ин-терпретацию социальной психологии как учения о социальной детермина-ции психики человека, ибо в этом смысле вся психология, ориентирующаяся на культурно-историческую традицию, социальна, то специфическая про-блематика социальной психологии, естественно, ближе всего к той части об-щей психологии, которая обозначается как психология личности. Упрощен-но было бы думать, что в общей психологии исследуется личность вне ее социальной детерминации, а лишь социальная психология изучает эту де-терминацию. Весь смысл постановки проблемы личности, в частности в оте-чественной школе психологии, в том и заключается, что личность с самого начала рассматривается как «заданная» обществом. А.Н. Леонтьев отмечает, что деятельность конкретных индивидов может протекать в двух формах: в условиях открытой коллективности или с глазу на глаз с окружающим пред-метным миром. Но «в каких бы, однако, условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни обще-ства» (Леонтьев, 1975. С. 82). С этой точки зрения в общей психологии ис-следуется структура потребностей, мотивов личности и т.д. И тем не менее остается класс специфических задач для социальной психологии. Не говоря уже о тех задачах, которые просто не решаются общей психологией (дина-мика развития межличностных отношений в группах, сама природа совмест-ной деятельности людей в группах и формы складывающегося общения и


взаимодействия), даже относительно личности у социальной психологии есть своя собственная точка зрения: как конкретно действует личность в раз-личных реальных социальных группах — вот проблема социальной психо-логии. Она должна не просто ответить на вопрос о том, как формируются мотивы, потребности, .установки личности, но почему именно такие, а не иные мотивы, потребности, установки сформировались у данной личности, в какой мере все это зависит от группы, в условиях которой эта личность дей-ствует и т.д.

 

Таким образом, сфера собственных интересов социальной пси-хологии просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии. Это, одна-ко, не прибавляет аргументации в пользу более точного выявления статуса социальной психологии между двумя указанными дисциплинами, хотя и да-ет основания для определения областей исследования. Что же касается ста-туса, то споры о нем идут до сих пор и в западной социальной психологии. Французские исследователи Пэнто и Гравитц так объясняют основную ли-нию этой полемики... До возникновения социальной психологии были две линии развития проблематики личности и общества: психология анализиро-вала природу человека, социология анализировала природу общества. Затем возникла самостоятельная наука — социальная психология, которая анали-зирует отношение человека к обществу (Пэнто, Гравитц, 1972. С. 163}. Эта схема возможна лишь относительно такой психологии, которая анализирует природу человека в отрыве от природы общества. Но теперь уже трудно отыскать такого рода психологические теории, хотя многие из них, призна-вая факт «влияния» общества на человека, не находят корректного решения проблемы о способах этого влияния. Понимание предмета социальной пси-хологии и ее статуса в системе наук зависит от понимания предметов как психологии, так и социологии (см. подробно: Социальная психология: само-рефлексия маргинальности, 1995).

 





Дата: 2018-12-21, просмотров: 456.