Столь обширная дискуссия по поводу предмета социальной психоло-гии — участь большинства наук, возникающих на стыке различных дисци-плин. Точно так же и итоги дискуссий во всех этих случаях не обязательно приводят к выработке точной дефиниции. Однако они все равно крайне необходимы потому, что, во-первых, помогают очертить круг задач, решае-мых этой наукой, и, во-вторых, ставят нерешенные проблемы более четко, заставляя попутно осознавать свои собственные возможности и средства. Так, дискуссия о предмете социальной психологии не может считаться вполне законченной, хотя база достигнутого согласия вполне достаточна, чтобы проводить исследования. Вместе с тем остается несомненным, что не все точки над «i» поставлены. Как известный компромисс сложилось такое положение, что практически в нашей стране сейчас существуют две соци-альные психологии: одна, связанная преимущественно с более «социологи-ческой», другая — преимущественно с «психологической» проблематикой.
В этом смысле ситуация оказалась сходной с той, которая сложилась и в ря-де других стран. Так, например, в США социальная психология официально существует «дважды»: ее секция есть внутри Американской социо-логической ассоциации и внутри Американской психологической ассоциа-ции; в предисловиях к учебникам обычно указывается, является ли автор со-
циологом или психологом по образованию. В 1954 г. в США по предложе-нию известного социального психолога Т. Ньюкома в одном из университе-тов был поставлен любопытный эксперимент: курс социальной психологии читался половине студентов одного курса в первом семестре лектором-соци-ологом, второй половине во втором семестре — лектором-психологом. По-сле окончания курсов студентам было предложено провести дискуссию по проблемам социальной психологии, но она не получилась, так как студенты были в полной уверенности, что прослушали совершенно различные курсы по совершенно различным дисциплинам (см.: Беккер Г., Босков А., 1961). Изданный в США в 1985 г. учебник К. Стефан и В. Стефан так и называется «Две социальные психологии». Конечно, такая двойственность вызывает ряд неудобств. Она может быть допустима лишь на каком-то этапе развития науки, польза от дискуссий о ее предмете должна заключаться, между про-чим, и в том, чтобы способствовать однозначному решению вопроса.
Острота проблем социальной психологии диктуется, однако, не толь-ко некоторой неопределенностью ее положения в системе наук и даже не преимущественно этой ее особенностью. Весьма важной и существенной чертой социально-психологического знания является его включенность (в большей мере, чем других областей психологии) в социальную и политиче-скую проблематику общества. Конечно, это касается в особой степени таких проблем социальной психологии, как психологические характеристики больших социальных групп, массовых движений и т.д. Но и традиционные для социальной психологии исследования малых групп, социализации или социальных установок личности связаны с теми конкретными задачами, ко-торые решаются обществом определенного типа. В теоретической части со-циально-психологического знания непосредственно влияние конкретных со-циальных условий, традиций культуры. В определенном смысле слова мож-но сказать, что социальная психология сама является частью культуры. От-сюда возникают по крайней мере две задачи для исследователей.
Во-первых, задача корректного отношения к зарубежной социальной психологии, прежде всего к содержанию ее теоретических концепций, а также методов и результатов исследований. Как об этом свидетельствуют многочисленные западные работы, большинство практически ориентиро-ванных исследований в социальной психологии было вызвано к жизни со-вершенно конкретными потребностями практики. Следовательно, сама ори-ентация этих исследований должна быть внимательно изучена под углом зрения задач, в свое время поставленных практикой. Современные научные исследования не могут осуществляться без определенной системы их финан-сирования, а система эта сама по себе диктует и цель, и определенную «окраску» основного направления работы. Поэтому вопрос об отношении к традиции социальной психологии любой другой страны не имеет однознач-ного решения: нигилистическое отрицание чужого опыта здесь столь же не-уместно, сколь и простое копирование идей и исследований. Не случайно в современной социальной психологии введено понятие «социального контек-ста», т.е. привязанности исследования к определенной социальной практике.
Во-вторых, задача тщательной отработки проблемы прикладного ис-следования в социальной психологии. Исследования, проводимые непосред-ственно в различных звеньях общественного организма, требуют не только высокого профессионального мастерства, но и гражданской ответственности
исследователя. Направленность практических рекомендаций и есть та сфера, где социальная психология непосредственно «вторгается» в общественную жизнь. Следовательно, для социального психолога весьма остро стоит не только вопрос о профессиональной этике, но и о формулировании своей со-циальной позиции. Французский социальный психолог С. Московиси спра-ведливо заметил, что задачи для социальной психологии задает именно об-щество, оно диктует ей проблемы (Московиси, 1984). Но это означает, что социальный психолог должен понимать эти проблемы общества, уметь чут-ко улавливать их, осознавать, в какой мере и в каком направлении он может способствовать решению этих проблем. «Академизм» и «профессионализм»
в социальной психологии должны органически включать в себя и известную социальную чуткость, понимание сущности социальной «ангажированно-сти» этой научной дисциплины.
В современном обществе раскрываются многочисленные сферы при-ложения социально-психологических знаний.
Специфика социальной психологии, сложившейся в нашей стране в конкретных исторических условиях, а именно в период существования соци-алистического строя, естественно, породила и новую проблематику. Конеч-но, многие из открытых в традиционной социальной психологии явлений имеют место в любом типе общества: межличностные отношения, коммуни-кативные процессы, лидерство, сплоченность — все это явления, присущие любому типу общественной организации. Однако, констатируя этот факт, нужно иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, даже и эти, описанные в традиционной социальной психологии, явления приобретают в различных социальных условиях порой совершенно иное содержание. Формально про-цессы остаются теми же: люди общаются друг с другом, у них формируются определенные социальные установки и т.д., но каково содержание различ-ных форм их взаимодействия, какого рода установки возникают по отноше-нию к определенным общественным явлениям — все это определяется со-держанием конкретных общественных отношений. Значит, анализ всех тра-диционных проблем приобретает новые грани. Методологический принцип
включения именно содержательного рассмотрения социально-психологических проблем продиктован в том числе и общественными по-требностями.
Во-вторых, новая социальная реальность рождает порой и не-обходимость новых акцентов при исследовании традиционных для данного общества проблем. Так, период радикальных экономических и политических преобразований, происходящих сегодня в России, требует особого внима-ния, например, к проблемам этнической психологии (особенно в связи с обострением межнациональных конфликтов), психологии предприниматель-ства (в связи со становлением новых форм собственности) и др. Идея о том, что общество диктует проблемы социальной психологии, должна быть до-полнена идеей о том, что долг социального психолога — уметь выявить эти проблемы.
Кроме задач общетеоретического плана общество ставит перед соци-альной психологией и конкретные прикладные задачи. Прикладные иссле-дования не могут ожидать решения теоретических вопросов, они выдвига-ются буквально из всех сфер общественной жизни. Ряд важнейших направ-лений прикладных исследований определяется сегодня задачами, связанны-
ми с теми изменениями в массовом сознании, которые обусловлены именно радикализмом социальных преобразований. Здесь же коренятся и новые воз-можности для деятельности социального психолога-практика.
Логика предлагаемого курса должна охватить и эти проблемы при-кладного знания. В целом же она преследует цель — дать систематическое изложение всех основных проблем социальной психологии, причем в стро-гой последовательности, так, чтобы порядок следования тем отражал неко-торые фундаментальные методологические принципы анализа. Весь курс включает пять больших разделов: 1) введение, где даются характеристика предмета социальной психологии, история развития основных идей, мето-дологические принципы; 2) закономерности общения и взаимодействия, где раскрывается связь между межличностными и общественными отноше-ниями, а общение рассматривается как их реальное проявление, где иссле-дуются структура и функции общения, а также его механизмы, 3) социаль-ная психология групп, где дается классификация групп (больших и малых)
и выявляются особенности общения в реальных социальных группах, а так-же вопросы о внутренней динамике групп и их развитии; 4) социальная психология личности, где рассматривается, каким образом общие механиз-мы общения и взаимодействия, специфически проявляющиеся в различных социальных группах, «задают» личность в определенном социальном кон-тексте и, с другой стороны, каковы формы активности личности в дальней-шем развитии общественных отношений; 5) практические приложения со-циальной психологии, где анализируются специфика прикладного исследо-вания, реальные возможности социальной психологии в формулировании практических рекомендаций, кратко характеризуются те сферы, где при-кладные исследования наиболее развиты, а также описываются основные формы и способы социально-психологического воздействия.
ЛИТЕРАТУРА
Артемов В.А. Введение в социальную психологию. М., 1927. Беккер Г., Басков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и развитии. Пер. с англ. М., 1961.
Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.
Блонский П.П. Очерк научной психологии. М., 1924.
Будчлова Е.Л. Философские проблемы в советской психологии. М.,
1971.
Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса.
Собр. соч. М., 1982, т. 1.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций.
Собр. соч. М., 1983, т. 3.
Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.
Ковалев Л.Г. О предмете социальной психологии. «Вестник ЛГУ», 1959, № 11.
Корнилов К.Н. Учебник психологии, изложенный с точки зрения диа-лектического материализма. М. — Л., 1929.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. Московиси С. Общество и теория в социальной психологии // Совре-
менная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.
Мясищев В.Н. Личность и неврозы. М., 1949.
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. Пер. с франц. М.,
1972.
Рейснер М.А. Проблемы социальной психологии. Ростов-на-Дону, 1925. Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестома-тия. М., 1995.
Челпанов Г.И. Психология и марксизм. М., 1924.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 439.