НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Подход к проблеме.
Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специ-фическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного зна-ния. Возникнув, на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объ-ективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных уси-лий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое обще-ственное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку обще-ственные закономерности проявляются не иначе как через деятельность лю-дей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершен-но особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.
Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук. Все это со-здает немалые трудности как в определении предмета социальной психоло-гии, так и в выявлении круга ее проблем.
Вместе с тем потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования таких пограничных проблем, и вряд ли можно «ожидать» окончательного решения вопроса о предмете социальной психо-логии для их решения. Запросы на социально-психологические исследова-ния в условиях современного этапа развития общества поступают буквально из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, систе-мы массовой информации, области демографической политики, борьбы с антиобщественным поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д. Можно утверждать, что практические запросы опережают развитие теоретического знания в социальной психологии.
Все это, несомненно, стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе. Необходимость этого усугубляется еще двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что в истории существования со-ветской социальной психологии как самостоятельной науки был довольно длительный перерыв и новый этап бурного оживления социально-психологических исследований начался лишь в конце 50-х — начале 60-х годов. Во-вторых, тем, что социальная психология по своему существу яв-ляется наукой, стоящей весьма близко к острым социальным и политиче-ским проблемам, а потому принципиально возможно использование ее ре-
зультатов различными общественными силами. Социальная психология на Западе имеет весьма солидную историю, которая также убедительно под-тверждает эту истину.
Таким образом, для социальной психологии, как, может быть, ни для какой другой науки, актуально одновременное решение двух задач: и выра-ботки практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследо-ваний, столь необходимых практике, и «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предме-та, разработкой специальных теории и специальной методологии ис-следований.
Приступая к решению этих задач, естественно, необходимо, пока не прибегая к точным дефинициям, очертить круг проблем социальной психо-логии, чтобы более строго определить задачи, которые могут быть решены средствами этой дисциплины. Мы исходим при этом из принятия той точки зрения, что, несмотря на пограничный характер, социальная психология яв-ляется частью психологии (хотя существуют и другие точки зрения, напри-мер, отнесение социальной психологии к социологии). Следовательно, опре-деление круга ее проблем будет означать выделение из психологической проблематики тех вопросов, которые относятся к компетенции именно соци-альной психологии. Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение зако-номерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
К такому пониманию своего предмета социальная психология пришла не сразу, и поэтому для уяснения вопроса полезно проанализировать содер-жание тех дискуссий, которые имели место в ее истории.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 431.