В период строительства на постсоветском пространстве (ДНР, Украина, РФ и т.д.) демократического правового государства с рыночной экономикой в числе других отраслей права административное право является одним из самых важных, наиболее обширных, объёмных, мобильных и динамичных. В процессе демократических преобразований в наших государствах трансформируется общественное назначение административного права, обогащается его предмет, меняются формы и методы административно-правового регулирования, а также содержание и характер его регулятивных функций.
В целом же значение административного права в развитии любого независимого правового государства определяется той важной ролью, которую играет сегодня эта отрасль права как действенный правовой регулятор самых многочисленных и разнообразных общественных отношений, складывающихся в сфере управленческой деятельности, как эффективный правовой инструментарий осуществления разносторонних задач и функций исполнительной власти. Важность регулятивного, правоохранительного и правообеспечительного значения административного права сегодня необходимо сопоставлять с характером и важностью задач и функций исполнительной власти, с теми сложными вопросами, которые решаются в настоящее время субъектами этой власти в сфере управленческой деятельности государства на пути рыночных преобразований.
С началом проведения в Украине, РФ (проводилась и в 1990-е годы, и с 2003 года, отдельные элементы имеют место и в настоящее время), ДНР административной реформы, целью которой является радикальное улучшение состояния организации исполнительной власти, трансформации ее в один из определяющих критериев ускорения экономических, социальных и государственно-политических преобразований в обществе, роль административного права как одной из ведущих отраслей публичного права резко возрастает.
Например, в Украине еще в конце 90-х гг. ХХ в. Концепцией реформы административного права, которая была составной частью административной реформы в Украине, были определены общие принципы реформирования административного права, среди которых можно назвать:
- обновление общественного назначения административного права на основе Конституции Украины с переориентацией его на создание надлежащих условий для полноценной реализации гражданами своих прав, свобод и интересов в сфере исполнительной власти, предоставления населению различных управленческих услуг;
- обогащение содержания предмета административного права с учетом его обновленного общественного назначения;
- дальнейшее развитие методов и форм административно-правового регулирования с предоставлением преимущества метода правовых разрешений по сравнению с методами запретов и предписаний, более широкого использования наряду с методом субординации методов координации и реординации в административно-правовых отношениях; с переходом от жестких административно-командных форм к более гибким способов регулирования общественных отношений, в частности применением различных административно-договорных форм;
- развитие административно-процессуального законодательства с расширением границ его применения, созданием административной юстиции (административные суды, например, были сформированы между 2003-2007 годами);
- совершенствование административного законодательства, упорядочение его источников с расширением кодификационных форм систематизации его норм.
В РФ происходило примерно то же самое. Как известно, суть административной реформы (АР) в Российской Федерации — в комплексной трансформации системы органов государственного управления с целью обеспечения их большей гибкости и эффективности. АР предполагает: 1) реформу госслужбы (включая комплекс аспектов, связанных с приемом на госслужбу, оплатой труда, системой подготовки и продвижения кадров и т.п.); 2) бюджетную реформу (переход от сметного принципа финансирования министерств и ведомств к программно-целевому финансированию по результатам); 3) трансформацию системы органов исполнительной власти (которую зачастую имеют в виду прежде всего, говоря о содержании АР).
Попытки реализовать АР продолжаются уже много лет. В 1997 г. по распоряжению Президента Ельцина была образована Комиссия, разработавшая концепцию АР под руководством помощника Президента М.Краснова. Итоги работы Комиссии получили одобрение и были озвучены в Послании Президента Федеральному Собранию в 1998 г. Однако концепция АР не была реализована, что было обусловлено, по мнению разработчиков, аппаратными причинами. После избрания Президентом В.Путина был издан Указ Президента РФ № 824 от 23 июля 2003 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах», касающихся проведения АР и направленных на повышение эффективности системы федеральных органов исполнительной власти, а также создание благоприятных условий для реализации субъектами предпринимательства своих прав и интересов.
В качестве приоритетных направлений административной реформы были определены:
ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;
развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;
организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
С целью реализации указа Правительством РФ была образована Комиссия по проведению административной реформы. Основными вехами в осуществлении реформы стали:
урезание избыточных госфункций (из подвергшихся ревизии 5 тысяч функций 20% были признаны избыточными, еще 30% — нуждающимися в уточнении);
разделение ведомств на правоустанавливающие, правоприменительные и надзорные с образованием трехзвенной структуры правительства (министерства, службы, агентства);
сокращение числа министерств с 23 до 14;
внесение осенью 2004 г. Минэкономразвития в правительство проекта Федеральной целевой программы «Административная реформа», которая после восьми месяцев обсуждения была отклонена и заменена одобренной осенью 2005 г. концепцией АР с принятием плана ее реализации в 2006-2008 гг. и объемом финансирования в 500 млн. рублей на 2006 г.
В настоящее время основными направлениями работы являются разработка стандартов и регламентов оказания государственных услуг, а также определённое ужесточение мер по борьбе с коррупцией. Кое-что из подобных реформ пыталось провести украинское руководство при президенте Януковиче, однако, госпереворот 22.02.2014 г. в целом поставил на этих попытках крест. Правда сохранилась задача реформирования административно-территориального деления и местного самоуправления в Украине (или другими словами задача децентрализации власти), однако ни по части внесения изменений в Конституцию, ни по части принятия соответствующих законов прогресса не наблюдается.
Думается, что все эти задания актуальны и для любого другого современного государства, особенно постсоветского, выстраивающего собственную демократическую и правовую государственность. Тем более для ДНР. Волею судеб жителям Донбасса во втором десятилетии ХХІ века приходится решать две основные проблемы, которые народы Европы и мира решали со времён американской и французской революций, а именно достижение национального суверенитета и независимости, свободы от внешнего гнёта (в виде войны, развязанной киевскими властями по заказу из Вашингтона и Брюсселя, политики геноцида, диктата МВФ) и установление демократического контроля над собственной властью, подчинение её воле избирателей и конституционно-правовым и иным юридическим нормам.
Итак, административное право является одной из ведущих отраслей права, имеющей свой собственный предмет и метод правового регулирования. Его предмет представляет достаточно широкий и разнообразный круг управленческих отношений в одной из самых жизненно важных сфер публичной власти, а именно - исполнительной ее ветви. Такие отношения складываются с участием органов исполнительной власти, государственных служащих, граждан, общественных объединений, органов местного самоуправления, других государственных и негосударственных структур. Поэтому эта отрасль права занимает одно из ведущих мест в отраслевой системе украинского права.
Административное право является стержнем, основой всего публичного права. Кроме того, именно через нормы административного права нередко опосредуется действие норм других отраслей права (гражданского, семейного, земельного и т.д.).
Административное право непосредственно, органически и неразрывно связано и исполнительной властью. Оно является основным правовым средством реализации задач и функций этой власти, прежде всего по обеспечению надлежащей реализации конституционных прав, свобод и интересов граждан. Его нормы предназначены, прежде всего, регулировать общественные отношения, возникающие в связи с функционированием исполнительной власти в процессе управленческой и иной деятельности ее субъектов. Основным правовым средой регулирующего воздействия норм административного права в основном является сфера государственного управления, которое осуществляется преимущественно органами исполнительной власти.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 291.