Понятие правового регулирования является одной из ключевых категорий теории права. Определяя правовое регулирование через понятие правового воздействия, нужно учитывать, что последнее — широкое понятие, которое характеризует право в действии, все направления и формы влияния права на общественную жизнь, в том числе и функционирование права в качестве духовного фактора. И хотя функционирование права в этом качестве и правовое регулирование взаимопроникают, влияние права как духовного (идеологического) фактора не является для него специфическим по своей основе. В принципе юридическое воздействие с рассматриваемой стороны, основанное на особенностях права как формы общественного сознания, не отличается от влияния на общественную жизнь других духовных, идеологических форм и средств (средств агитации, пропаганды, массовой политической информации, нравственного воспитания, просвещения и т. д.). Правовое же регулирование — специфическое воздействие, осуществляемое правом как особым нормативным институциональным регулятором. Своеобразие правового регулирования заключается в том, что оно:
во-первых, по своей природе является такой разновидностью социального регулирования, которая строится так, чтобы иметь целенаправленный, организованный, результативный характер;
во-вторых, осуществляется при помощи целостной системы средств, реально выражающих саму материю писаного права как нормативного институционального образования - регулятора.
Иными словами, правовое регулирование в отличие от общего духовного идеологического воздействия права всегда осуществляется посредством особого, свойственного только праву механизма, призванного юридически гарантировать достижение целей, которые ставил законодатель, издавая или санкционируя юридические нормы. В этом, собственно, и состоит социальный смысл существования права как нормативного институционального образования.
Механизм административно-правового регулирования представляет собой систему административно-правовых средств (элементов), с помощью которых осуществляется правовое регулирование и упорядочение общественных отношений в сфере государственного управления. В структуру этого механизма прежде всего входят нормы административного права, акты толкования таких норм и акты их реализации, а также административно-правовые отношения.
Кроме названных элементов в структуру механизма административно-правового регулирования нередко включают также правовую культуру и правовое сознание.
Важное влияние на содержание и конечный результат действия механизма административно-правового регулирования общественных отношений оказывают и такие элементы, как формы и методы управленческой деятельности, прямые и обратные связи между субъектами управленческих отношений.
Механизм административно-правового регулирования является производным от более широкого понятия механизма административно-правового воздействия, в структуру которого дополнительно входит еще ряд правовых элементов. Напомним, что административно-правовое регулирование общественных отношений носит государственно-властный характер. Осуществляется официально уполномоченными на то органами или их должностными лицами (в основном это органы исполнительной власти). Благодаря механизму административно-правового регулирования происходит практическая реализация целенаправленного регулирующего и правоохранительного воздействия норм административного права на соответствующие управленческие отношения. Причем в сфере влияния механизма правового регулирования в целом административно-правовое регулирование общественных отношений занимает одно из ведущих мест.
Каждый элемент указанного механизма играет в процессе административно-правового регулирования свою самостоятельную роль, включается в этот процесс в определенной последовательности, находясь одновременно в тесном, постоянном взаимодействии с другими элементами данного механизма. Поэтому раскрытие понятия, содержания и особенностей отдельных административно-правовых средств (в частности, административно-правовых норм и отношений) целесообразнее и удобнее осуществлять в их совокупности, взаимосвязи и взаимодействия как составляющих элементов механизма административно-правового регулирования в целом.
6. Источники административного права - это конкретные формы внешнего выражения его норм, вследствие чего эти нормы проявляют своё властно-регулирующее влияние на управленческие отношения.
Административно-правовое регулирование такой сложной, разносторонней сферы, как государственное управление, требует большого количества самых разных нормативно-правовых актов, которые различаются по своему характеру, внешним выражением, содержанием, юридической силой и тому подобное. Нормы административного права рассчитаны на регулирование очень широкого круга самых разнообразных общественных отношений в процессе выполнения задач и функций исполнительной власти, а также реализации другими субъектами своих прав и интересов в сфере управления. Из-за своей многочисленности, многопрофильности и динамичности они до сих пор в целом не кодифицированы. Поэтому для административного права Украины и ДНР характерно обилие источников его юридических норм. Прежде всего, это различные нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, а также главы государства, содержащие в себе административно-правовые нормы. В частности, это: Конституция; отдельные кодексы и законы; указы и распоряжения главы государства; постановления и нормативные распоряжения правительства; ведомственные нормативно-правовые акты и аналогичные акты местных органов власти. К этим источникам следует отнести и международные правовые акты, ратифицированные парламентом.
Нормы статьи 61 Закона ДНР «О нормативных правовых актах» устанавливают следующее: Статья 61. Систематизация нормативных правовых актов
1. Систематизация нормативных правовых актов представляет собой деятельность по учету, упорядочению нормативных правовых актов, приведению их в единую внутренне согласованную систему.
2. Официальную систематизацию нормативных правовых актов осуществляют органы, их принявшие, а также органы (организации), наделенные полномочиями по проведению систематизации нормативных правовых актов.
3. Формами систематизации нормативных правовых актов являются учет, инкорпорация, консолидация и кодификация.
Учет нормативных правовых актов включает в себя сбор, хранение и формирование фонда нормативных правовых актов, ведение реестров и регистров нормативных правовых актов, создание поисковых систем, обеспечивающих получение достоверных сведений о нормативных правовых актах.
Инкорпорация нормативных правовых актов представляет собой форму систематизации нормативных правовых актов, осуществляемой без изменения установленного ими содержания правового регулирования, в том числе путем объединения в сборники (собрания) в определенном порядке.
Консолидация нормативных правовых актов предполагает проведение систематизации законодательства, в процессе которой несколько нормативных правовых актов по одному и тому же вопросу объединяются в один акт.
Кодификация является формой систематизации нормативных правовых актов, сопровождающейся переработкой установленного ими содержания правового регулирования путем объединения нормативных правовых актов в нормативный правовой акт, содержащий систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на регулирование определенной области общественных отношений.
В ДНР действуют как свои собственные источники административного права (законы и постановления Народного Совета, указы и распоряжения главы ДНР, постановления Совета Министров, нормативные правовые акты министерств и ведомств, местных администраций), так и отдельные нормативные документы Украины.
Например, согласно Постановлению Совета Министров ДНР № 2-22 от 27.02.2015 г. «О временном порядке применения на территории Донецкой Народной Республики Кодекса Украины об административных правонарушениях» установлено следующее. В целях регулирования общественных отношений в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, а также гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, обеспечения принципа неотвратимости наказания на территории ДНР, Совет Министров ДНР постановляет:
Применять на территории ДНР Кодекс Украины об административных правонарушениях, введенный в действие Постановлением Верховного Совета Украинской ССР № 8074-10 от 07.12.1984г., с изменениями и дополнениями, вступившими в силу от 16.11.2013г. (основание - Закон Украины 656-VII от 24.10.2013г.), до принятия Кодекса об административных правонарушениях Донецкой Народной Республики.
Предоставить право сотрудникам Госавтоинспекции МВД ДНР при составлении протокола об административном правонарушении в отношении водителя, совершившего нарушение Правил дорожного движения, временно изымать удостоверение водителя до исполнения постановления в деле об административном правонарушении, но не более чем на три месяца с момента такового изъятия, при этом, сотрудник Госавтоинспекции МВД ДНР выдает временное разрешение на право управления транспортными средствами. О временном изъятии удостоверения водителя делается запись в протоколе об административном правонарушении.
До начала функционирования в полном объеме судебной системы ДНР, предоставить право рассмотрения дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частями четвертой и седьмой статьи 121, частью четвертой статьи 122, статьями 122-2, 122-4, 122-5, частями второй и третьей статьи 123, статьей 124, частью четвертой статьи 127, статьи 127-1, статьей 130, частью третьей статьи 133, статьей 139, частью четвертой статьи 140, статьи 188-28 КУоАП начальникам, заместителям начальников подразделений ГАИ УГАИ МВД ДНР или лицам, исполняющим их обязанности; предоставить право рассмотрения дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 188-16 КУоАП, Главному государственному инспектору по пожарному надзору МЧС ДНР, главным государственным инспекторам городов, районов, районов в городах.
Обязать органы местного самоуправления Донецкой Народной Республики создать административные комиссии по рассмотрению дел об административных правонарушениях предусмотренных ст. 183 КУоАП.
Во временно применяемом на территории ДНР Кодексе Украины об административных правонарушениях под словами: «Украина» следует понимать «Донецкая Народная Республика», «милиция» - «полиция», «центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику по вопросам гражданской защиты, надзора и контроля за состоянием защиты территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (статья 188-16 КУоАП) и «центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о пожарной и техногенной безопасности» (статья 223 КУоАП) следует понимать Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ДНР, а под органами, должностными лицами и иными субъектами правоотношений Украины - соответствующие по полномочиям, функциям, правам и обязанностям субъекты ДНР, если иное не предусмотрено Законом.
Формулировку «мероприятия в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» (статья 188-16 КУоАП) следует понимать как «мероприятия в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера».
Формулировку «законодательства о пожарной и техногенной безопасности» (статья 223 КУоАП) следует понимать как «законодательства в области пожарной безопасности, гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера».
Всем Министерствам и ведомствам привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Постановлением.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 322.