Прежде всего, обращаю ваше внимание на то обстоятельство, что принуждение является одним из неотъемлемых атрибутов государства, политики, да и социальной жизни в целом. Ведь ни одно общество, тем более, политически организованное, не может существовать без социального управления и регулирования. Вспомните одно из классических определений политики, сформулированное Максом Вебером. Политика - это принуждение или порядок, поддерживаемый путем применения или угрозы применения насилия. Административное принуждение – это не только один из основных, универсальных методов государственного управления (наряду с убеждением), но и один из видов государственного принуждения со всеми вытекающими отсюда последствиями. Более того, именно степень и порядок применения государственного принуждения совсем недавно послужила для Дугласа Норта, Джона Уоллиса, Барри Вайнгаста основанием для разработки ни больше ни меньше чем нового концептуального подхода к интерпретации письменной истории человечества. (См: Норт Д., Уоллис Д., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. - М.: Изд. Института Гайдара, 2011. – 480с.)
Государственное принуждение – это вид социального принуждения. Это совокупность мер психического, физического, материального или организационного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном порядке вне зависимости от воли тех, к кому его применяют в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Признаки государственного принуждения:
• является разновидностью социального принуждения;
• по своей природе определяется конфликтом между государственной волей, выраженной в праве и законодательстве, и индивидуальной волей лиц, нарушивших правовые предписания;
• опосредовано правом, носит правовой характер;
Напомню вам, что право – это не только одна из нормативных систем социального регулирования, но и одно из творений цивилизации и культуры, которое обеспечивает обществу упорядоченную свободу и справедливость, выступает силой, способной противостоять произволу. В том числе – и произволу со стороны самого государства и его представителей.
• представляет собой акт внешнего психического, физического, материального или организационного воздействия;
• воздействие оказывается на сознание, волю или поведение субъекта;
• осуществляется посредством применения соответствующих мер;
• обусловлено конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и волей того субъекта, к которому его применяют;
• применение государственного принуждения вызывает причинение лицу правоограничений отрицательного характера;
• основанием применения выступают факты совершения или угрозы (вероятности) совершения правонарушений, а также возникновение других нежелательных для общества и государства аномалий с правовым содержанием;
• применяется в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
• реализуется в рамках правоотношений охранительного типа.
Принуждение заставляет человека или организацию соотносить свое поведение с общественными требованиями в угодную для общества сторону, поскольку оно связано с ограничением некоторых прав и интересов лиц, совершивших противоправные поступки, а также обеспечивает предупреждение правонарушений со стороны других граждан. Достижение желаемого результата при использовании метода принуждения осуществляется вопреки воле субъекта, при его внутреннем, а подчас и внешнем сопротивлении. Цель принуждения — заставить конкретных субъектов права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий. В качестве непосредственного объекта принуждения выступают личность и материальное положение юридического лица. Физическое принуждение может выражаться в конкретных мерах, т. е. в определенных ограничениях, лишении некоторых благ, имеющихся в распоряжении субъекта. Назначение принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений.
Государственное принуждение определено законом и выражается в конкретных принудительных мерах, применяемых государственными органами. Оно включает широкий диапазон мер: от ограничения свободы до физического уничтожения человека,
Основные виды государственного принуждения: 1) административное; 2) уголовное; 3) гражданско-правовое; 4) дисциплинарное. Можно также выделить судебное и внесудебное принуждение.
Наиболее распространённым видом государственного принуждения является административное принуждение.
Административное принуждение является разновидностью государственного принуждения и ему присущи такие общие признаки государственного принуждения, как государственно-властное воздействие и регулирование нормами права. Оно применяется для того, чтобы заставить субъекта совершить те или иные действия или воздержаться от них либо подчиниться установленным ограничениям.
Административное принуждение выражается во внешнем государственно-правовом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений личного, организационного или имущественного характера. Меры такого принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что является результатом проявления их государственно-властных полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер.
Целью административного принуждения как вида государственного принуждения является то, чтобы поведение лиц соответствовало целям субъекта государственного управления, осуществляющего управление в соответствии с нормами права. Административное принуждение может применяться как в отношении правонарушителей, так и в отношении лиц, не совершивших правонарушение, в целях предупреждения правонарушения либо в целях совершения ими определенных действий или бездействия, например, во время чрезвычайных ситуаций.
Меры административного принуждения могут устанавливаться только правовыми актами. Применение этих мер допускается лишь на основе законов и других нормативных предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных нормами права. Следовательно, административное принуждение является правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.
Административное принуждение имеет свою специфику, которая выражается в следующих признаках:
оно осуществляется в сфере государственного управления и направлено на решение его задач. Оно используется также в целях обеспечения общественной безопасности, привлечения правонарушителей к административной ответственности. Содержание и порядок применения мер административного принуждения определяется нормами административного права;
основанием его применения являются либо совершение административного правонарушения, либо наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой, например эпидемий, эпизоотий, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера и других чрезвычайных обстоятельств, при которых меры админпринуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации;
меры административного принуждения уполномочены применять не только суды и судьи, но и органы исполнительной власти и должностные лица;
в отличие от мер дисциплинарной ответственности реализация мер административного принуждения не связана со служебными отношениями сторон;
административное принуждение применяется не только к физическим лицам (гражданам, иностранным гражданам и лицам без гражданства), но и в отношении юридических лиц.
Таким образом, административное принуждение - один из основных методов государственного управления. Оно заключается в применении уполномоченными на то органами исполнительной власти и другими компетентными субъектами в предусмотренных законом случаях комплекса принудительных мер морального, материального и физического воздействия на волю и поведение участников управленческих отношений в целях обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, предупреждению и пресечению правонарушений, а также наказание правонарушителей.
Следует подчеркнуть, что оно осуществляется в предусмотренных случаях только уполномоченными на то органами исполнительной власти, их должностными лицами или другими компетентными субъектами (например, судами или судьями единолично) в определенных законом формах и порядке; носит правовой характер; имеет соответствующее юридически процессуальное оформление; основывается на государственно-властных предписаниях обязывающего характера, предусматривающие применение комплекса мер принуждения; носит официальный характер, осуществляется от имени государства в лице его компетентных органов и должностных лиц.
Меры административного принуждения могут применяться как при наличии правонарушений (прежде всего административных), так и при их отсутствии (например, в условиях чрезвычайного положения, в случаях обеспечения общественной безопасности и т.п.).
Административное принуждение охватывает понятие правовой ответственности, но им не исчерпывается, ибо не всякая принудительная мера, применяемая органами государства, может быть отнесена к разряду мер юридической ответственности. Более того, в обеспечении государственного управления первостепенное значение принадлежит не только юридической ответственности, но и другим видам правового принуждения. К ним, например, относятся те меры, назначение которых исчерпывается одним принуждением к исполнению возложенной на лицо обязанности или восстановлением нарушенного (нарушаемого) права.
Меры административного принуждения весьма разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации.
В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения можно подразделить на четыре группы.
В комплексе мер админпринуждения в зависимости от цели и характера их воздействия выделяют в основном три традиционные группы:
- меры административного предупреждения (предохранительно-профилактические)
- меры административного пресечения;
- меры административной ответственности (административные взыскания).
В то же время в административно-правовой литературе обосновывается целесообразность выделения среди указанных мероприятий еще двух специфических групп, в частности:
- мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
- административно-восстановительных мероприятий.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 265.