Предмет административного права и обогащение его содержания в соответствии с Концепцией реформы административного права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как известно, отрасли права отграничиваются друг от друга прежде всего по предмету и методу их правового регулирования.

Вот почему важно четко усвоить понятие предмета административного права и его обогащения в связи с расширением объема и содержания административно-правового регулирования общественных отношений в соответствии с положениями реформы административного права.

В настоящее время предметом правового регулирования административного права ДНР, Украины, РФ выступают общественные отношения управленческого характера, которые складываются преимущественно в сфере государственного управления в процессе осуществления задач и функций исполнительной власти, а также связанных с внутренней организацией деятельности государственных органов, иных государственных организаций и органов местного самоуправления , применением мер административного принуждения, реализацией и защитой прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти и осуществлением отдельными негосударственными формированиями делегированных им полномочий исполнительной власти.

Каких либо существенных разночтений в понимании предмета административного права в Украине, России, ДНР не имеется. Процитирую современного российского автора. В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования составляют качественно однородные общественные отношения, на которые направлено воздействие группы норм той или иной отрасли права. Для административного права сфера общественных отношений, составляющих ее предмет, в юридической науке обозначалась латинским термином administration (управление). Главное, что характерно для регулятивной роли административного права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности — это функционирование системы органов исполнительной власти. Соответственно административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством РФ на органы исполнительной власти, действующие в рамках разделения властей. Поэтому адми­нистративное право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или правом управления). В центре его внимания находятся отношения, которые непосредственно возникают в связи с практическим выполнением задач и функций государственного управления.

Подход к рассмотрению государственного управления как административно-правовой категории определяется тем, что оно рассматривается в неразрывной связи с осуществлением функций государства и понимается как один из видов государственной деятельности по их реализации.

Итак, предмет административного права составляет особый круг управленческих отношений, складывающихся в результате выполнения органами публичной власти своих исполнительно-распорядительных функций. Фактически, этот предмет составляют следующие крупные, ключевые блоки общественных отношений:

- те, что формируются в процессе административно-правового регулирования разносторонней (экономической, социально-культурной, административно-политической) деятельностью государства (внешне организационная деятельность);

- те, что формируются в процессе реализации полномочий исполнительной власти, делегированных государством органам МСУ (местного самоуправления), общественным организациям, некоторым другим негосударственным институтам;

- те, что возникают в процессе деятельности органов публичной власти, их должностных лиц по обеспечению и защите в административном порядке прав и свобод людей и организаций, а также предоставления физическим и юридическим лицам различных административных (управленческих) услуг;

- те, что возникают в процессе внутренней организации и деятельности всех государственных органов, администраций государственных предприятий, учреждений, организаций, а также в связи с прохождением публичной службы (т.е. государственной службы и службы в органах местного самоуправления);

- те, что возникают в ходе применения мер административного принуждения, включая административную ответственность физических лиц;

- те, что возникают в связи с реализацией юрисдикции административных судов и иных административных органов и восстановления нарушенных прав граждан и других субъектов административного права.

Таким образом, административно-правовые нормы регулируют достаточно большой и разносторонний массив разнообразных управленческих отношений.

Одна из ключевых проблем Украины, России, ДНР заключается в том, что государство у нас по умолчанию трактуется в лучшем случае как совокупность учреждений и организаций, в худшем — как репрессивный аппарат, имманентно не поддающийся рациональному реформированию. Ведь все наши государства вышли из советского прошлого. После краха коммунизма на развалинах СССР мы стали пытаться строить наши государства по западным лекалам исходя из постулатов идеологии либерализма. Однако, представление о государстве как о пресловутом «ночном стороже» соответствует теории и практике государственного развития развитых стран в историческом прошлом, а не в наше время. Упрощенное понимание роли государства сводит его функции к обеспечению внешней и внутренней безопасности и административному управлению.

Между тем современные представления о государстве (и современная политико-административная практика) исходят из разнообразия полномочий и функций государства. Ключевым в нашем контексте является разделение функций государства на традиционные и современные. К числу первых относятся обеспечение внутренней и внешней безопасности; административное и общее политическое управление. К категории вторых относят политику государства в таких сферах, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, фундаментальная наука. Особенностью эволюции государственных институтов на рубеже ХХ-XXI вв. стало перераспределение традиционных и новых функций в пользу последних. В свою очередь, этот поворот стал этапом сложной эволюции государства в ХХ в. и был обусловлен отнюдь не гуманитарными соображениями, а экономической целесообразностью. Обогащение предмета административного права происходит, прежде всего, за счёт правообеспечительной деятельности публичной власти, деятельности по развитию образования, здравоохранения, науки (прежде всего фундаментальной), социальной защиты населения в необходимых случаях.

Особенностью эволюции государственных институтов на рубеже ХХ-XXI вв. стало перераспределение традиционных и новых функций в пользу последних. В свою очередь, этот поворот стал этапом сложной эволюции государства в ХХ в. и был обусловлен отнюдь не гуманитарными соображениями, а экономической целесообразностью.

Логика аргументов в этом вопросе достаточна проста. Интегративной целью государственной политики является обеспечение конкурентоспособности страны. Анализ историй успеха наиболее успешно развивающихся стран (включая столь разные, как США и Сингапур) показывает, что одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности стало создание и эффективное функционирование knowledge economy — «экономики знаний». Ключевое условие, предпосылка и инструмент создание экономики знаний — качество человеческого потенциала. При этом развитие человеческого потенциала является исключительной прерогативой государства. Примером успешных усилий по достижению успехов в этом направлении может служить политика США по созданию новой экономики посредством инвестирования в человеческий потенциал. Украине же, например, через МВФ, США запрещают подобную деятельность.

В связи с тем, что управленческие отношения выступают основным объектом административно-правового регулирования, административное право нередко и называют еще управленческим правом (термин «управление» происходит от латинского термина «администрация»).

Юридически опосредующим в целом функционирование исполнительной власти, которая является органической частью публичной власти в государстве, административное право наряду с конституционным выступает одной из фундаментальных отраслей публичного права Украины, России, ДНР, регулирующим общественные отношения в сфере функционирования (или, точнее, преобладание) общего (публичного) интереса.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 285.