Меры административного пресечения - это разновидность мер административного принуждения, применяемые уполномоченными на то органами (их должностными лицами) в предусмотренных законом случаях и в порядке с целью принудительного прекращения правонарушений, устранения их вредных последствий и обеспечения условий для привлечения к ответственности правонарушителей.
В круг мер административного пресечения относятся следующие группы принудительных мер:
- личного характера (непосредственного влияния на человека), а именно: доставления нарушителя; административное задержание лица; личный досмотр; требование прекратить противоправные действия; непосредственное физическое воздействие, в т.ч. с применением спецсредств и т.д.:
- имущественного характера, а именно: административное изъятие и задержания вещей и документов, транспортных средств и грузов, огнестрельного и другого оружия и тому подобное;
- технического характера, а именно: запрет эксплуатации отдельных механизмов, машин и агрегатов, транспортных средств, производственного оборудования; временное прекращение определенных работ; применение оружия и других специальных технических средств и тому подобное;
- медико-санитарного характера, а именно: приостановление или запрещение определенного производства; запрет (полная или временная) эксплуатации отдельных помещений, производственных цехов; запрет реализации определенной продукции: принудительное лечение и т.д.;
- финансово-экономического характера, а именно: временное прекращение финансирования, кредитования, инвестирования; арест вкладов; лишение лицензий и разрешений и тому подобное.
Меры административного пресечения применяются только уполномоченными на то органами исполнительной власти, их должностными лицами, а также другими полномочными субъектами (например, судьями, представителями органов местного самоуправления, специальных общественных формирований и др.) В предусмотренных законом случаях в связи с совершением правонарушений, в отношении лиц, их совершивших, или в связи с покушением на совершение правонарушений.
Применение большинства мер административного пресечения требует соответствующего (отдельного в каждом случае) административно-процессуального оформления в установленных законом формах и порядке.
Отдельные меры административного пресечения, непосредственно выполняя функцию прекращение определенных противоправных действий, одновременно служат и средством обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Применение этих мер достаточно четко урегулировано в соответствующих нормативно-правовых актах, в частности в Кодексе Украины об административных правонарушениях (глава 20).
Согласно положениям КоАП Украины в мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях относятся:
- доставка нарушителя (ст. 259 КУоАП);
- административное задержание (ст. 261 КУоАП);
- личный досмотр и досмотр вещей (ст. 264 КУоАП);
- изъятие вещей и документов (265 КУоАП):
- отстранение водителей от управления транспортными средствами и освидетельствование их на состояние опьянения (ст. 266 КУоАП).
Доставление нарушителя в помещение милиции, общественного формирования по охране общественного порядка или исполкома сельского, поселкового совета, а также в служебное помещение охраны может осуществляться работниками милиции или уполномоченными на то должностными лицами других органов, в т.ч. представителями отдельных общественных формирований с целью составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте совершения правонарушения, если составление протокола является обязательным, а также для установления личности нарушителя, если этого невозможно сделать на месте совершения правонарушения. Доставление нарушителя должно быть проведено в возможно короткий срок. Пребывание доставленного лица в помещении исполкома или общественного формирования по охране общественного порядка не может длиться более одного часа.
Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может осуществляться в случаях, прямо предусмотренных законодательством, с целью установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по этим делам - только органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательством, а именно: органами внутренних дел, пограничной службой, должностными лицами военизированной охраны, а также должностными лицами военной службы правопорядка.
Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более 3 часов. В исключительных случаях, прямо предусмотренных законодательством (в частности, ст. 263 КУоАП), личное административное задержание может иметь более длительные сроки. Срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола, а лица, находившегося в состоянии опьянения - со времени его вытрезвления. Об административном задержании лица составляется соответствующий протокол.
Личный досмотр и досмотр вещей может производиться уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны, гражданской авиации, таможенных учреждений, пограничной службы, природоохранных органов, органов рыбоохраны, лесоохраны, а также и других органов. Такой досмотр может производиться лицом одного пола с досматриваемого и в присутствии двух понятых того же пола.
О личном досмотре и досмотре вещей составляется протокол или об этом делается запись в протоколе об административном проступке или об административном задержании.
Изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения, обнаруженных при задержании, личном досмотре или досмотре вещей, производится должностными лицами органов, уполномоченных осуществлять административное задержание и личный досмотр и досмотр вещей. Изъятые вещи и документы хранятся до рассмотрения дела в местах, определяемых органами, которые проводят удаление. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании.
Отстранение водителей от управления транспортными средствами, речными и маломерными судами и освидетельствование водителей на состояние опьянения проводится в отношении водителей, судоводителей и других лиц, которые управляют транспортными средствами и в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения.
Административно-восстановительные мероприятия - это такие принудительные меры, направленные на ликвидацию негативных последствий правонарушений и восстановления нарушенных прав (нарушенного правового состояния).
Среди них можно назвать: снос самовольно возведенного строения; прекращения пользования земельным участком (при нарушении земельного законодательства), административное выдворение иностранцев и тому подобное.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 282.