Понятие, типология, характеристика органов государственной и муниципальной власти в ДНР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Субъектом государственного управления, как уже отмечалось в предыдущих лекциях, выступает государство в целом. Однако это не означает, что все его органы, предприятия, организации и учреждения непременно участвуют в формировании и реализации управляющих воздействий. Многогранность функций государства, разнообразие его связей с обществом определяют и разнонаправленность, и разнохарактерность деятельности различных государственных структур, их подразделений и персонала, разную меру и разные способы их действия в управленческих процессах.

Организационная структура государственного управления - это особое государственно-правовое явление, обусловленное общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе. Она заключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь человеческих ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию государственно-управляющих воздействий и поддержание жизнеспособности самого субъекта управления. В ней концентрируются многие социальные и организационные качества государства. Отсюда выделение организационной структуры государственного управления из многообразных связей государства и общества и ее специальное понимание.

В качестве системообразующего элемента организационной структуры государственного управления выступает государственный орган (или орган государства), связанный с формированием и реализацией управляющих воздействий государства, причем как в целом, в единстве их составных проявлений, так и по отдельным проявлениям: целеполаганию (т.е. разработке и закреплению коллективных целей, задач, приоритетов), организации, управлению и регулированию.

Государство как организация публичной власти осуществляет эту власть, выполняя свои многообразные функции управления общественными процессами, с помощью образуемых в установленном порядке государственных органов. Они являются вспомогательными институтами, инструментами государственной власти, проводниками ее решений, теми ее структурами, которые практически реализуют властные полномочия согласно своей компетенции.

Понятие «орган» может рассматриваться как часть более широкого понятия «организация». Организация предполагает коллектив людей, объединенных общими целями деятельности для решения поставленных задач. Орган представляет собой конкретную разновидность организации, причем, в отличие от нее органом может быть как одно должностное лицо, так и известным образом организованная группа должностных лиц. Поэтому каждый государственный орган является составной частью организационной структуры государственного аппарата. Он состоит из тех органов, которые обладают определенными чертами и свойствами, подчеркивающими их принадлежность к осуществлению государственной власти и функций государственного управления.

Поскольку государственными органами вырабатываются и реализуются властно-управленческие решения, их следует отличать от тех организационных структур государства, в которых создаются материальные, социальные и духовные продукты: от государственных предприятий, осуществляющих экономическую деятельность на базе государственной собственности; от государственных учреждений, связанных, как правило, с оказанием социальных и духовных услуг; от государственных организаций, выполняющих обычно организационные функции в различных социальных сферах. Можно выделить специфические признаки, отличающие государственные органы от других организаций, имеющихся в государстве и обществе. Это такие как: регламентация конституционно-правового и административно-правового статуса органа; наличие у него государственно-властных полномочий; законодательные особенности учреждения; порядок деятельности в присущих ему организационно-правовых формах; наличие определенной компетенции, включающей в себя предметы ведения и полномочия в отношении этих предметов ведения в соответствующей сфере государственной деятельности. Таким образом, государственный орган - это учрежденное в структуре государства в установленном порядке образование, имеющее собственную компетенцию и наделенное властными полномочиями по осуществлению определенного вида государственной деятельности, характеризующееся задачами, функциями, структурными особенностями, формами и методами.

Государственные органы образуются для осуществления государственной власти и реализации функций государственного управления. Социальное предназначение их властно-управленческой деятельности в основном сводится к следующим функциям: регулятивной, связанной с принятием нормативных актов, правил поведения людей; организаторской, обеспечивающей исполнение принимаемых решений; правообеспечительной и охранительной, заключающейся в обеспечении правопорядка, безопасности граждан, защите их прав и свобод. Названные функции лежат в основе соответствующих видов государственной деятельности - нормотворческой, организаторской (исполнительной, распорядительной), правоохранительной. Функции государственной власти и виды деятельности государства обусловливают первичную специализацию государственных органов по практическому осуществлению государственного управления.

Наиболее существенный признак государственных органов - наличие государственно-властных полномочий. Вместе с другими этот признак позволяет провести четкое разграничение между государственными органами, являющимися носителями государственной власти, и государственными организациями, учреждениями, предприятиями, а также негосударственными органами и организациями. Государственно-властные полномочия выражаются в компетенции государственных органов и практически реализуются в принимаемых ими властно-управленческих решениях. Они закрепляются в издаваемых государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных правовых актах, а также находят свое отражение в конкретных решениях, действиях и предпринимаемых мерах. Во исполнение принятых решений государственные органы осуществляют наблюдение за неуклонным соблюдением требований, содержащихся в данных актах, обеспечивают защиту этих требований от нарушений путем применения разнообразных мер воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения, а в необходимых случаях и государственного принуждения. Они совершают многие другие действия, имеющие юридическое значение, например, выдают документы, удостоверяют юридические факты, регистрируют общественные объединения, лицензируют виды деятельности и т.д.

Для реализации государственных функций государственные органы наделяются государственно-властными полномочиями как внешнего, так и внутреннего характера. Их деятельность облекается в правовые формы, а принимаемые ими акты имеют иерархию по юридической силе и значению. Они осуществляют правотворческую, правоприменительную и правоохранительную деятельность, в процессе которой опираются на интеллектуальную, организационную, материальную и принудительную силу государства. Каждый из них представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата. Вместе с тем государственные органы образуют в своей совокупности определенную систему, которая основывается на конституционно закрепленных принципах.

Источником власти в Донецкой Народной Республике является ее народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (гл. 1. ст. 2 Конституции ДНР). Граждане ДНР, реализуя свои права участия в управлении делами государства, могут влиять на формирование государственных органов через выборы и своих представителей.

Государственные органы составляют единую систему осуществления государственной власти. Под системой государственных органов в Донецкой Народной Республике понимается совокупность ее республиканских и территориальных органов государственной власти.

Единство системы государственных органов обеспечивается наряду с разграничением предметов ведения и полномочий, а также тем, что все органы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Целостность государственного управления обеспечивается и поддерживается за счет скоординированной и слаженной работы организационных структур государственного аппарата разного уровня. Существующая между органами государственной власти тесная организационно-правовая взаимосвязь характеризуется тем, что одни органы избираются, назначаются или формируются другими органами, одни из них руководят другими, одни подотчетны и ответственны, подконтрольны и подчинены другим.

Государственная власть в ДНР осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны в пределах своей компетенции (т.е. совокупности полномочий).

Государственную власть в ДНР осуществляют Глава ДНР, Народный Совет ДНР - парламент ДНР, Совет Министров ДНР – Правительство ДНР, образуемые в соответствии с главой 1 Конституции (ст. 6 Конституции ДНР).

Особенности же правового регулирования организации и деятельности органов, относящихся к той или иной ветви государственной власти, закрепляются другими положениями Конституции ДНР (гл. 4 «Глава Донецкой Народной Республики», гл. 5 «Народный Совет Донецкой Народной Республики», гл. 6 «Совет Министров Донецкой Народной Республики», гл. 7 «Судебная власть и прокуратура в Донецкой Народной Республики») и конкретизируются в ряде специальных законов.

Таким образом, под системой республиканских органов законодательной, исполнительной и судебной власти, следует понимать единство взаимосвязанных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения полномочий при осуществлении законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих властей, систему взаимных сдержек и противовесов.

Система органов власти городов Республики создается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов власти.

Систему органов территориального управления составляют государственные органы, созданные по территориальному или функционально-отраслевому принципам, осуществляющие управленческую деятельность посредством структурных подразделений в административных границах конкретной территории. К ним относятся территориальные органы юстиции, внутренних дел, финансовые, сельского хозяйства, архитектуры и строительства, по управлению государственным имуществом, по промышленности, торговле, земельным ресурсам и землеустройству, транспорту и связи, образованию, здравоохранению, культуре и др. Также сюда можно отнести администрации городов, районов, поселков, налоговую службу, военные комиссариаты, управления статистики, миграционную службу, управления безопасности, чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, санитарно-эпидемиологического надзора и т.п.

Компетенция государственных органов определяется, прежде всего, уровнем той деятельности, для которой они создаются. Орган управления может быть как самостоятельным юридическим лицом, так и подчиненным структурным подразделением вышестоящего органа власти.

Организация и деятельность государственных органов строится на принципах, которые согласуются с конституционными основами осуществления государственной власти в Республике.

Основным принципом организации деятельности органов государственной власти ДНР является ее разделение на три ветви. В результате органы государственной власти подразделяются на законодательные (представительные), исполнительные и судебные. В пределах своей компетенции по осуществлению властных функций государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать друг с другом. Организация государственной власти по принципу ее разделения не должна создать иллюзию о многовластии в обществе. Это означает, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление государственной власти, присвоить себе всю ее полноту или монополизировать ее отправление. Следовательно, сама по себе государственная власть не делится между государственными органами, ее осуществление связано с разделением определенных функций и полномочий, которыми они наделяются.

К числу других принципов организации и деятельности органов ДНР относятся: формирование государственных органов народом или по его поручению соответствующими органами власти; осуществление полномочий в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина; специализация выполнения видов государственной деятельности на основе «разделения труда» путем наделения каждого органа определенной компетенцией; территориальная организация властных структур; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти; законность в деятельности государственных органов; обеспечение исполнения полномочий государственных органов институтом государственной службы; употребление в официальном делопроизводстве государственного языка.

Все государственные органы имеют общий правовой режим деятельности, формируемый Конституцией ДНР и соответствующим ей законодательством. Конституционно-правовой статус органов ДНР определяется Конституцией и законами, указами Главы ДНР, постановлениями Правительства ДНР, а также положениями об органах и другими нормативными правовыми актами. Следует отметить, что понятие «законодательство об организации государственной власти» не тождественно понятию «законодательство об органах государственной власти». Первое из них шире, поскольку статутные законы и иные законодательные акты всегда дополняются законами, регулирующими деятельность этих органов и их взаимодействие в конкретных ситуациях. Например, закон «Об охране окружающей среды» не является законом об органах государственной власти, однако в нем содержатся важные нормы, раскрывающие полномочия органов государственной власти и МСУ в сфере охраны окружающей среды, что имеет важнейшее отношение к организации государственной власти.

Будучи составными частями государственного аппарата, органы государства различаются порядком образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения возложенных на них полномочий, формами и методами осуществления ими функций государственного управления и т.д. В зависимости от классификационного критерия виды государственных органов могут быть распределены:

1) по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные; (+ прокуратура – контрольно-надзорные);

2) по территориальному масштабу: республиканские, региональные (территориальные), местные;

3) по характеру и объему компетенции: общей компетенции, специально-функциональной компетенции (отраслевой и межотраслевой), особой компетенции;

4) по виду государственной деятельности: гражданские, военные, правоохранительные, специализированные;

5) по организационно-правовым формам: коллективные, единоличные;

6) по формам принятия решений: коллегиальные, единоначальные;

7) по формам и методам осуществления функций государственного управления: политические, административные, фискальные, «силовые», экономические, финансовые, карательные, контрольно-надзорные, консультационные, координационные;

8) по особенностям исполнения возложенных полномочий: властно-управленческие, вспомогательные.

Такая классификация государственных органов проводится как на республиканском уровне, так и на уровне органов государственной власти определенной территории.

Многообразие государственных дел вызывают необходимость большого числа государственных органов, специализирующихся на выполнении функций государственного управления. Поэтому помимо рассматриваемых традиционных и наиболее распространенных видов государственных органов существуют и другие их виды. Можно выделить органы, осуществляющие надзор за законностью, контроль за финансами и другими видами государственной деятельности. Такие органы образуют еще один вид - контрольно-надзорные органы государства, наделяемые для выполнения подобных функций особой компетенцией (Счетная палата, Уполномоченный по правам человека и др.) Кроме того, органы, осуществляющие свою деятельность, связанную с функциями государственного управления, могут создаваться при Главе Республики и правительстве, при министерствах и ведомствах, при администрациях городов.

Под структурой государственного органа понимаются его внутреннее устройство, порядок расположения составляющих его звеньев, подразделений, их соотношение, подчиненные выполняемым функциям, объему полномочий и компетенции, исходящими из общей компетенции и предмета ведения данного органа. Организационная структура государственного органа может быть довольно простой (прокурор района) или весьма сложной (двухуровневая структура парламента). Чем выше положение органа в вертикальной иерархии, тем, как правило, сложнее его структура. Она находит свое отражение в штатном расписании, где детализируется полное наименование структурных подразделений, учрежденных должностей с их классификацией и предусмотренным обеспечением. В состав каждого государственного органа входят лица, являющиеся непосредственными носителями и исполнителями государственно-властных полномочий, а также лица, обеспечивающие исполнение как полномочий таких лиц, так и полномочий собственно государственных органов. В составе государственных органов есть и технический аппарат (вспомогательно-обслуживающий персонал).

Наиболее актуальными проблемами деятельности государственных органов в Республике являются: правовое обеспечение реальной самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, организации их взаимодействия между собой; поиск оптимальных организационно-правовых форм разграничения предметов ведения и полномочий различных государственных органов. Для действенности органов государственной власти актуален вопрос об оптимизации распределения властно-управленческих функций внутри государственного аппарата, а точнее между государственными органами различных ветвей власти и видов государственной деятельности.

Государственное устройство ДНР определено в Конституции. В ней закреплено следующее. Территория ДНР определяется границами, существовавшими на день ее образования. Административно-территориальными единицами ДНР являются районы и города республиканского значения. Административно-территориальное устройство ДНР устанавливается законом. Государственные флаг, герб и гимн Республики, их описание и порядок официального использования устанавливаются законом. Столицей Донецкой Народной Республики является город Донецк.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 1325.