Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти. Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы «государственного рабства», тоталитарного гнета (нацистского, расистского, коммунистического, этнократического, исламского и т.п. государства). Нахождение баланса власти и свободы составляет главный смысл конституционного права.
В связи с тем, что эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права (т.е. права конкретного государства), всех его отраслей, и в этом заключается его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.
Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей; правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.
Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, в юриспруденции принято именовать ее предметом. Уяснение вопроса о предмете отрасли права является предпосылкой правильного понимания тех общих сущностных качеств, которые свойственны ее нормам. Без учета родовой принадлежности правовых норм к определенной отрасли, к конкретному институту нельзя в полной мере раскрыть назначение и роль этих норм в правовом регулировании. Результат действия каждой правовой нормы должен оцениваться с учетом функционального назначения всей отрасли права.
Кроме того, без знания предмета той или иной отрасли права невозможна правоприменительная деятельность. Ведь всегда первым шагом в юридическом анализе конкретных ситуаций, подлежащих правовому разрешению, является четкое понимание вопроса о том, нормы какой отрасли права подлежат применению. Без этого не может быть обеспечена правильная правовая оценка таких ситуаций.
Поэтому, приступая к изучению конституционного права, прежде всего, надо понять, какие общественные отношения составляют его предмет. По сравнению с другими отраслями права эти отношения имеют существенные особенности.
Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни.
Так, предметом трудового права являются трудовые и тесно связанные с ними отношения (т.е. отношения связанные с использованием труда наёмных работников), финансового права – финансовые отношения (бюджетные, налоговые, общеобязательного государственного социального страхования и т.д.), гражданского права – имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
Особенность предмета конституционного права состоит и в том, что конституционно-правовое регулирование отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково. В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере. Во всем объеме их регулирование осуществляется другими отраслями права. Так, в сфере экономической жизни общества предметом конституционного права являются только те отношения, которые характеризуют основные начала и принципы экономики, формы собственности. А в полном объеме правовое регулирование экономических отношений осуществляется гражданским, хозяйственным, /предпринимательским (коммерческим)/, финансовым и рядом иных отраслей права.
В других сферах жизни общества предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений. Это, прежде всего, те отношения, которые связаны с устройством государства, организацией публичной (государственной и муниципальной) власти, всей политической системы общества и служат основой формирования всех других общественных отношений.
Таким образом, предметом конституционного права являются те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию. Эти базовые отношения – системообразующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства. Это прежде всего отношения, связанные с организацией и функционированием общества и с механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества, поддерживается его целостность. Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества. В этих отношениях выражается прежде всего качественная характеристика государства: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества.
Общество не может быть жизнеспособной организацией без единых основ экономической системы. То есть, без установления допускаемых и охраняемых государством форм собственности, гарантий защиты прав собственников, способов хозяйственной деятельности, охраны наёмного труда, провозглашения определенной системы обеспечения социальных потребностей членов общества в области образования, культуры, науки, охраны природы, здоровья и т.п. Поэтому нормы конституционного права регулируют общественные отношения, выражающие основные принципы организации общества и в этой области.
Общество как единый организм, как целостная организация не может существовать без единых основ правового статуса членов общества, без его взаимосвязей с государством и гражданином, без института гражданства (подданства). Отношения между людьми, которые составляют сущность каждого общества, касаются всех сторон его жизнедеятельности, очень многообразны по своему характеру, обстоятельствам, в силу которых они возникают, допустимой мере воздействия на них государства, права. Естественно, все эти разнообразные отношения между людьми играют неодинаковую роль в формировании тех общезначимых социальных связей, на которых основывается единство общества и которые составляют его сущность как целостной системы.
Предметом конституционного права являются такие общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина. Именно эти отношения и являются исходными для всех остальных отношений между людьми, определяют положение человека в любых его общественно значимых связях.
Целостность и единство общества обеспечиваются не только связывающими все социальные отношения общими принципами его устройства и организации, но и соответствующим механизмом управления социальными процессами, через который осуществляются функции, свойственные данному обществу как организованной структуре. Таким механизмом являются система государственной власти и система местного самоуправления. Нормы конституционного права закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, формы издаваемых ими актов, систему органов местного самоуправления. Такой правовой регламентацией обеспечивается управление обществом, основанное на четком согласовании и соподчинении всех организационных структур, задействованных в процессе реализации властных функций по управлению обществом. Детальное же регулирование деятельности органов публичной (исполнительной, судебной и т.д.) власти относится к предмету иных отраслей права (административного, гражданского процессуального, уголовно-процессуального, муниципального и др.).
Конституционное право - юридическая основа демократии (народовластия), её закрепление и мера. Демократия - широкое понятие, включающее экономический, социальный и политический аспекты. Конституционное право призвано закреплять основы народовластия во всех этих аспектах, поскольку современная демократия это не стихийное, а упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения.
Среди источников позитивного конституционного права важнейшее место занимает конституция. Это основной закон всякого государства, хотя в писаной форме его может и не быть (Великобритания). Однако конституция и конституционное право могут формально существовать, но практически не играть никакой роли вследствие перенесения центра тяжести на партийные структуры власти (тоталитарные государства) либо демонтажа, развала государственности (современные Сирия или Украина, например). Для современной демократии главное заключается в установлении реального конституционного строя, основанного на принципах правового государства.
Большая часть неконтролируемых или мало контролируемых дестабилизирующих процессов и явлений в современном мире (терроризм, политический, религиозный, этнический радикализм, гражданские войны и т.п.) являются прямым следствием ослабления или отсутствия государственных институтов и деградации государств как таковых. Существует целая группа стран, причём не только в Африке, Азии, на Балканах, но и на постсоветском пространстве – Украина яркий тому пример, в которых государственное начало слабеет из-за разложения и деградации государственного управления. Ситуация характеризуется массовой коррупцией, неэффективностью и цинизмом бюрократического аппарата, неспособностью правоохранительной системы обеспечивать безопасность и правопорядок, выходом ряда институтов из под контроля центральных властей, недееспособностью систем здравоохранения, социальной защиты, образования, то есть неспособностью государства исполнять свои минимальные функции.
Особую актуальность в современном мире приобретает категория «управляемость» социальными системами. Её можно определить как свойство социальной системы, отражающее её способность гасить и предотвращать конфликты и кризисы, которые могут угрожать стабильности системы и безопасности её участников, а также способность контролировать и рационально направлять главные процессы. Уровень управляемости зависит от трёх категорий факторов. Во-первых, от природы, количества и качества субъектов регулирования. При этом ключевым субъектом такого регулирования выступает государство. Во-вторых, от действий по такому регулированию и их совместимости друг с другом. В-третьих, от норм, правил, механизмов, институтов и режимов такого регулирования, в том числе и в значительной степени от качества норм конституционного права.
Украинские кризисы (политический, экономический, социальный, нравственный, интеллектуальный, управленческий), приведшие к государственному перевороту, уходу Крыма и Севастополя, гражданской войне на Донбассе, вызваны целым комплексом внутренних и внешних причин. В данное время Украина имеет развал систем государственного управления, экономики и финансов, миллионы беженцев, а в перспективе полноценную гуманитарная катастрофа на территории всей страны, а не только в разрушенном ею Донбассе и другие проблемы, которые уже получила Украина и которые ее еще ждут. Нацистский маргиналитет добивает государство, и вся Украина постепенно превращается в территорию гражданской войны. Никто не чувствует себя в безопасности. До сих пор «герой майдана» (а теперь уже и «герой АТО») может легко публично избить или иным образом унизить врача, учителя, судью, прокурора, генерала СБУ или милиции. Причём, как противоправно, так и безнаказанно. Неумение и нежелание жить в соответствии с Конституцией – одна из причин подобной ситуации.
В Конституции Украины (впрочем, как и в абсолютном большинстве конституций современных государств) закреплён принцип верховенства права: «В Украине признается и действует принцип верховенства права. Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Законы и иные нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей. Нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия. Обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции Украины гарантируется» [ст. 8]. «Правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины» [ст. 19]. Кстати, там много ещё правильных вещей записано. Например, закреплён принцип гуманизма: «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства [ст. 3]. Ну и сколько этих «высших социальных ценностей» уничтожено украинским государством на Донбассе? Сколько унижений терпят жители Донбасса на украинских блокпостах, в её властных и других госучреждениях?
Реализация принципа верховенства права является безусловным и необходимым условием продвижения общества к достижению конституционного идеала суверенного и независимого, демократического, социального, правового государства. Однако она вряд ли возможна в государстве, где граждане не знают и не ценят конституцию. Накануне последнего довоенного Дня Конституции в июне 2013 года исследовательское агентство IFAK Institut в рамках проекта «Факты об украинцах» провело очередной социологический опрос на тему конституционной осведомленности граждан. Этот мониторинговый проект осуществлялся с 2008 г. украинским офисом этого агентства с целью выявления восприятия населением Украины основных событий, происходящих в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах. Выяснилось, что почти половина - 48% украинцев - вообще никогда самостоятельно не читали Основной Закон, а о его содержании знают из других источников. Только 32% ответили, что самостоятельно знакомились с текстом Конституции. При этом лишь 13% утверждали, что полностью ознакомлены с содержанием Конституции. (Отношение украинцев к празднованию Дня Конституции: Материалы социологического исследования в рамках проекта «Факты об украинцах», 14-25 июня 2013г.: Украинский офис Международного исследовательского агентства IFAK Institut). Не думаю. что аналогичные цифры по Донбассу существенно отличаются от данных по Украине в целом. Конституцию Донецкой Народной Республики, думается, внимательно читал ещё меньший процент граждан, проживающих на территории ДНР.
Источники конституционного права это внешняя форма выражения и существования его норм. Конституция любого государства – это только стержень системы источников данной отрасли права. Последняя включает множество других законов (например, о высших органах государственной власти, о судебной системе и статусе судей, о прокуратуре, о силовых структурах и их правовом статусе, о местном самоуправлении, о статусе парламентариев, о выборах, о референдумах, о гражданстве, о политических партиях, других общественных организациях, и т. д. и т.п.), а также подзаконных актов, например, парламентские и правительственные регламенты, нормативные документы центральных избирательных комиссий и т.п. Формирование системы источников данной отрасли права в Донецкой Народной Республике осуществляется Народным Советом, Главой ДНР, Советом Министров, ЦИК, однако существенно сдерживается необходимостью решения военных и военно-политических задач, а также задач восстановления.
2. Конституция Донецкой Народной Республики, её сущность и структура.
Конституция Донецкой Народной Республики была принята 14 мая 2014 года. Это Основной закон нашего государства, основа всей системы формирующегося конституционного законодательства, правовая основа государственного строительства. Она состоит из краткой преамбулы, 9 глав основной части (ст.ст. 1-85) и главы 10 «Переходные положения» (ст. 86 из 6 пунктов).
Её условно можно разделить на три блока. 1-й – общие положения об основах государственности, основных принципах (т.е. руководящих идеях) взаимоотношений человека, государства, общества. Это глава 1 Конституции (ст.ст. 1-11), которая называется «Основы конституционного строя».
В частности, согласно положениям данного раздела, Донецкая Народная Республика (ДНР) является демократическим правовым социальным государством. Территория ДНР является единой и неделимой. Источником власти в ДНР является ее народ. Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Присвоение властных полномочий или захват власти недопустимы. Ответственность за присвоение властных полномочий или захват власти устанавливается законом. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность ДНР, ее государственных органов и должностных лиц. Социальная политика Республики направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, народное благосостояние, доступность основных материальных и духовных благ. В Республике охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
В Донецкой Народной Республике признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Земля и другие природные ресурсы в ДНР используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа.
Государственная власть в Донецкой Народной Республике осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Её осуществляют Глава ДНР, Народный Совет ДНР - парламент Донецкой Народной Республики, Совет Министров ДНР - Правительство ДНР, образуемые в соответствии с настоящей Конституцией. Республика имеет свою Конституцию и законодательство, действующие на всей территории ДНР.
В Донецкой Народной Республике признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В ДНР признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Никакая религия и идеология не могут устанавливаться в качестве государственных или обязательных. Государственными языками в ДНР являются русский и украинский.
Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Донецкой Народной Республики. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Донецкой Народной Республики.
2-й блок закрепляет ключевые (конституционные) права и свободы человека и гражданина, а также отдельные его основные обязанности (Глава 2, «Защита прав и свобод человека и гражданина», ст.ст. 12-53). Собственно говоря, именно этот блок, этот раздел Конституции особенно важен для конкретного отдельного человека.
3-й блок представляет своего рода генеральный план устройства публичной власти (т.е. власти государственной и муниципальной), которая и призвана обеспечивать и охранять права и свободы человека и гражданина, обеспечивать исполнение им своих обязанностей, соблюдение установленных государством и обществом запретов. Естественно, основываясь на тех базовых принципах, которые закреплены в первом блоке.
Глава 3 «Государственное устройство Донецкой Народной Республики» включает 2 статьи – 54, которая определяет, что территория ДНР определяется границами, существовавшими на день ее образования; её административно-территориальными единицами являются районы и города республиканского значения, а само это устройство устанавливается законом, и 55, которая определяет государственную символику (флаг, герб и гимн, описание которых также должно определяться законом) и определяет столицей ДНР г. Донецк. Указанные выше законы, как и многие другие, ещё предстоит принять, и они являются такими же источниками конституционного права, как и сама Конституция.
Глава 4 «Глава Донецкой Народной Республики» (ст.ст. 56-62) формой правления ДНР закрепляет президентскую республику и определяет конституционно-правовой статус главы государства. Глава Донецкой Народной Республики является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти, в установленном порядке принимает меры по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти ДНР, представляет её в отношениях с иностранными государствами, избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года (с 29.12.2017 - на 5 лет) и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.
Глава 5 «Народный Совет Донецкой Народной Республики» (ст.ст. 63-74) определяет конституционно-правовой статус парламента республики, порядок его избрания, полномочия, порядок принятия законов и т. п. Органически дополняют содержание данного раздела Конституции Законы «О нормативных правовых актах» от 07.08. 2015 г., «О статусе депутата Народного Совета Донецкой Народной Республики» от 15.08. 2015 г., Регламент Народного Совета ДНР из 6 разделов, утверждённый постановлением №11 от 28 ноября 2014 года в ходе работы второго заседания Народного Совета ДНР, избранного на выборах 2 ноября 2014 г. Очередные выборы Главы ДНР и Народного Совета назначены на 11 ноября 2018 г. Согласно изменениям в Конституцию от 29.12.2017 г. Глава Республики и парламент будут избраны на 5 лет.
(Подробнее см https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/reglament/ ).
Глава 6 «Совет Министров Донецкой Народной Республики» (ст.ст. 75-79) определяет конституционно-правовой статус Правительства и иных органов государственной исполнительной власти в ДНР, порядок его формирования, финансирования, полномочия и т.п.
Глава 7 «Судебная власть и прокуратура в Донецкой Народной Республики» (ст.ст. 80-81) определяют конституционно-правовой статус органов судебной и контрольно-надзорной (прокурорской) власти, логически конкретизируя закреплённый в ст. 6 Конституции принцип разделения властей.
Глава 8 «Местное самоуправление» (ст.ст. 82-83) определяет, что в Республике признается и гарантируется местное самоуправление (МСУ), которое обеспечивает в соответствии с Конституцией и законом самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. При этом органы МСУ не входят в систему органов государственной власти ДНР. (То есть, представляют собой не государственную, а муниципальную власть, отдельную разновидность публичной власти). Организация местного самоуправления в ДНР, полномочия и порядок деятельности органов местного самоуправления определяются законом ДНР, который, к сожалению ещё не принят. При этом согласно п. 6 ст. 86 конституции (т. е. Переходных положений) «до избрания органов МСУ на основании настоящей Конституции главы органов МСУ назначаются Главой ДНР».
В настоящее время в Республике на сходах граждан выслушиваются жизненно важные вопросы граждан и на основании этого руководителем администрации, призванной выполнять функции органов местного самоуправления, принимаются соответствующие решения – о ремонте кровли, уборке подъезда, проверке систем отопления и т.д., составления соответствующих актов и оказание на основании этого помощи жителям.
Основными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления являются приказы, распоряжения. Поскольку в настоящее время еще не принят закон о местном самоуправлении, а также нет уставов муниципальных образований, к нормам которых отсылает Закон ДНР «О нормативных правовых актах» нормативной основой, регулирующей порядок рассмотрения принятия и регистрации нормативных правовых актов органов МСУ (местных государственных администраций) являются следующие документы (с изменениями):
1) Порядок представления нормативных правовых актов государственных органов исполнительной власти ДНР на государственную регистрацию и проведения их государственной регистрации, утвержденный Постановлением Совета Министров ДНР от 12.02.2016 № 1–15 (с изм. от 10.03.2017 № 3–62).
2) Порядок проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов, представленных на государственную регистрацию в Министерство юстиции ДНР, утвержденный приказом Министерства юстиции от 10.06.2016 № 523, зарегистрированный в Мин юстиции ДНР от 14.06.2016 г. № 1351.
3) Порядок ведения Государственного реестра нормативных правовых актов государственных органов исполнительной власти ДНР и предоставления сведений, содержащихся в нем, утвержденный Постановлением Совета Министров ДНР от 12 февраля 2016 года № 1–16.
4) Приказ Министерства юстиции ДНР от 31 августа 2016 года № 777 «Об обеспечении мониторинга официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, прошедших государственную регистрацию» (зарегистрирован в Министерстве юстиции от 09.09.2016, № 1551).
Глава 9. Принятие Конституции Донецкой Народной Республики и внесение в нее изменений (ст. 84-85). Изменения в Конституцию ДНР вносятся простым большинством голосов, т.е. порядок внесения изменений гораздо проще, чем в Украине или в России. Так, например, 29.12.2017 г. полномочия Главы и Народного Совета были определены по новому – не в 4, а в 5 лет (ст.ст. 57 и 63).
Система органов государственной власти и местного самоуправления в ДНР и правовые основы их организации и деятельности. Административно-правовые основы государственного и муниципального управления в Донецкой Народной Республике
Дата: 2018-12-21, просмотров: 1206.