Политико-административное устройство государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие политико-территориального устройства государства характеризует способ политической и территориальной организации государства, систему взаимосвязей людей, проживающих в центре и различных регионах, и распределения власти на территории государства между центральными и местными органами государственной власти.

Государство чаще всего объединяет разнородные в этническом, религиозном, языковом, культурном отношениях социальные общности, в результате чего возникает потребность обеспечить взаимодействие этих общностей и целостность государства. К тому же управление большим государством, имеющим значительную территорию и многочисленное население, из одного центра чрезвычайно трудно, если вообще возможно.

Различаются три основные формы территориального устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация, каждой из которых свойственны свои принципы организации территории и взаимосвязей между центром и местами.

1. Принцип унитаризма (от лат. unitas - единство) означает, что государство не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Унитарное государство - единое, оно может делиться только на административно-территориальные части, не обладающие суверенитетом (правом иметь собственную политическую власть и проводить самостоятельную политику) и управляемые по вертикали единой системой государственной власти. В них могут создаваться автономные образования. На местах действуют государственные органы, подчиненные центральным органам власти, а также может существовать развитое местное самоуправление.

Унитарными являются большинство современных государств - Франция, Италия, Испания, Швеция, Египет, Греция, Норвегия и др.

Есть все основания полагать, что в государственно-территориальном устройстве стран мира в дальнейшем будет расширяться использование принципа федерализма.

2. Принцип федерализма (от лат. foederatio – федерация, объединение, союз; фр. federalisme,) - это система основных признаков и принципов определенной формы государственного устройства, совокупность структур, норм и методов государственного управления, устанавливающих взаимодействие центра и мест, обеспечивающих рациональное и эффективное функционирование федеративного государства в интересах как федерации в целом, так и ее субъектов.

Смысл федерализма в том, чтобы обеспечить такое соединение различных групп, которое позволяло бы осуществлять общие цели и при этом сохранять самостоятельность частей.

Федерация представляет собой также единое государство с обширной государственной автономией его составных частей. В известной мере это способ распределения государственной власти по вертикали, по крайней мере так понимается федерализм американскими исследователями.

К сущностным признакам федерализма относятся: государствоподобный характер объединенных в единое государство территориальных единиц - субъектов федераций; конституционное разграничение компетенций между ними и центром; недопустимость изменений границ без их согласия.

К основным принципам федерализма относятся: добровольность объединения государств и подобных образований в единое государство; принятие федеральной конституции и конституций субъектов федерации; однопорядковый (симметричный) конституционный статус субъектов федерации и их равноправие; конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации и суверенности ее субъектов; общие территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы, федеральная армия и другие федеральные институты государства, обеспечивающие его безопасное существование и функционирование.

Федерализм как принцип стал этимологической основой для производного от него и более узкого по смыслу понятия - федеративное государство.

Федеративное государство, федерация - одна из основных форм организации государства, сложная структура которой состоит из нескольких государств или государствоподобных образований (штатов, провинций, республик, земель, иных субъектов), обладающих конституционно закрепленной политической самостоятельностью вне пределов и полномочий общего государства в целом.

Признаки федерации:

территория федерации состоит из территорий субъектов федерации (штатов, республик, земель и т.д.) и в политико-административном отношении не представляет собой единое целое. Вместе с тем, существует единая система границ и ее охраны;

субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме, не имеют право на сецессию (односторонний выход из Федерации);

наряду с системой федеральных органов государственной власти субъекты федерации имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Однако по отношению к федеральной системе они являются подсистемами, пределы их юрисдикции определяются федеральными конституцией и конституционными законами;

наряду с федеральной конституцией и законодательством субъекты федерации разрабатывают свою конституцию (устав), систему законов, соблюдая приоритет, соответствие федеральным конституции и системе права;

в федерации нет единого государственного бюджета, а есть федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации;

гражданство в федерации обычно двойное: каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего субъекта федерации. Законодательно регулируется, гарантируется равноправие всех граждан на территории федерации;

федеральный парламент обычно двухпалатный. Верхняя палата состоит из представителей субъектов федерации, нижняя - является органом общенародного представительства и избирается всенародно;

Единая в своей основе сущность федерализма в различных условиях места и времени закономерно получает многообразные формы своего проявления.

Теоретической основой федерализма является концепция суверенитета народа, выражающаяся в государственном суверенитете.

Теоретически и практически вопрос о государственном суверенитете был окончательно решен к XVIII веку в пользу верховной власти монарха, что нашло выражение в установлении абсолютизма в большинстве стран Европы.

По мере утверждения демократических форм государственной власти, т.е. перехода от монархических к парламентским, стала преобладать концепция первичности суверенитета народа, нации. При этом целесообразно подчеркнуть, что ограниченной, упрощенной представляется попытка свести понятие «нация» лишь к одной этнический общности. Суверенное государство - нация, как правило, объединяет различные народы (этносы), проживающие на определенной территории или в разных его регионах. Народ как совокупная общность является носителем государственного суверенитета.

С появлением федеративной формы государственного устройства дискуссии о суверенитете ведутся по вопросу его принадлежности федерации или ее субъектам. На современном этапе развития международного сообщества, межгосударственных и межнациональных отношений проблема суверенитета становится все более актуальной.

Итак, эволюция федерализма имеет свою многовековую историю, а конституционно-правовое установление ее принципов - около двух столетий. Государственно-правовая наука свидетельствует, что появление федерализма в истории человечества обусловливалось как естественным стремлением народов к организации единого общества, так и политикой более могущественных государств по вовлечению в свой состав других народов и государств с сохранением их относительной самостоятельности.

Конституционно-правовое федеративное государство впервые образовалось в США (1787 г.), затем в Мексике (1824 г.), Бразилии (1889 г.), Австралии (1901 г.), России (1918 г.) и других странах. В современном мире из более чем 190 государственных образований, подавляющее большинство которых являются многонациональными, федеративная форма закреплена в конституциях 25 государств, охватывающих 50% территории планеты и в которых проживает 1/3 населения. Они сформированы, как правило, на основе территориального или национально-территориального деления.

Происходящая в современном мире динамика глобализации проблем и интеграции различных сфер жизнедеятельности народов обусловливает развитие конфедеративных политико-правовых форм в организации руководства мировыми процессами.

3. Принцип конфедерализма объединяет самостоятельные государства для решения общих актуальных проблем (военных, энергетических, финансовых и др.). Конфедерацию, строго говоря, нельзя назвать формой государственного устройства. Это временный межгосударственный союз, образованный на основе международного договора, члены которого полностью сохраняют свой государственный суверенитет.

Основные признаки конфедерации:

отсутствие единой территории;

неограниченное право выхода из союза;

центральное правительство зависит от правительств независимых государств, поскольку содержится на их средства;

финансовые средства на общие цели, единую политику формируются из взносов членов союза;

вооруженные силы конфедерации находятся под общим командованием;

общая согласованная международная политика не исключает самостоятельной позиции членов конфедерации в конкретных вопросах;

юридически все члены равноправны, но реально приоритетную роль в конфедерации играет государство с более высоким военно-экономическим потенциалом.

Конфедерации обычно недолговечны - они либо распадаются, либо трансформируются в федерацию. Швейцария, например, официально именуется Швейцарской Конфедерацией, хотя фактически ещё в середине ХІХ века превратилась в федерацию. Однако принцип конфедерализма может стать стимулирующим фактором современных интеграционных процессов (в развитии Европейского Союза, стран СНГ и т.д.).

Политический режим

С конца ХІХ – начала ХХ века форма государства стала характеризоваться ещё по одному аспекту, а именно по действующему в них политическому режиму - содержанию методов и приемов практической реализации государственной власти. Употребляется иногда синоним - государственный режим, но более адекватным видится все же термин «политический режим», ибо он раскрывает самое главное: отношение государственной власти к правам и свободам человека и гражданина. Ведь по формальным признакам в том или ином государстве порой можно найти немало демократического (конституции, представительные органы, СМИ, коллегиальность и т.п.), но реально действующий в нем политический режим сводит на нет все демократические декларации и начинания. Именно политический режим есть действительность государственной власти.

Политический режим (от лат. regimen - управление) представляет собой форму государствоосуществления, которая определяет баланс разделения власти, политики, государственной службы, реальное участие каждого из субъектов этого процесса отношений как самостоятельную прерогативу и как зависимость от других субъектов. Это характеристика способов, методов, средств осуществления государственной власти, ее реального распределения и взаимодействия с населением страны, его различными группами, различными институтами гражданского общества. Можно сказать, что это политический климат в стране, показатель того, как живется гражданину в его государстве.

Исторически зафиксировано множество типов политических режимов, среди которых прежде всего выделим деспотический, либеральный, демократически-правовой.

Главный критерий такого деления - наличие в стране выбора (образа жизни, рода занятий, власти, вида собственности, образовательного учреждения, лечебного заведения и т.д.) и плюрализма (множественности) политического - многопартийность, наличие оппозиции; экономического - существование разных форм собственности, конкуренции; идейного - сосуществования различных идеологий, мировоззрений, религий и т.д.

1. Деспотический, к которому в современном мире относят авторитарный и тоталитарный режимы; характеризуется способом реализации государственной воли, олицетворяемой каким-либо верховным правителем (император, король, дуче, вождь, фюрер, кормчий и т.п.). Его характерными чертами являются насилие, подавление, произвол, ограничение свободы, установление сыскного контроля за поведением каждого человека.

Авторитарный режим предполагает:

ограничение политического плюрализма. Государственная власть сосредоточивается у политической и административной элиты, не контролируется народом, политическая оппозиция (партии, течения) существует, но в условиях давления и запретов;

государственное управление строго централизовано, обюрокрачено, осуществляется при преимущественном использовании административных методов воздействия, механизм обратных связей в системе «власть - общество» блокируется, население не вовлекается в управление делами государства;

существуют идеологический контроль и прессинг органов власти и управления на средства массовой информации (СМИ), другие институты политической системы и гражданского общества;

конституционно-законодательные нормы утверждают экономический плюрализм, развитие различных форм предпринимательства и собственности; однако принцип равных прав и возможностей не гарантирован в реальной жизни.

К авторитарным режимам могут быть отнесены различные гражданские и военные хунты, олигархические и элитарные системы.

Тоталитарный режим воспроизводит политический, идейный и экономический монополизм. Его основные черты:

государственная власть концентрируется у незначительной группы лиц и властных структур. Выборы и другие институты демократии, если и существуют, то формально, как декоративное украшение правления;

государственное управление - сверхцентрализовано, государственные должности занимаются не конкурсным отбором, а назначением сверху, народ отстранен от участия в управлении;

полное огосударствление общества - этатизм;

тотальный идеологический контроль; господствует, как правило, одна официальная идеология, одна правящая партия, одна религия;

допускается террор в отношении собственного населения, режим страха и подавления.

Известно несколько разновидностей тоталитаризма: итальянский фашизм, германский нацизм, социализм периода «культа личности» и др. Впрочем, политические режимы в «чистом виде», т.е. во всей совокупности своих черт, проявляются нечасто. Жизнь богаче любых схем, и существуют многочисленные разновидности режимов; для их характеристики используются такие варианты в названиях, как:

демократически-авторитарный;

либерально-демократический;

военно-бюрократический; военно-авторитарный;

диктаторский (диктатура - режим, опирающийся на насилие);

деспотический (режим неограниченной диктатуры одного лица, отсутствие правовых и моральных начал в отношениях власти и общества; крайняя форма деспотии - тирания).

2. Либеральный, при котором государственная власть исходит, прежде всего, из прав и свобод человека и их осуществлению подчиняет свои возможности; власть как бы обслуживает свободу; к сожалению, этот режим чаще выступает политическим лозунгом, чем реальностью, и по причинам, которые зависят не только от государства.

3. Демократически-правовой, сущность которого состоит в проведении в жизнь демократически сформированной всеобщей воли народа (властной силы) строго в рамках материального и процессуального законодательства. Сегодня во многих странах налицо стремление к установлению именно такого политического режима.

Демократически-правовой режим проявляется в следующих чертах:

признание и гарантированность на конституционном и законодательном уровне равноправия граждан (независимо от национального, социального, религиозного признаков);

широкий перечень конституционных прав и свобод личности;

реальное участие населения в организации государственной власти, в управлении делами государства;

признание и гарантированность на конституционном и законодательном уровне равенства всех видов собственности, религиозных конфессий, политических идеологий и программ.

Рассматривая типологию государств, нельзя не упомянуть о советской форме организации государства. Как ее ни оценивать, это была веха в истории государственности, которую наука не может игнорировать. Даже неудачный, провалившийся опыт необходимо знать, чтобы не совершать подобных ошибок. Советская организация государства была тиражирована в разной модификации по меньшей мере в пятнадцати странах и оказала влияние на характер государств во многих развивающихся странах. Ее суть в законченном виде, ибо начиналась она под идеей народного самоуправления, состояла в единстве государственной власти на основе принципа бюрократического центризма. Этим объясняются как ее успехи, активное первоначальное развитие, поскольку концентрация власти в одних руках позволяла максимально мобилизовать ресурсы страны для определенных целей, так и ее провалы и конечный крах, поскольку та же самая концентрация власти могла поддерживаться лишь деспотическими средствами, подавлением свободы. А подавление свободы, в свою очередь, парализовывало человеческий потенциал, убивало его интерес, инициативу и творчество. Возник заколдованный круг, который был прорван лишь ценой развала производительных сил. Урок, который никогда не стоит забывать. Тем более имея перед глазами примеры успешного развития Китайской Народной Республики и Социалистической Республики Вьетнам.

Напомним, что еще в середине 1970-х годов Китай являлся не только одной из самых отсталых и бедных, но также одной из самых закрытых для внешнего мира стран Азии. Основу промышленности Китая составляли к началу 1980-х годов несколько сот крупных предприятий, построенных в 1950-е годы при техническом содействии Советского Союза. Эти предприятия уже устарели, но доступа к новым технологиям у тоталитарной коммунистической страны, каким был в то время Китай, не имелось ни в западных странах, ни в странах советского блока. Крайне низкой была в Китае и производительность труда как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. После смерти Мао Цзэдуна в сентябре 1976 года Китай оказался в состоянии социально-политического кризиса, реально угрожавшего единству страны и общества. Элита страны была расколота, а народ деморализован. Эти угрозы удалось преодолеть 74-летнему Дэн Сяопину и его ближайшим соратникам, которые сумели консолидировать в своих руках власть в стране, в коммунистической партии и в армии и начать проведение весьма радикальных, но в то же время осторожных экономических реформ. В 2001–2010 годах стремительный количественный рост китайской экономики стал сопровождаться качественными изменениями, которые выдвинули Китай на роль безусловного лидера Восточной Азии. В 2001–2010 годах Китай добился таких успехов, каких не добивалась в пределах любого десятилетия ни одна из крупных стран мира, если не считать Советского Союза в 1930-е годы. Именно эти десять лет были временем «китайского чуда». Стремительный экономический рост Китая не остановил и начавшийся осенью 2008 года мировой финансовый и экономический кризис. Обогнав все крупные страны Европы, а затем и Японию, Китай уверенно вышел к началу 2010 года на второе место в мире по ВВП, а в 2014-2015 годах уже претендует на мировое экономическое лидерство. Китай давно уже вышел на первое место в мире по производству угля и стали, по производству цемента и бытовой техники, по изготовлению телевизоров и персональных компьютеров, по производству мобильных телефонов и текстильных товаров, по изготовлению и продажам игрушек и обуви. Но в 2009 году Китай вышел на первое место в мире по производству и продажам автомобилей, обогнав США и Японию, а также по всей машиностроительной отрасли, обогнав Германию. Достижения Китая столь велики и достигнуты в столь краткие исторические сроки, что это ставит многих исследователей – экономистов, политологов, социологов и даже китаеведов и аналитиков из спецслужб – в тупик. Лауреат Нобелевской премии по экономике Дуглас Норт прямо заявлял: «Ни одна из стандартных моделей экономического развития не может объяснить происходящее в Китае» («Экономические стратегии», 2006, № 1, с. 24). Некоторые из авторов, которые пишут о Китае, обращаются даже к мистике, ссылаясь на то, что Китай еще во времена Конфуция научился использовать иррациональные силы и возможности, которые не поддаются научному анализу и рациональному объяснению. Однако людям государственным или же просто рационально мыслящим не стоит прислушиваться к мнению подобных авторов. Подъем Китая продолжается и становится все более уверенным и неудержимым. История не кончилась, как прогнозировал Френсис Фукуяма, но она делает новый поворот. Уходит время стран-гегемонов, и мир постепенно становится реально многополюсным. При этом по многим важнейшим показателям экономической, военной и политической мощи, а также по своей «мягкой силе» именно Китай, и прежде всего «Большой Китай», начинает занимать место страны-лидера. Соответственно многим другим претендентам на роль мирового или регионального лидера приходится потесниться.

В целом, в каждом государстве в любой исторический момент его существования имеет место сочетание различных типовых форм государственной организации. Тем самым обосновывается необходимость конкретного знания типологических характеристик государства, которое только и способно давать соответствующие структурные посылки для понимания сущности государственного управления в данном государстве. Столь же актуальны и содержательные посылки, которые дают знание общественных функций государства.

В заключение важно отметить, что политический режим не имеет прямой зависимости от форм правления и государственно-территориального устройства. Монархия, к примеру, не противопоставляет себя демократическому режиму, а республика допускает тоталитарный режим. Политический режим зависит, прежде всего, от реального функционирования властных структур, степени гласности и открытости в их работе, процедур отбора правящих групп, фактической политической роли различных социальных групп, состояния законности, особенностей политической и правовой культуры, традиций.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 458.