Основные признаки государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Термин «государство» в юридической и другой научной литературе толкуют по-разному. Его рассматривают в субстанциональном, атрибутивном, институционном и международном значениях.

В субстанциональном значении государство - это организовано в определенные корпорации населения, которое функционирует в пространстве и времени. В атрибутивном значении - это уклад определенных общественных отношений, официальный уклад определенного общества, его оформление. В институционном значении - это аппарат публичной власти, государственно-правовые органы, которые осуществляют государственную власть. В международном значении государство рассматривают как субъект междунар. отношений, как единство территории, населения и общественной власти.

В научном плане основные признаки государства позволяют прежде всего вскрыть отличия любой государственной организации общества от его негосударственных организаций, от других частей политической системы общества. Такие признаки представляют собой определенный, относительно неизменный каркас государственной организации человеческого общества, который по мере общественного развития наполняется новым содержанием, теряет отжившие и приобретает новые структуры и функции.

Представители социологического определения понятия государства обычно выделяют три его основных признака: 1) совокупность людей - народ: 2) господствующую над ними власть: 3) территорию как предел действия этой власти. Во взаимосвязи эти признаки образуют понятие о государстве как соединении людей под одной властью в пределах определенной территории.

Марксистский взгляд на признаки государства, которые отличают его от организации общественной власти в родовом строе, изложены Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В главе «Варварство и цивилизация» он выделил следующие общие основные признаки, присущие государственно-организованному обществу: 1. Разделение подданных государства по территориальным единицам. 2. Учреждение особой публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением. 3. Взимание налогов с населения и получение от него иных доходов для содержания аппарата государственной власти.

В современной литературе государство обычно характеризуется следующими признаками:

1. Территорией и территориальной организацией власти.

2. Внутренним территориальным делением.

3. Верховенством власти государства на данной территории.

4. Легитимностью власти.

5. Наличием особого публичного аппарата управления (правительство, министерства, органы территориального управления, управы, земства и т.д.), обладающего специальным легальным аппаратом принуждения - применения силы и контроля (суд, полиция, армия, законы и т.д.).

6. Юридической принадлежностью населения к данному государству, выражающемуся в институтах гражданства в республиках, или подданства в монархиях.

7. Созданием финансово - налоговой системы.

8. Созданием законодательной системы.

9. Суверенитетом;

10. Наличием государственной символики, столицы, герба, государственного языка (языков).

Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах означает, что государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства.

Государство - это территориальная организация людей, что имеет концептуальное значение. Во-первых, тем самым преодолеваются родоплеменные («кровные») взаимосвязи, и они заменяются на сугубо общественные. Во-вторых, создается структура, которая выступает (по идее или в идеале) нейтральной по отношению к национальным, религиозным и социальным признакам разных людей. Исторически государство ведет к новому сообществу людей, где действуют иные идеалы, ценности и цели.

Вся специфика, имеющая сущностный смысл, состоит здесь в том, что государство особым, юридическим способом объединяет людей, формой чего выступает институт гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях). Институт гражданства в юридическом (правовом) смысле выравнивает людей между собой, делает их по отношению к государству (его законам и механизмам их защиты) равноправными. Формируются предпосылки для свободного развития и самореализации человека, ибо укрепляется его статус (т.е. правовое положение), который даже в худшем случае определённым образом гарантируется государственной властью. Институт гражданства как правовая связь человека с конкретным государством, фиксирующая определенные обоюдоответственные отношения, служит основанием для рассмотрения вопросов государственного управления в практической плоскости. Впрочем, историческая практика, в том числе современная, являет множество примеров ограничения гражданства (подданства) в отношении довольно многочисленных групп населения («нелегальные» мигранты в «просвещённой» Западной Европе и в США, русскоязычное население в прибалтийских лимитрофах – странах Балтии - и т.д.). 

Территория государства - это определенная часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Это пространство, в пределах которого государство осуществляет верховную власть и которым оно распоряжается, организуя его в административном (для целей управления) отношении и устанавливая его правовой режим (в целом, а также отдельных его составляющих частей). Оно отделяется от территорий других государств государственной границей. В пределах своей территории государство осуществляет свою исключительную юрисдикцию в отношении всех находящихся на его территории физических лиц (граждан, иностранцев и апатридов) и их объединений (юридических лиц и общественных организаций). Но к территории государства можно подойти и с другой стороны. Это не просто пространство, а социальное пространство, так как эта территория рассматривается в своеобразном социальном контексте

С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. С этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

От негосударственных организаций государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы, религиозные конфессии, общественные организации и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно, по тем или иным интересам.

Публичная (государственная) власть называется таковой потому что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Только решения государственной власти распространяются на все население страны. Только государство может отменить или признать ничтожным любое проявление другой общественной власти; только оно обладает специальными методами воздействия на социум, которыми не располагает никакая другая общественная организация. Государство - единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, полиция, милиция и т.д.), специально призванными охранять законность и правопорядок. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность. Государственная власть является необходимым условием существования общества и используется для руководства совместной деятельностью людей и поддержания общественного порядка.

Власть - есть воздействие одних людей на поведение (деятельность) других, при этом одни подчиняют своей воле других. Власть является выражением социальных отношений. Власть - это, прежде всего управление. Данный аспект власти усиливается с момента возникновения государства, поскольку оно становится выразителем власти.

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода (племени) и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком либо постоянном аппарате.

Следующий момент, придающий государству особый статус в обществе, заключается в том, что именно (и только) через его структуры и механизмы формируется и закрепляется всеобщая воля, придающая государственным установлениям обязательный характер.

Государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Государство посредством своих органов принимает законы и другие нормативные акты (правила поведения) и обеспечивает их проведение в жизнь всеми находящимися в его распоряжении методами, в том числе административными и уголовно-правовыми. Можно сказать, что государству принадлежит легитимная монополия на законотворчество и принуждение при его реализации.

Любое общество заинтересовано в том, чтобы успешно управлять своими делами, решать проблемы публичные, отражающие общий интерес и потребности, организовывать, упорядочивать, регулировать поведение, отношения людей, поддерживать общественный порядок. Иначе не наладить производство, не обеспечить развитие культуры, не помочь человеку в удовлетворении его потребностей и интересов (самореализации).

Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается в государственном аппарате управления. Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой пустую абстракцию.

Государство и создавалось как механизм публичной власти, воплощающей право и силу. Возможности для решения общих (публичных) дел определяются наличием государственного аппарата управления, правомочием (иметь право и мочь, т.е власть или возможность воздействовать на сознание и поведение людей) органов публичной власти создавать законы, правила или общеобязательные нормы, а также осуществлять предусмотренные ими определенные действия или требовать известных действий от других участников правоотношений, обеспечивать пределы власти над человеком, права и свободы гражданина, условия, при которых он вправе требовать от власти защиты своей жизни и интересов.

Аппарат - совокупность людей (с соответствующими средствами), профессионально занятых выявлением общих потребностей, интересов, целей и воли, институциональным закреплением последних и проведением государственно-правовых установлений (норм) в жизнь. Аппарат имеет сложную структуру и разнонаправленную деятельность. Одна его часть обслуживает законотворчество, исполнение законов и судебную защиту граждан, т.е. связана с государственным управлением, другая поддерживает внутреннюю (правопорядок) и международную устойчивость и безопасность государства, его взаимоотношения с мировым сообществом (Атаманчук Г.В.).

Ещё одним обязательным признаком государства принято считать государственный суверенитет. Страна, его не имеющая, - это колония либо доминион (протекторат).

Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности, независимости.

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; б) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы).

Самостоятельность и независимость государственной власти (т.е. её суверенитет) от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

Вместе с тем, в современном глобальном мире (или более глобальном, чем 50-100 лет тому назад) вопрос о государственном суверенитете требует особого рассмотрения. Оно будет осуществлено в следующем вопросе лекции.

Ещё одним важным признаком государства является наличие права, правовой системы, правосудия, неразрывная связь государства и права.

Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство. Можно сказать: государство - это организованная власть и правопорядок.

Публичная, государственная власть - преемник всей совокупности первобытных властных начал, она впитала в себя власть семьи, рода, племени, возвысилась над ними, простерлась на всю территорию государства и подчинила себе все без изъятия сферы жизнедеятельности общества. В этом плане можно говорить о том, что государственная власть - едина и верховна.

Единая государственная власть выступает как целое, разделенное на подсистемы, противостоящие друг другу и одновременно дополняющие друг друга. Формой материализации государственной власти являются структура и органы трех ветвей власти (представительной, административно-исполнительной и судебной).

Органы государственной власти и управления взаимодействуют с институтами гражданского общества - партиями, общественно-политическими движениями, группами интересов и т.д. при решении общих (публичных) дел, принятии законов, иных общезначимых нормативных актов, управленческих решений. Поэтому государство следует признать важнейшим элементом, составной частью политической системы общества.

Политическая система общества – это целостная совокупность политических институтов, норм, ценностей, идей и отношений, посредством которых формируется и осуществляется политическая власть. Политическая система решает важную задачу общества: выделение из всего комплекса общественных отношений, процессов тех проблем, которые требуют принятия обязательных решений. Политическая система охватывает государство и общество в их взаимодействии при проработке и решении насущных проблем в рамках политического процесса.

Ещё одним важным признаком государства является его легитимность. С точки зрения современной науки легитимность - это политико-правовая категория, которая означает способность того или иного политического режима достичь общественного признания и оправдания избранного политического курса, принятых политических решений, кадровых или функциональных изменений в структурах власти. В целом, понятие «легитимность» означает соответствие социальных явлений, процессов, событий действующим законам и принципам справедливости. На бытовом, повседневном уровне через это понятие довольно часто осуществляется оценка или характеристика определенных решений, действий государственной власти, её отдельных органов, структур, представителей. В научной литературе и политической практике через категорию легитимности прежде всего характеризуются государство, публичная власть, социальный порядок, социальное господство, политический режим.

С точки зрения политической теории, легитимация политической власти является одной из обязательных наиболее общих функций любой политической системы. Со времен Николо Макиавелли аксиомой является утверждение, что любая политическая власть базируется и на силе, принуждении и на согласии (так называемый «макиавеллевский кентавр»).

Современная государственно-политическая мысль определяет легитимность политической власти как форму поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления правления государством либо отдельными его структурами и институтами. При этом такое определение сопровождается традиционным оговоркой, что легитимность не является синонимом законности, поскольку политическая власть не всегда опирается на право и законы, но всегда пользуется определенной поддержкой хотя бы части населения. Основными источниками легитимности, как правило, выступают три субъекта: население, публичная власть и внешнеполитические структуры.

Таким образом, легитимность это способность власти создавать и поддерживать у населения убеждение в том, что власть в стране наделена правом принимать решения, которые граждане должны выполнять. Добровольное согласие подчиняться власти возможно только в случае, если власть опирается на ценности, традиции, убеждения и стремления большинства населения, а также на право, на закон. Легитимность госуд-й власти является мерой доверия к ней, степенью убежденности в справедливости и законности ее действий и решений. Она обеспечивает возможность диалога народа с властью, а последней - правомерность существования и господства. Легитимация политической власти, то есть разноплановая деятельность по формированию и поддержке ее легитимности, является одной из ведущих функций любой политической системы и приобретает особое значение в современных условиях.

Функции государства (более подробно о них уже говорилось выше, в предыдущем вопросе лекции) выражают социальную природу государства и конкретизируют ее суть. Все основные функции государства можно классифицировать по таким критериям:

в зависимости от принципа разделения власти - законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные и контрольно-надзорные. Все они обеспечивают функции управления обществом и государством;

в зависимости от их роли в обществе - основные и второстепенные;

в зависимости от сферы влияния и осуществления - внутренние и внешние;

в зависимости от формы общественной жизни – экономические, политические, социальные, гуманитарные, экологические, идеологические;

в зависимости от срока выполнения - постоянные и временные.

Таким образом, государство предстает как сложнейшая общественно-политическая система, важнейшими компонентами которой являются: народ, территория, система права, система власти и управления.

Обобщая сущностные признаки, можно определить государство как способ и форму организации общества, механизм взаимосвязи и взаимодействия людей, проживающих на единой территории, объединенных институтом гражданства (либо подданства), системой государственной власти и права.

Демократическое государство, в котором нации и народности реализовали свое право на национальное самоопределение, представляет собой суверенное государство во всех указанных ранее значениях, т.е. включая народный и национальный суверенитеты. Таким образом, можно сделать вывод, что государство - это особенная форма организации общества, которая характеризуется наличием политической публичной власти, имеет признаки суверенитета и осуществляется через деятельность государственных органов; распространяется на определенную территорию; владеет правом принимать решения, которые благодаря соответствующим правовым нормам носят общеобязательный характер: устанавливает виды и размеры налогов и в соответствии со своими заданиями и природой, осуществляет регуляцию общественных отношений.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 491.