Судебная власть и прокуратура
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С точки зрения современных теории права и практики государственного строительства, судебная власть - одна из ветвей государственной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Она выделяется в соответствии с принципом разделения властей. Впрочем, ещё задолго до формулирования данного принципа осознавалось значение этой власти. Ещё Аврелий Августин или Августин Блаженный (354 — 430 гг. н.э.) - епископ, философ, проповедник, христианский богослов и политик – вопрошал (и отвечал): «Что есть государство без правосудия? Шайка разбойников, да и только…». В современном мире субъектом, осуществляющим эту власть, является не любой государственный орган, а вся система судебных органов, которая обладает присущими только ей возможностями и способностями воздействия на процессы, происходящие в обществе. С учетом этого судебную власть можно было бы определить как реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами (судами) присущие им возможности и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы.

Органы судебной власти от имени государства применяют меры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах - укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.

Принцип разделения власти на три ветви наиболее последовательно реализован в англосаксонских странах. Но этот принцип сам по себе не гарантирует равновесия и равносилия властных ветвей внутри политической системы. В большинстве стран мира исполнительная власть в большей или меньшей степени доминирует над двумя другими ветвями власти. Обычно, судебная власть является наиболее слабой из трёх ветвей, так как она, в отличие от исполнительной и законодательной властей, не имеет ни своего аппарата принуждения (армии, полиции), ни прямой поддержки избирателей для проведения своих решений в жизнь. Равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти проявляется в их реальной, а не только формально провозглашённой, способности сдерживать и контролировать друг друга. Пример этого - так называемая система «сдержек и противовесов», которая наиболее полно воплощена в политической системе США. Джордж Вашингтон говорил, что «подлинное отправление правосудия является самой прочной основой хорошего правительства».

Согласно ст. 80 Конституции ДНР, правосудие в Республике осуществляется только судом. В ДНР действуют Верховный Суд ДНР и иные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых определяются законом ДНР. Статус, полномочия, порядок и гарантии деятельности судей определяются законом ДНР. Однако эти законы только предстоит принять. В соответствии ч. 5 ст. 86 главы 10 «Переходные положения» «Суды в ДНР осуществляют правосудие в соответствии с их полномочиями, установленными настоящей Конституцией и законом ДНР. После вступления в силу настоящей Конституции судьи всех судов Донецкой Народной Республике сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. Вакантные должности замещаются в порядке, установленном настоящей Конституцией и законом ДНР».

Однако фактическое формирование судебной власти в ДНР началось лишь осенью 2014 г. после принятия Постановлений Совета Министров ДНР № 40-1 от 22.10.2014 г. «О создании судебной системы» и № 40-2 от 22.10.2014 г. «О судебной системе».

Согласно первому акту в целях дальнейшего укрепления законности и правопорядка было принято решение создать систему судебных органов ДНР из Верховного Суда, городских и районных судов общей юрисдикции, военных судов, арбитражного суда и одновременно запретить на территории ДНР деятельность судебных органов (судов) Украины и территориального управления государственной судебной администрации Украины в Донецкой области. Вся собственность, недвижимость, территория, транспорт, инфраструктура, иные объекты судебной системы Украины и теруправления государственной судебной администрации Украины в Донецкой области, находящиеся на территории Республики, после соответствующей инвентаризации, перешли в ведение судебной системы ДНР в лице Верховного Суда ДНР. Руководителям всех воинских, силовых, специальных и иных формирований ДНР, подразделения которых временно занимали здания и сооружения, ранее принадлежавшие судебным органам Украины, территориальному управлению государственной судебной администрации Украины в Донецкой области и находящиеся на территории ДНР, в месячный срок было предписано принять необходимые меры по передислокации, освобождению указанных помещений, передаче автотранспорта и прочего имущества в ведение Верховного Суда. Руководителям органов судебной системы Украины (судов, судебной администрации), имущество, которой находилось на территории ДНР, либо уполномоченным на то лицам, по уведомлению и в указанные сроки было предложено явиться в Верховный Суд с соответствующими документами для решения вопроса о передаче имущества, документации в судебную систему ДНР, и информацией о судьях, желающих продолжать служебную деятельность на территории ДНР.

Согласно Постановлению Совмина № 40-2 от 22.10.2014 г. «О судебной системе» было утверждено Временное положение о судебной системе (Приложение №1), созданы суды общей юрисдикции (Приложение №2), предоставлено Председателю Верховного Суда право проводить реорганизацию и создавать на базе существующих судов новые районные, городские, межрайонные суды общей юрисдикции и определить их местонахождение. Было также решено создать в системе судебных органов специализированные суды - Арбитражный суд ДНР и Военно-полевой суд ДНР в качестве судов первой инстанции и предоставить Председателю Верховного Суда право определения их структуры и штатной численности.

Вслед за формированием Верховного суда в течение декабря 2014 – апреля 2015 г. были сформированы 15 судов общей юрисдикции на местах [5 районных – Амвросиевский, Новоазовский, Старобешевский, Тельмановский, Ясиноватский; 3 городских – Енакиевкий, Докучаевский, Дебальцевский; 7 межрайонных -Харцызский (Харцызск, Зугрес, Иловайск, Снежное, Торез, Шахтерск); Центрально-Городской и Горняцкий в Макеевке; Центрально-Городской в Горловке на все три района города; Будённовский, Ворошиловский и Кировский в столице Республики] и два специализированных [Арбитражный суд ДНР и Военно-полевой суд ДНР]. Впрочем, Дебальцевский горсуд только принимает заявления да квитанции об уплате судебного сбора, а сами дела решаются в Енакиево. Всё это суды первой инстанции.

Общие правила организации деятельности Верховного Суда (ВС) ДНР закреплены в Административном регламенте ВС ДНР, утверждённом приказом Председателя ВС ДНР от 22.02.2016 г. № 45-од. Согласно этому документу Верховный Суд состоит из: Председателя ВС, первого заместителя Председателя, заместителей Председателя – глав судебных палат, заместителя Председателя – Председателя Военного Трибунала, судей. Верховный Суд действует в составе: Пленума ВС, Президиума ВС, судебной палаты по уголовным делам, судебной палаты по гражданским делам, судебной палаты по арбитражным делам, Военного Трибунала на правах палаты Верховного Суда.

Кроме того, при ВС ДНР был создан Судебный департамент. Согласно п.п. 1.1 – 1.3 раздела 1 Положения о Судебном департаменте при ВС ДНР, утверждённого приказом Председателя ВС от 29.12.2014 № 31-од это организационно-распорядительный орган в структуре Верховного Суда и системе судебной власти Республики, деятельность которого подотчётна Председателю ВС. Он осуществляет организационное обеспечение деятельности судебной системы ДНР. Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

В январе 2015 г. суды ДНР были воружены процессуальным законом. В частности, в целях обеспечения единства практики применения судами ДНР процессуального законодательства при рассмотрении арбитражных, гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях до принятия Арбитражного процессуального кодекса ДНР, Гражданского процессуального кодекса ДНР, Уголовного процессуального кодекса ДНР, Кодекса ДНР об административных правонарушениях соответственно, учитывая отсутствие в судебной системе Республики административных, хозяйственных судов и судов апелляционных инстанций, руководствуясь Конституцией и законодательством ДНР приказом Председателя ВС ДНР № 3-од от 09.01.2015 г. были утверждены: Временный порядок осуществления арбитражного судопроизводства; Временный порядок осуществления гражданского судопроизводства; Временный порядок осуществления уголовного судопроизводства; Временный порядок осуществления производства по делам об административных правонарушениях (соответственно Приложения № 1, № 2, № 3, № 4). Фактически, это сочетание собственных процессуальных норм с частичными заимствованиями из украинских ХПК, ГПК (причём как 2004, так и 1963 гг.), УПК (1960 г.), КУоАП. Первым собственным полноценным процессуальным законом Республики стал Уголовно-процессуальный кодекс ДНР от 28 августа 2018 г., назначением которого является определение порядка производства по уголовным делам. Он включает 9 разделов, 39 глав, 511 статей и 11 пунктов Заключительных и переходных положений. УПК ДНР вступил в силу с 20 сентября 2018 г.

20 марта 2015 года был принят закон ДНР «О судебном сборе», определивший ставки судебного сбора по делам гражданского и арбитражного судопроизводства. Судебный сбор взимается с подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды исковых заявлений, заявлений, кассационных жалоб, жалоб в порядке надзора, а также за выдачу судом копий судебных решений, копий других документов материалов дела, копий цифровой аудиозаписи, дубликатов документов (ст. 3).

Основные контуры судебной системы в ДНР уже обозначены. Система судебной власти начала работать. В 2017 году на рассмотрении в судах республики находилось 89,5 тыс. дел и материалов. Больше всего, естественно, в порядке гражданского судопроизводства (более 56 тысяч). Одного судебного сбора было уплачено почти 12 млн. рублей. В судах находилось на рассмотрении около 14 тысяч уголовных дел и материалов, около 11 тыс. дел об админправонарушениях, почти 3 тыс. арбитражных дел.

Подготовлен проект закона о судебной системе. 31 августа 2018 г. закон был принят. Целью принятия Закона ДНР «О судебной системе Донецкой Народной Республики» является попытка сформировать независимую судебную власть, создать законодательство, нормы которого будут отвечать основополагающим принципам Конституции и международным стандартам законности, доступности суда, верховенства права и независимости судебной ветви власти, построить институт правосудия, целью которого будет являться эффективная защиты прав и свобод каждого лица.

Судебную систему Донецкой Народной Республики должны составлять:

1) Конституционный Суд Донецкой Народной Республики;

2) Верховный Суд Донецкой Народной Республики;

3) Апелляционный суд ДНР, Арбитражный суд ДНР, районные, городские, межрайонные суды ДНР, Военный суд ДНР, составляющие систему судов общей юрисдикции.

Закон вступает в силу с 1.01.2019, в течение 3-х месяцев должна быть сформирована Апелляционная палата Верховного Суда ДНР в качестве судебной палаты Верховного Суда (из 12 судей). Апелляционный суд Республики в пределах своей компетенции будет рассматривать дела в качестве суда первой и второй инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к Арбитражному суду ДНР, районным, городским, межрайонным судам ДНР и Военному суду ДНР. Полномочия, порядок образования и деятельности Апелляционного суда ДНР устанавливаются специальным законом. Крайний срок формирования этого суда – 1.01.2022 г.

Конституционный Суд ДНР является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности этого суда устанавливаются специальным законом. Его ещё предстоит принять.

В законопроекте получили развитие конституционные положения о судебной власти, ее самостоятельности и независимости от законодательной и исполнительной властей, нормы о самостоятельности судов и независимости судей, обязательности судебных решений, равенстве всех перед законом и судом, гласности в деятельности судов, участии граждан в осуществлении правосудия, языке судопроизводства и делопроизводства, символах государственной власти в судах, организационном обеспечении деятельности судов.

В законе получили закрепление основы статуса судей ДНР, а именно: вопросы единства статуса судей, порядка наделения полномочиями судей и их срок, положения о несменяемости и неприкосновенности судей. Нормами законопроекта урегулирован порядок создания, реорганизации и ликвидации судов первой инстанции, определены базовые положения о компетенции и правовой основе деятельности Верховного Суда Донецкой Народной Республики, судов общей юрисдикции, специализированных судов.

Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном законом порядке органы судейского сообщества. Высшим органом судейского сообщества является Республиканский съезд судей, который формирует Совет судей ДНР и Квалификационную коллегию судей ДНР. Компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются специальным законом.

Одновременно с законом о судебной системе 31.08.2018 г. был принят Закон ДНР «О статусе судей» (28 статей).

Дата: 2018-12-21, просмотров: 521.