Государство как общественное явление и субъект управления общественными процессами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Ключевую роль в жизнедеятельности общества играет государство. Государство – центральный, ключевой элемент политической системы общества. Ничего разумнее и эффективнее в плане социальной организации общества, чем государство, за последние пять тысяч лет люди не придумали. Именно государство обеспечивает упорядочение и регулирование процессов и явлений в социальной, экономической, политической, духовной и в других сферах общественной жизни. В той или иной степени государственное воздействие затрагивает интересы всего общества, отдельных социальных групп, слоев, организаций, объединений, предприятий (фирм или компаний в зарубежной лексике), общественно-политических движений, каждой семьи и каждого гражданина. При этом государство воздействует не только на развитие процессов и явлений, протекающих в обществе, но и на общественные отношения, на проблемы, касающиеся ценностей, мировоззренческих установок, идей, политической самоорганизации сообществ, их жизнеспособности и эффективного функционирования.

На современном этапе своего развития Донецкая Народная Республика переживает достаточно сложный период, связанный с формированием правовых, экономических, социальных основ нашего общества. Республика продвигается по пути укрепления конституционного строя, государственности, развития народовластия, утверждения принципов гражданского общества. Главным условием успешности происходящих в стране преобразований является сильная, дееспособная, эффективная государственная власть. Исходя из критериев общественного блага, государственная власть может и должна: не допускать нарушения правопорядка в обществе, норм и правил поведения, в том числе на рынке (т.е. в экономике), определять общие условия эффективного хозяйствования, темпы и направления экономического роста, предотвращать криминализацию хозяйственной деятельности внутри страны, сдерживать расслоение общества, пресекать стремление развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в Республике ситуацию в своих экономических и политических целях и во вред жителям ДНР, способствовать утверждению цивилизованных отношений между деловым миром, обществом и властными структурами.

С сильной, дееспособной государственной властью народ Донецкой Народной Республики связывает свои надежды на защиту жизни, здоровья, свободы, достоинства.

Следует подчеркнуть, что важность изучения проблем повышения эффективности управления современными социальными системами очевидна. Она очевидна хотя бы в силу глубины и остроты того многомерного и многопланового кризиса, который переживает человечество (общество) в начале ХХІ века. При этом общество (оно же – социальная система) с точки зрения системного подхода – это сверхсложная («большая») система, включающая ряд относительно автономных и одновременно взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем. Главными из них выступают экономика, политика, идеология, право, мораль, культура, наука (знание) и, факультативно, религия. К тому же, приходится считаться ещё и с тем, что, «в социальных системах, самых сложных, а потому наиболее трудно поддающихся анализу системах во Вселенной, постоянно идет борьба за построение лучшего общества. Более того, именно в периоды перехода от одной исторической системы к другой (природу которой мы не можем знать заранее) эта борьба приобретает наибольшее значение. Или, другими словами, только в такие переходные периоды то, что мы называем свободной волей, превозмогает давление существующей системы, стремящейся к восстановлению равновесия». Столь объёмная цитата Иммануэла Валлерстайна приведена, собственно говоря, с одной целью – подчеркнуть, что мы живём в такое время, когда от наших знаний, воли, решимости, веры, энтузиазма действительно зависит наше будущее. Наше собственное, наших детей и внуков. Выстраивать это будущее предстоит нам всем.

Дело в том, что особую актуальность в современном мире приобретает категория «управляемость» социальными системами. Её можно определить как свойство социальной системы, отражающее её способность гасить и предотвращать конфликты и кризисы, которые могут угрожать стабильности системы и безопасности её участников, а также способность контролировать и рационально направлять главные процессы. Кому как не нам, жителям Донбасса, разрушаемого обстрелами, скорбящего о погибших родных, близких, знакомых, душимого экономической и политической блокадой, понимать важность этой категории? Уровень же управляемости зависит от трёх категорий факторов. Во-первых, от природы, количества и качества субъектов регулирования. При этом ключевым субъектом такого регулирования выступает государство. Во-вторых, от действий по такому регулированию и их совместимости друг с другом. В-третьих, от норм, правил, механизмов, институтов и режимов такого регулирования.

Более того, нельзя не согласиться с тем, что большая часть неконтролируемых или мало контролируемых дестабилизирующих процессов и явлений в современном мире (терроризм, политический, религиозный, этнический радикализм, гражданские войны и т.п.) являются прямым следствием ослабления или отсутствия государственных институтов и деградации государств как таковых. Существует целая группа стран, причём не только в Африке, Азии, на Балканах, но и на постсоветском пространстве, в которых государственное начало слабеет из-за разложения и деградации государственного управления. Ситуация характеризуется массовой коррупцией, неэффективностью и цинизмом бюрократического аппарата, неспособностью правоохранительной системы обеспечивать безопасность и правопорядок, выходом ряда общественных формирований и институтов из под контроля центральных властей, недееспособностью системы здравоохранения и образования, то есть неспособностью государства исполнять свои минимальные функции.

В настоящее время в стране принимаются меры по формированию эффективного механизма государственного управления на всех уровнях. Они включают совершенствование управления; рационализацию структуры органов государственной власти; повышение роли и авторитета судебной власти; развертывание активной борьбы с преступностью; перестройку кадровой политики с целью отбора лучших специалистов-профессионалов; становление полноправного гражданского общества, уравновешивающего и контролирующего власть; реабилитацию традиционных нравственных ценностей многонационального народа Донбасса с учётом гуманистических идеалов современного мира, закреплённых в основополагающих документах Организации Объединённых Наций.

Государство есть необходимый способ жизнедеятельности цивилизованного общества. Государство как организация общества - необходимое условие, предпосылка решения общих дел. Потребности и интересы людей часто противоречивы, порой взаимоисключающие и могут создавать социальную напряженность, противоборство. Обращая внимание на эту сторону жизни общества, русский ученый-психолог Владимир Михайлович Бехтерев в книге «Коллективная рефлексология» (1921 г.) отмечал: «...обществу надлежит содействовать всестороннему развитию личностей, ограничивая себя от распада путем укрепления солидарности между его сочленами. В этом, и только в этом должна быть задача организованного общества, именуемого государством». Его младший современник, один из наиболее прозорливых русских мыслителей - Иван Ильин подчеркивал: «Государство, в его духовной сущности, есть не что иное, как родина, оформленная и объединенная публичным правом; или иначе: множество людей, связанных общностью духовной судьбы и сжившихся в единство на почве духовной культуры и правосознании».

Но не стоит забывать, об общечеловеческой природе сущности и назначения государства, учитывая то, что государство - это очень сложное и многомерное социальное образование, весьма сложное явление.

Государство - это не просто организация общества, а высшая форма общности. На протяжении многих столетий население формировалось как народ. По определению Василия Осиповича Ключевского, «народ есть население, не только совместно живущее, но и совместно действующее, имеющее общий язык и общие судьбы». Народ и создал государство как новую форму общности более высокого уровня - национально-территориальной и политико-правовой организации. Таким образом, государство предстает как форма, содержанием которой является народ, и через эту форму каждый народ, нация представляет себя в мировом сообществе как единое целое.

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой даёт два значения понятия «государство»: «Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» и «Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры». [Толковый словарь русского языка./Под ред. Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. - М.,1992. - с.72.]

Государство — явление чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории, хотя в истории человеческой мысли такие попытки делались, и довольно успешно начиная с Платона и Аристотеля. Тем не менее, вследствие указанной выше многомерности и многовариантности такого социального явления как государство, не представляется возможным сформулировать единое (единственно верное) научное его определение.

Государство - это такая форма организации общественной жизни, которая не может быть создана разрозненными усилиями отдельных лиц. Общество не может существовать на основе преходящих целей. Его объединяет общая, объективная цель, без которой оно не может ни возникнуть, ни развиваться. Такой целью является объединение людей под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества. Выделившись из общества, государство становится его основной властвующей политической организацией. Государственная власть - это главная объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своим действием она охватывает всех лиц, проживающих на территории определенного государства.

Наряду с государством в обществе возникают и функционируют другие организации, которые объединяют людей по их разнообразным интересам: политическим, экономическим, духовным, профессиональным. Это политические партии, профсоюзы, творческие объединения, молодежные, женские и религиозные организации, органы общественной самодеятельности, социальной помощи, производственные кооперативы и ассоциации, акционерные общества, частные учреждения и организации. Все они в той или иной мере участвуют в политической жизни страны и, таким образом, органически вплетаются в ткань политической системы общества.

Особое место государства в системе общественных образований обусловлено следующими факторами. Во-первых, государство - это единственная полновластная организация в масштабе всей страны. Во-вторых, государство определяет основные направления развития общества в интересах всех и каждого. В-третьих, государство является официальным лицом (представителем) внутри страны и на международной арене. Негосударственным организациям такие свойства и функции не присущи. Они решают локальные по своему содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественной жизни.

Государство - продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, психологических и других закономерностей, государство становится его основной управляющей системой. Государственно-организованное общество приобрело новые (уникальные) возможности для своего существования: развития производительных сил, социальных отношений, нравственных устоев, культуры, науки, международных связей.

Государство - исторически развивающееся явление. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства.

Например, в античном мире государство охватывало собою все без исключения стороны общественной жизни, поэтому в нем человек полностью поглощался гражданином государства. Аристотель определял государство как соединение многих родов и деревень ради лучшей, совершенной жизни. У древних греков государство считалось сосредоточением всех умственных и нравственных интересов граждан. В Риме эта задача существенно сужалась. Цицерон видел в государстве уже не олицетворение высшего совершенства человеческой жизни, а союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы.

Немецкий юрист Роберт Моль в 1872 году писал, что «государство есть постоянный, единый организм таких установлений, которые, будучи руководимы общею волею, поддерживаемы и приводимы в действие общею силою, имеют задачей содействие достижению дозволенных целей определенного на данной территории народа, а именно, начиная от отдельной личности и кончая обществом, до тех пор, пока эти цели не будут удовлетворены собственными силами личности и пока они составляют предмет общей необходимости». Роберт Моль (1799-1875) был крупным немецким теоретиком, который ввел понятие «правовое государство» (Rechtstaat). Он развивал «науку полиции» - учение о государстве, покровительствующем гражданину или подданному, защищающем и опекающем последнего. Ряд положений его трудов оказал влияние на становление германского полицеизма – теории государственной практики, в которой обеспечивалось внимание к конституционным основам монархии, специальным правам населения (социальному страхованию, социальному обеспечению). Идеи Моля были восприняты канцлером Отто фон Бисмарком, рядом немецких, а также российских юристов.

Русский юрист Николай Коркунов определял государство как «общественный союз, представляющий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми». Евгений Трубецкой считал, что «государство есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории».

Людвиг Гумплович (1838-1909), польско-австрийский социолог и правовед, преподаватель в университетах Кракова и Граца определял государство как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка».

Марксисты в отличие от либералов в определении государства делали акцент на его классовом характере. «Государство, - писал Ленин, - есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы». В советское время научные определения государства формулировались в подобном ключе. Например: «Государство — это политическая организация классового общества, выражающая в концентрированной форме интересы и волю господствующих классов, материальным носителем политической власти которых выступает публичная власть». [ Теория государства и права. - М.: МГУ, - 1987. - С. 40.].

Современные западноевропейские школы представляют государство как сложнейшую многофункциональную систему, отличающуюся высокой концентрацией власти, способностью рационального решения проблем, стоящих перед обществом и в интересах общества. Именно государство обеспечивает единство и одновременно многогранность социума, оно является координирующим и управляющим центром, центром политической власти. Валентин Николаевич Хропанюк в учебном пособии «Теория государства и права» подчёркивает, что «государственная власть - это особый вид управления, характеризующийся тем, что обладает наряду с колоссальными организаторскими возможностями еще и правом применения насильственного принуждения для исполнения государственных велений». [Хропанюк В.Н. Теория государства и права./ Под ред. Стрекозова В.Н. - М.,2008. - с.37]. «Государство — продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становится его основной управляющей системой. Государственно-организованное общество приобрело новые (уникальные) возможности для своего существования: развития производительных сил, социальных отношений, нравственных устоев, культуры, науки, международных связей. Государство — исторически развивающееся явление». [Там же]

В западной традиции в течение последних десятилетий ХХ в. сосуществовали различные концепции государства. Среди них: а) государство благосостояния, предоставляющее обществу широкий спектр услуг; при этом приоритет отдается государственному производству услуг и государственному регулированию процессов решения общественных проблем; б) малозатратное государство, исходящее из примата решения общественных проблем частным сектором; при этом роль государства ограничена выполнением своих основных задач; в) государство — партнер по переговорам, выполняющее роль посредника и партнера по диалогу с бизнесом и обществом.

Попыткой синтеза перечисленных западных подходов стала концепция «активизирующего государства», которая по-новому определяет отношения между государством и гражданами (переход от опеки к партнерским отношениям): задачи государства определяются в ходе общественной дискуссии; между обществом и государством развивается сотрудничество и разделяется ответственность. Государство инициирует процессы решения общественных проблем и выступает в роли посредника; устанавливает рамки ответственности граждан в этих рамках. Таким образом, важнейшими функциями государства становятся инициирование, активизация и стимулирование.

В начале ХХІ века, по крайней мере, со второй половины 2008 г. мир вступил в новую полосу развития. Глобальный финансовый кризис и военный конфликт России с Грузией подвели черту под эпохой после холодной войны, связанной с политическим, экономическим и военным господством Соединенных Штатов. Система, в которой стабильность, мир и развитие в основном обеспечивались из единого центра, прекратила существование. Направление и результаты нового переходного периода пока неясны, в связи с чем аналитики продолжают пользоваться в определении характера нового мира приставкой «пост», нередко именуя его постамериканским или постзападным. Вместе с тем он не стал и многополярным, поскольку не возникло ни новой военно-политической коалиции, ни многостороннего, институционально оформленного механизма принятия жизнеспособных решений.

Тенденции роста нестабильности делают большинство государств крайне уязвимыми перед лицом новых вызовов, подвергая их соблазну «простых» решений, связанных с замыканием вовнутрь и централизацией власти. Однако автаркия и национализм, как показал межвоенный опыт первой половины XX столетия, не защищают от дестабилизации. Новые решения требуются не только в международных отношениях, но и в выстраивании ответственного административного механизма внутри страны. Возрастает необходимость заново установить параметры и задачи эффективного государства. Способными к развитию окажутся лишь те, кто сможет правильно определить собственные возможности, соответствующие национальному опыту и положению в мировой системе. Остальные, как уже показал опыт «цветных» революций, будут распадаться или балансировать на грани распада и слабости. [Цыганков А.П. Сильное государство: теория и практика в XXI веке // Россия в глобальной политике. – 2015. - № 3] Однако проблема эффективности государства в современном мире требует отдельного рассмотрения и будет изложена ниже.

Государство - важнейшее политико-правовое явление, играющее определяющую роль в жизнедеятельности людей. Именно с ним связано становление и развитие человеческой цивилизации. Не забывая, конечно, о том что основой развития цивилизации было, есть и будет человеческое творчество. Однако именно государственная организация создаёт необходимые условия для такого творчества. Сущность общественной роли государства состоит в том, что, отражая, хотя бы формально, общую волю всех граждан, оно оказывает целеполагающее, организующее, регулирующее влияние на все общество. Поэтому можно назвать два ключевых аспекта, которые определяют степень реализации государством своих общественных функций.

Один - показатель того, насколько государство воплощает в себе общие потребности, интересы, цели и волю граждан, второй - того, как оно практически управляет общественными процессами, регулирует их, обеспечивает развитие общества.

Сначала остановимся на втором аспекте. В современной общественной науке обоснован взгляд на общество как на целостный социальный организм. Общество (оно же – социальная система) с точки зрения системного подхода – это сверхсложная («большая») система, включающая ряд относительно автономных и одновременно взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем, ключевыми из которых выступают экономика, политика, идеология, право, мораль, культура, наука (знание) и, факультативно, религия [См.: Кравченко И.И. Бытие политики. – М.: ИФ РАН, 2001. – с. 6-7]. Отсюда следует, что необходимым и очень важным качеством общества является организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а значит, и объективная необходимость их социального регулирования. Регулировать (в социальной жизни) - значит определять поведение людей и их коллективов, давать ему направление функционирования и развития, вводить его в определенные рамки, целеустремленно его упорядочивать. Сопряженным и перекрещивающимся с понятием «социальное регулирование» является понятие «социальное управление». Последнее характеризует, в принципе, то же самое явление и так же непосредственно вытекает из особенностей общества как системы, из необходимости его организованности, упорядоченности. Однако социальное управление относится к тому аспекту общества как системы, который состоит в активной организующей деятельности определенных управляющих органов (в том числе в деятельности органов государства, политических партий). Нередко указанные категории понимаются как совпадающие, но все же регулирование - явление более широкое и более органичное для общества, чем управление. Государство (публичная власть) занимается и тем и другим. На вопросах социального регулирования или хотя бы на его закономерностях следует остановиться более детально.

Существование и развитие социального регулирования (как индивидуального, так и нормативного), его место и функции в общественной жизни характеризуются рядом закономерностей.

Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны отрицательные последствия для социальной системы - ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация («заорганизованность»). (Конкретно-исторические примеры обдумайте и приведите самостоятельно.) Эта мера, выражающая объем и интенсивность социального регулирования, зависит от требований существующей общественной системы, от этапа развития общества, уровня его организованности. Такая мера тем значительней, чем сложнее общественные отношения, чем больше необходимость их согласованного и скоординированного развития.

Во-вторых, в процессе развития регулирования в обществе все более возрастает удельный вес социального. Не порывая с психобиологическими факторами человеческого поведения и поначалу сливаясь с ними, регулирование тем не менее все более освобождается от стихийно-естественных природных элементов и сторон, все более связывается с потребностью выражения и обеспечения объективных социальных интересов в поведении людей, а в условиях цивилизации (государственности) во все большей степени - свободы человека, автономной личности. В связи с этим в регулировании наряду с повышением конкретности и определенности возрастает нормативность и соответственно абстрактность, всеобщность - то, что так или иначе относится к общественному сознанию.

В-третьих, закономерной тенденцией развития социального регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов. При этом определяющая роль власти, собственности, идей (идеологии) на всех этапах развития общества остается решающим фактором социального регулирования и неизменно присутствует во всех его проявлениях и разновидностях. В то же время неуклонно возрастают удельный вес и значение социального управления и отсюда - тех разновидностей регулирования, которые воплощаются в целенаправленной деятельности людей, их коллективов, общественных образований, государства. А подобного рода целенаправленная деятельность (точнее, необходимость обеспечения, оснащения ее нужным инструментарием, придания ей качества стабильности и т.д.) и вызывает к жизни особые, внешне обособленные регулятивные средства и механизмы, которые, выражаясь прежде всего в социальных нормах, относятся к такому исходному элементу общества, как культура. Эти процессы получают еще большее развитие в связи с тем, что на определенном этапе значение самостоятельной и мощной силы приобретают власть и идеология, а также в связи с необходимостью обеспечить глобальный процесс развития свободы в обществе, охраны и защиты автономной личности. В то же время нужно видеть, что указанные процессы противоречивы: на известной ступени обособленные регулятивные средства и механизмы, все более отчуждаясь от человека, могут стать самостоятельным и даже противостоящим людям фактором. Здесь обнаруживается еще одна зависимость: объем и интенсивность внешне обособленных регуляторов обратно пропорциональны степени развития в обществе начал саморегулирования. [См.: Алексеев С.С. Теория права. – М.: БЕК, 2001. – с. 30-31] 

Выстраивая собственную государственность очень важным представляется обеспечить указанный баланс между социальным регулированием и развитием в нашем обществе начал саморегулирования.

При этом следует учитывать, что по мере развития социальной жизни происходит изменение качества регулирования, усложнение, утончение и совершенствование регулятивных средств и механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция; создается в единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода инфраструктура регулятивных механизмов - процесс, который является как бы ответом социального регулирования на потребности общественной системы, общественного развития, на нужды социального прогресса. В том числе на необходимость в условиях цивилизации выражения и обеспечения социальной свободы, утверждения и защиты автономной личности как предпосылки для реализации её творческих способностей. В конце концов, отдельные изобретения, открытия, идеи, стихотворения, мелодии и иные акты творчества рождаются в одной отдельно взятой голове, в индивидуальном сознании и только затем (в случае признания полезности этого акта творчества обществом или его частью) становятся обязательными для усвоения. Как отмечал Александр Сергеевич Панарин, современное общество отличается от традиционного двумя главными признаками: наличием промышленной индустрии, направленной на преобразование природы и индустрии социальной, направленной на активное преобразование общественных отношений. [Панарин А.С. Философия политики. М.: Новая школа, 1996. – с. 5]. Условия и для первого, и для второго преобразования обеспечивает в первую очередь государство, государственная организация.

Изменение качества социального регулирования, в свою очередь, выражается в ряде направлений, сторон и характеристик развития и функционирования его инфраструктуры. Инфраструктура - это не просто структура социального регулирования в обществе, не просто его подразделенность на виды, звенья, а сложившееся объективно обусловленное построение этой структуры. Инфраструктура социального регулирования предстает главным образом в виде организационного базиса, или скелета, - особого построения устойчивых нормативно-организационных форм, от которых непосредственно зависит и развитие, и само функционирование регулирования в обществе. Чем основательнее базис, чем прочнее скелет – тем устойчивее и здоровее государственный организм, тем весомее и значимее результаты развития, тем успешнее и устойчивее общество и государство.

Теперь вернёмся к первому аспекту. Государство как универсальная организация общества решает общественно значимые дела, управляя многообразными сферами жизни общества в интересах всех граждан. В этом смысле государство располагает такими возможностями и олицетворяет такие полномочия, которые могут быть использованы только во имя общего блага, в интересах всего общества.

Государство является институтом, по своей сущности призванным обеспечивать соблюдение общих интересов. Платон в свое время дал следующее определение политики: «Политика - это искусство жить вместе», подчеркнув важную интегрирующую функцию государства, государственной политики, которая объединяет общество с неоднородными политическими и экономическими интересами, направляя его на реализацию общезначимых целей.

Государство одновременно выступает как социально-политический арбитр в обществе. В этом одна из специфических черт данной организации.

Роль государства как арбитра связана с асимметричной структурой общества, различные группы которого и отдельные личности имеют собственные несовпадающие интересы. Отсюда возникает необходимость личностей и групп в арбитре, который устанавливал бы общие правила распределения общественных ценностей: богатства, здравоохранения, образования, социального обеспечения и т.п., наблюдал бы с правом вмешательства в это распределение, корректировал бы его с учетом социальной справедливости и стабильности в интересах всего общества. Особенность арбитража государства состоит в том, что оно осуществляется в качестве контроля от имени всего общества, в интересах самого общества. В этом смысле государство является социально нейтральным институтом, противостоит любому влиянию и нейтрализует попытки оказывать на него воздействие. Осуществляя социально-политический арбитраж, государство предоставляет определенные гарантии одним (пособия, пенсии, социальные льготы) и устанавливает ограничения для других (например, максимальные размеры землевладений, которые установлены в Японии, Египте и др.). Государство является арбитром в разрешении споров (национальных, классовых, религиозных и др.), ищет формы компромиссов, которые сохраняли бы основы социальной системы. Арбитражный вектор подвижен и зависит от конкретной ситуации. Наконец, государство для реализации своих общественных функций осуществляет легитимное право на применение насилия. Оно выражается в применении уголовного наказания, наложении административных, имущественных и других санкций. В случаях особо острой борьбы противоборствующих сил арбитраж государства принимает специфические формы: вводится чрезвычайное положение, запрещаются деятельность определенных партий и объединений, митинги, демонстрации, если они дестабилизируют обстановку в стране, иные подобные меры (современная Франция, например). Легализованное насилие выражается от имени всего общества и применяется к тем лицам и организациям, которые нарушают установленные законодательством правила поведения.

Общественная роль, которую играет государство в управлении делами общества, решая основные вопросы общественного развития, реализуется через функции государства, направленные на удовлетворение разнообразных интересов как отдельных личностей, элит, социальных групп, так и всего общества в целом.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 374.