Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государственного управления общественными делами.
В научной литературе присутствуют различные варианты определения функций государства. Например, еще полвека назад в рамках советской государственно-политической и юридической науки получило широкое распространение представление о функциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятельности [См.: Денисов А.И. Сущность и формы государства. М, 1960. С. 9-10; Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969. С. 8-11.]. Не всеми авторами такое представление о функциях тогда разделялось, но, тем не менее, в модернизированном виде оно в значительной мере сохранилось и по сей день. В подтверждение сказанного достаточно раскрыть практически любой учебник по теории государства и права. Одно из наиболее распространенных определений функциям государства дал В.Н. Хропанюк: «Функции государства - это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом» [Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для ВУЗов - М., 2008. - с. 154.]. Матузов Н.И. и Малько A.B. еще более лаконично определяют функции государства как основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач [Матузов Н.И., Малько A.B. Теория государства и права. - М., 2007. - С. 60]. Столь же лаконичен донецкий учёный-юрист В.И. Коростей: «функции государства означают основные направления его деятельности по обеспечению поставленных целей и задач» [Коростей В.И. Теория государства и права Украины: становление и развитие: курс лекций. Донецк, 2011. - С. 34.]. Исходя из вышесказанного, функции государства можно определить как основные направления его деятельности по управлению обществом, решению стоящих перед государством задач, достижению его целей, в которых находит свое выражение его сущность и социальное назначение.
Функции государства в любом случае устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач определяется внутренними и внешними факторами. В зависимости от того, какие задачи, стоят перед государством по управлению во внутренней жизни или на международной арене, различают внутренние и внешние функции государства. Или как формулировали ещё древние греки, двумя важнейшими задачами любого государства является обеспечение внутреннего блага и внешней безопасности.
Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества:
экономическая - выработка и координация государством экономической политики, т.е. стратегии и тактики экономического развития страны в оптимальном режиме; регулирование отношений между гражданами и их организациями в экономической жизни общества;
политическая - регулирование отношений между гражданами, социальными группами, классами нациями в связи с реализацией их политических интересов, гармонизацией интересов различных групп общества;
социальная - выработка социальной политики государства, обеспечение нормальных условий жизни для всех членов общества, регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе;
правовая - осуществление правотворчества (деятельность по подготовке, принятию и изданию правовых актов, содержащих нормы права), правоприменения (деятельность по реализации правовых норм путем принятия правоприменительных актов, повседневной работы по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера), правоохранения (деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности правонарушителей и т.п.);
экологическая - в последнее время выдвигается в разряд основных функций государства - регулирование деятельности людей в области использования окружающей среды.
Значение вопроса о функциях государства определяется тем, что посредством их реализации решаются наиболее важные социальные, политические, экономические задачи; через функции государства осуществляется его целенаправленное воздействие на общественные отношения; в функциях государства проявляются его сущность и социальное назначение. Экономическая же функция государства представляется тем более значимой, интересной и важной, чем неотвратимее и отчётливее происходит осознание очевидного факта ограниченности природных ресурсов необходимых для обеспечения экономических потребностей людей и потребности развития производства в целом, углубления глобальных проблем, затрагивающих интересы человечества в целом и каждого отдельного человека. К тому же мировой опыт, опыт как развитых, так и развивающихся, зарубежных стран свидетельствует о том, что успешное развитие экономики во многом зависит от правильного определения места и роли государства в управлении экономическими процессами, а также от совершенства механизма государственно-правового регулирования экономических отношений.
Роль государства, возможности которого определяются наличием соответствующих рычагов власти, проявляется в создании необходимых условий для общественного производства, а именно в создании необходимых пропорций между отраслями экономики, выделении приоритетных направлений развития экономики, осуществлении эффективной налоговой, инвестиционной, инновационной и другой экономической политики, совершенствовании финансовых механизмов функционирования экономики и т.д.
Так, в современном мире экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая функция государства определяется как характеристика роли и места государства в регулировании экономических отношений, выражающаяся в выработке и координации государством развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. Она в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, охранительных, консультационных действиях, а также в создании распределительных или запретительных механизмов.
Современное регулирование экономических отношений вызывает потребность в особом государственно-юридическом механизме, оптимально сочетающем публично-правовой и частно-правовой аспекты, базирующийся на специальном правовом режиме, который обеспечивает гарантии прав и законных интересов субъектов. Изучение государственно-правового регулирования экономических отношений показывает, что в современных условиях экономическая функция государства складывается как самостоятельный элемент воздействия, характеризующийся особенностями предмета и метода правового регулирования, а также специальным субъектным составом и специальным правовым режимом.
Становление и развитие мирохозяйственной рыночной системы в последние полтора столетия со всей очевидностью продемонстрировало не только преимущества, но и недостатки рыночной экономики. Провалы рынка помогает скорректировать государство. В свою очередь частный сектор и общество помогают скорректировать провалы политики, то есть, государственной политики. Корректировка провалов рынка в основном ведётся правительствами по четырём направлениям. Во-первых, директивно-контрольными методами, прежде всего через стандарты, запреты, разрешения, лицензирование и квотирование. Сюда же можно добавить экономические санкции. Во-вторых, посылая сигналы для рынка (налоги, сборы, плата за пользование, системы рефинансирования депозитов, трансферты, субсидии и т.п.). В-третьих, через создание рынков (права собственности, торгуемые лицензии, концессии, системы международной компенсации). В-четвёртых, через разноплановое вовлечение общественности, обеспечение её участия, предоставление информации и т.д.
В современном мире конца ХХ - начала ХХІ века исторически сложились три основные модели взаимодействия государства и рынка (или три основные модели условий развития бизнеса по Т. Фрею и А. Шляйферу): «невидимая рука», «помогающая рука», «грабящая рука» [См.: Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. – М., 2008. – с. 375-377].
Механизм «невидимой руки» ещё в начале ХІХ века Адамом Смитом в «Богатстве народов». Его суть заключается в том, что существует саморегулируемый рынок, охраняемый государством. Правительство, создав институциональные предпосылки для его развития, находится в тени. Оно не стоит над законом. Контракты защищаются судами. Государственное регулирование развито минимально. Коррупция слаба, так как устранены наиболее существенные причины для её развития. Такая модель присуща большинству стран Западной Европы.
В условиях догоняющего развития в ряде стран Восточной и Юго-Восточной Азии (прежде всего КНР, Южная Корея, Сингапур) сформировалась модель «помогающей руки». В такой модели правительство использует свою власть для помощи бизнесу, создавая институциональные и экономические предпосылки для его быстрого развития. Правительство стоит над законом, используя власть для помощи бизнесу. Контракты защищаются государственными чиновниками. Отдельные отрасли объявляются приоритетными, правительство активно стимулирует их развитие, что создаёт предпосылки для развития лоббирования и организованной коррупции. Впрочем, при наличии политической воли и трезвого государственного подхода последняя вполне преодолима, о чём убедительно свидетельствует пример Сингапура.
В большинстве постсоветских республик (в том числе в Украине – О.Л., В.С.), возникла своеобразная модель «грабящей руки». Многочисленные полусамостоятельные государственные институты осуществляют грабительское регулирование. Правовая система фактически не работает. Правительство стоит над законом, чиновники используют власть для получения политической ренты. Создаются предпосылки для расцвета коррупции, при этом последняя носит преимущественно дезорганизованный характер. Контракты защищаются мафией (в том числе, как ни странно, нередко судебной) [Там же, с. 376-377].
Очевидно, что эти модели идеальны, однако они отражают объективную реальность и относительно верно показывают основные направления трансформации экономической функции государства в современном мире. О многом заставляет задуматься и тот факт, что наиболее стремительные темпы развития, причём особенно трудного, сложного, проблемного – догоняющего развития – демонстрируют именно государства, избравшие модель «помогающей руки». Немецкий учёный Ульрих Бек обращает внимание на ряд небезопасных последствий эффективности авторитарных режимов, например, Китая, которые черпают свою легитимность из экономического роста при одновременном удушении основных демократических прав и свобод. [Бек У. Влада і контрвлада у добу глобалізації. Нова світова політична економія. – К.: Ніка – Центр, 2011. – с.198]. Тезис, возможно, и небесспорный, например, в части утверждения об удушении прав и свобод, так как уж больно неоднозначной является трактовка понятия демократии. Дабы не вдаваться в дискуссию по поводу определения понятия демократии и её критериев, просто напомним ироничное замечание А.С. Караганова. Комментируя тот факт, что в 2005-2008 годах Россию «окончательно вычеркнули из списка демократических держав», он просто отметил: «Это было бы совсем грустно, если бы в списке демократий не значились и гораздо более отсталые в политическом отношении государства с репрессивными режимами, правда, отличающиеся готовностью следовать в фарватере США и Запада». [Караганов С.А. Новая эпоха/ Россия и мир. Новая эпоха. 12 лет, которые могут всё изменить/отв. ред и рук. авт. кол. С.А. Караганов. – М.: АСТ:Русь-Олимп, 2008. - С. 44].
На трансформацию экономической функции государства в современном мире несомненное воздействие оказывает и сам факт очевидного торжества «рыночной экономики» во всём мире, её окончательной (по крайней мере, на данный период исторического времени) глобализации. Островки убогого натурального хозяйства и нерыночных автаркий вроде Северной Кореи являются лишь исключениями, подтверждающими правило. Этот факт существенно обостряет проблему конкурентоспособности государств. В рыночной экономике лишь конкурентоспособность обеспечивает экономический успех и экономическое благополучие. Или, конечно же, монополия. Впрочем, очевидно, что монополия может обеспечивать успех только избранным, только самым сильным и способным защитить свою избранность как экономически, так и внеэкономическим принуждением. Поэтому авторы считают необходимым уточнить и дополнить общепринятое определение экономической функции государства. Экономическая функция государства в современном мире выражается в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме, позволяющем обеспечить конкурентоспособность государства в условиях глобализации. То есть, рассматривать её как внутреннюю функцию, но с обязательной поправкой на внешние факторы.
При этом необходимо учесть ещё одно важное обстоятельство, касающееся трансформации экономической функции государства в современном мире. Как справедливо замечает Оксана Гаман-Голутвина, для современной науки и политической практики нередко присуще упрощённое понимание роли государства в современном мире: «Последнее нередко интерпретируется как совокупность учреждений и организаций или как репрессивный аппарат… Между тем минималистская интерпретация государства заметно упрощает практику государственного управления развитых стран. Современные представления о государстве (и современная политико-административная практика) исходят из разнообразия полномочий и функций государства. Ключевым в нашем контексте является разделение функций государства на традиционные и современные. К числу первых эксперты относят обеспечение внутренней и внешней безопасности, административное и общее политическое управление. К категории вторых – политику государства в таких сферах, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, фундаментальная наука. Особенностью эволюции государственных институтов на рубеже ХХ-ХХІ векав стало перераспределение традиционных и новых функций в пользу последних. Оно было обусловлено отнюдь не гуманитарными сооображениями, а главным образом мотивами экономической целесообразности» [Гаман-Голутвина О. Изменение роли и функций современного государства и реформы государственного управления: отечественный и зарубежный опыт//Административные реформы в контексте властных отношений: Опыт постсоциалистических трансформаций в сравнительной перспективе. - М., 2008. - с.111-112]. Современный экономический рост отличает приоритетная роль интеллектуализации производства, внедрения инноваций. Уровень экономического развития в современном мире во многом определяет интенсивность научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР), а интеллектуализация труда потенциально становится главным фактором глобальной конкуренции. Имеются достоверные статистические данные [См.: Там же, с.112-120], подтверждающие тезис о том, что чем более развитой является страна, тем более сильным является государство и тем больше оно вкладывает средств в развитие человека и социально-гуманитарной сферы. То есть, в современном мире наблюдается очевидная тенденция всё более тесного переплетения экономической функции государства с гуманитарной и социальной.
С внутренними функциями государства неразрывно связаны внешние и значение их постоянно возрастает в последние десятилетия.
Внешние функции государства - это основные направления деятельности государства на международной арене:
оборонная - защита государства от внешних угроз и военной агрессии;
дипломатическая - поддержание приемлемых отношений с другими государствами, субъектами международного права, представительство страны на международной арене;
внешнеэкономическая - развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества с государствами и группами государств на международной арене, участие в международном разделении труда, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-денежных связей и т.п.;
внешнеполитическая - это поддержание мирового правопорядка, функция, связанная с поддержанием общих норм международного права с целью исключения глобальных конфликтов;
культурно-информационная - взаимный информационный обмен и культурное сотрудничество между государствами;
глобального сотрудничества - сотрудничество в решении глобальных проблем современности (экологических, энергетических, культурных, продовольственных, в сфере здравоохранения, демографических и т.п.).
Многие функции государства независимы от его правовой формы, например защита от внешних угроз. Для других функций государства основой выступают его социальная сущность и целевые ориентиры.
В целом государство выполняет разнообразные функции по поддержанию жизнедеятельности общества. И все они в той или иной степени связаны с регулированием и управлением, реализуются через систему и аппарат управления.
Таким образом, государство выступает субъектом управления общественными процессами.
В общем смысле функция государственного управления фактически включает все функции государства, поэтому с точки зрения менеджмента (или точнее публичного администрирования) можно сказать, что функции государства - это совокупность функций управления. Основными управленческими функциями государства являются руководство, координация, организация, контроль, принятие решений с целью сохранения и развития социума, упорядочения его структуры и деятельности, обеспечения безопасности граждан, создания оптимальных условий для их всесторонней жизнедеятельности.
Специфику государственного управления обусловливают характер и объем охватываемых этим управлением общественных явлений. В политическом аспекте смысл государственного воздействия - решение общих дел, мобилизация общества на достижение общезначимых целей, удовлетворение потребностей общества в целом, а не только отдельных граждан и социальных групп.
Отличительная особенность использования средств и методов государственного воздействия - возможность легитимного принуждения с помощью сил правоохранительных государственных органов.
Государство, будучи сложным (по элементному составу и связям) и многогранным (по функциям) общественным явлением, придает государственному управлению также свойство системности. Без этого свойства государственное управление не может состояться. В нем задействовано множество государственных органов и других структур, большое число должностных лиц и иных служащих, миллионы людей. Государственное управление состоит из массы управленческих решений и действий. Только системность государственного управления может придать ему необходимую согласованность, координацию, субординацию, целеустремленность, рациональность, эффективность. Не забывая, естественно о том, что всем человеческим историческим опытом, в том числе и особенно опытом ХХ века подтверждается тот факт, что ни учреждения, ни правовые институты, ни материальные ресурсы не являются действенными, если они не сбрызнуты живой водой человеческой веры и энтузиазма [Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. М.: Алгоритм, 2002. – с. 29]. То есть, при всей важности системности в государственном управлении, при всей важности стремления к её совершенствованию, никогда нельзя забывать о том элементарном обстоятельстве, что субъектом управления всегда является человек, люди, наделённые разумом, сознанием, волей, чувствами, страстями.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 428.