II. Работа по учебнику (раздел «Мозаика заданий»)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задание 1. Найдите периметр геометрических фигур.

– Как называются эти геометрические фигуры?

а) Рчетырёхугольника = 12 + 12 + 12 + 24 = 12 · 3 + 24 = 60 (см);

б) Рчетырёхугольника = 16 + 16 + 14 + 14 = 16 · 2 + 14 · 2 = 60 (см);

в) Рпятиугольника = 12 + 12 + 12 + 12 + 10 = 12 · 4 + 10 = 58 (см);

г) Рпятиугольника = 14 + 14 + 14 + 13 + 13 = 14 · 3 + 13 · 2 = 68 (см).

Задание 2. Выполните вычисления.

а) 11 · 2 + 14 · 2 = 50 (км);   в) 14 · 2 + 16 · 2 = 60 (км);

б) 13 · 2 + 12 · 2 = 50 (км);   г) 15 · 2 + 13 · 2 = 56 (км).

Задание 3. Составьте выражение для вычисления площади закрашенной фигуры.

а) 4 · 3 + 2 · 2 = 12 + 4 = 16 (кв. см);

б) 4 · 4 + 2 · 2 = 16 + 4 = 20 (кв. см);

в) 5 · 3 + 3 · 3 = 15 + 9 = 24 (кв. см);

г) 5 · 3 + 2 · 3 = 15 + 6 = 21 (кв. см).

Задание 4. Найдите площади всех помещений.

а) S1 = 5 · 3 = 15 (кв. см);                б) S1 = 4 · 4 = 16 (кв. см);

S2 = 3 · 2 = 6 (кв. см);                S2 = 4 · 4 = 16 (кв. см);

S = S1 + S2 =                             S3 = 60 – 10 – 16 – 16 = 18 (кв. см);

= 15 + 6 = 21(кв. см);   

в) S1 = 5 · 5 = 25 (кв. см);                г) S1 = 4 · 7 = 28 (кв. см);

S2 = 5 · 6 = 30 (кв. см);                    S2 = 4 · 7 = 28 (кв. см);

S3 = 5 · 4 = 20 (кв. см);                    S = S1 + S2 = 28 + 28 = 56 (кв. см).

S4 = 5 · 5 = 25 (кв. см).          

S = S1 + S2 + S3 + S4 =

= 25 + 25 + 30 + 20 = 100 (кв. м);

Задание 5. Решите задачи.

а) Пришел – 8 ч 30 мин. решение:

Ушел – 13 ч 00 мин.  _ 13 ч 00 мин

Провел – ?                 8 ч 30 мин

                                    4 ч 30 мин

б) Пришел – 8 ч 30 мин. решение:

Ушел – 13 ч 20 мин.  _ 13 ч 20 мин

Провел – ?                 8 ч 30 мин

                                    4 ч 50 мин

в) Пришел – 8 ч 30 мин. решение:

Ушел – 12 ч 50 мин.  _ 12 ч 50 мин

Провел – ?                 8 ч 30 мин

                                    4 ч 20 мин

г) Пришел – 8 ч 30 мин. решение:

Ушел – 13 ч 45 мин.  _ 13 ч 45 мин

Провел – ?                 8 ч 30 мин

                                    5 ч 15 мин

Урок 92
Свойства площади

Цели деятельности учителя: создать условия для формирования представлений о проектной деятельности; способствовать формированию интеллектуальной и исследовательской культуры: умению находить проблему, анализировать, сравнивать, делать выводы; содействовать развитию умений составлять различные формы из геометрических фигур, вычислять площадь прямоугольника по числовым данным, использовать при вычислениях свойства площади.

Планируемые результаты образования.

Предметные: имеют представление о том, как в древности зародилась наука – геометрия, как вычислять площадь прямоугольника при решении задач с практическим содержанием; умеют вычислять площадь прямоугольника по числовым данным, составлять различные формы из геометрических фигур.

Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека; проявляют терпение и доброжелательность при проведении дискуссии; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.

 Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей; познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; выполняют вычисления при решении задач с практическим содержанием; коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства.


Ход урока

I. Устный счет.

1. Математическая разминка.

– Что длиннее: прямая или отрезок?

– Фигура, имеющая много углов, – это…

– Фигура, у которой 4 угла, – это…

– Четырехугольник, у которого все углы прямые, – это…

– Вспомните свойство прямоугольника о сторонах…

– Фигура, у которой все углы прямые и все стороны равны, – это…

– Общая точка сторон многоугольника – это …

– Что мы находим, вычисляя сумму длин сторон многоугольника?

– Закончи фразу: противоположные стороны прямоугольника…

– Как называется отрезок, соединяющий противоположные вершины прямоугольника?

– Сколько диагоналей можно провести в прямоугольнике?

2. Тренируем память.

Надо выложить узор или форму из геометрических фигур, затем повторить его по памяти.

II. Сообщение темы урока.

– Мы не случайно вспомнили геометрические фигуры, так как сегодня вы отправляетесь в путешествие – в чудесную страну под названием – Геометрия.

– Что такое геометрия? В переводе с греческого это слово означает «землемерие» («гео» – земля, «метрио» – измерять).

Наука геометрия зародилась еще в Древнем Египте и необходима была земледельцам и строителям. А значит, геометрия, как и другие науки, возникла из практики.

– Зачем строителям знать основы геометрии?

Люди очень рано столкнулись с необходимостью измерять земельные участки. Уже за 3–4 тыс. лет до нашей эры каждый клочок плодородной земли в долинах рек Нила, Тигра и Евфрата имел значение для жизни людей. После разлива рек, особенно Нила, они меняли свои русла, и приходилось вновь делить землю по их берегам так, чтобы каждому владельцу достался кусок земли, по площади равный тому, который у него был. Это требовало определенного запаса арифметических и геометрических знаний. Вот урожай собран. Как в то время мерили зерно? Выбирали в качестве единицы измерения какой-нибудь сосуд и считали, сколько таких сосудов содержится в кучке зерна. Так появились первые задачи на измерение площадей и объемов геометрических тел.

– Сегодня на уроке вам предстоит придумать свой проект на тему «Свойства площади», а значит, научиться представлять и сравнивать геометрические фигуры и тела, чертить, рисовать, конструировать.

III. Работа по учебнику.

– В течение урока мы будем заниматься проектной деятельностью – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы. Наш проект называется «Свойства площади».

– Какую проблему мы поставим? (Узнать, какие свойства площади используются при вычислениях.)

– Правильно, а что нам поможет решить нашу проблему? (Беседа, обмен мнениями, наблюдения за свойствами геометрических фигур, решение геометрических задач.)

Задание 1. Рассмотрите иллюстрации учебника (с. 50–51).

– Как родилась геометрия?

– Что означает слово «геометрия»? («гео» – земля, «метрио» – измерять.)

– Опишите, чем занимаются древние египтяне, изображенные на картинке. (Измеряют площадь земельных участков.)

– Что помогает нам изучать историю возникновения геометрии и основы этой науки? (Различные источники информации: учебники, энциклопедии, справочники, Интернет и телевидение.)

Задание 2. Решите задачи на нахождение площади прямоугольника.

1. Сколько прямоугольников на рисунке?

2. Найдите площадь меньшей фигуры.

3. Определите площадь фигуры, если площадь каждого квадрата равна 1 см. (Площадь фигуры равна 18 квадратным см, так как в ней 18 квадратов.)

           
           
           

Задание 3. Придумайте разные способы, как разрезать фигуры на несколько одинаковых частей. Сделайте коллекцию рисунков в тетради (с. 50 учебника).

Задание 4. Рассмотрите иллюстрацию учебника (с. 51) о способах нахождения площади разных фигур.

– Чему равна площадь А? (Площадь Б + площадь В.)

– Почему? (Площадь А состоит из двух площадей Б и В.)

– Что вы можете сказать о площади фигур на рисунке справа (с. 51)? (В первом случае площадь фигур равная, а во втором случае площадь желтой фигуры меньше, чем розовой.)

Какой вывод можете сделать из этого наблюдения? (Равные фигуры имеют равные площади.)

Задание 5. Игра-головоломка (с. 51).

– Придумайте и начертите в тетради, какие еще фигуры можно сложить из этих частей.

IV. Итог урока.

– Чем мы занимались на уроке? (Занимались проектной деятельностью, знакомились со свойствами площади.)

– Какие свойства площади используются при вычислениях? (Равные фигуры имеют равные площади.)

– Что помогло нам добиться своей цели? (Совместное обсуждение, наблюдение, решение практических задач.)

V. Домашнее задание. Творческая работа.

– Подготовить аппликацию из геометрических фигур, продемонстрировав различные свойства площади.

Урок 93
Таблица умножения

Цели деятельности учителя: способствовать развитию умения составлять таблицу умножения, пользоваться таблицей умножения; содействовать формированию умений наблюдать числа, расположенные в таблице. 

Планируемые результаты образования.

Предметные: умеют выполнять вычисления в 2–3 действия (без скобок), наблюдать за числовыми закономерностями, моделировать табличные случаи умножения на прямоугольнике; знают, что можно использовать таблицу умножения в качестве справочника.

Личностные УУД: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу.

 Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке; познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.


Ход урока

I. Устный счет.

1. Никита и Артем построили замок из конструктора. Никита использовал 12 деталей, а Артем – меньше. Запиши, сколько деталей мог использовать Артем и сколько всего деталей могли использовать ребята.

2. Концерт симфонической музыки длится 1 ч 40 мин. Через полчаса после начала концерта дедушка уснул и проснулся за 15 минут до его окончания. Сколько времени дедушка слушал концерт?

3. Игра «Распутай клубок».

1) 56 – Δ = □;  2) 82 + □ =

□ – 15 = ○   ○ + 8 = Δ

18 + 6 = Δ   Δ – 39 = □

○ + 1 =            94 – 45 = ○

4. Отгадайте ребусы:

1) по100вой 2) 3буна     3) ко100чка

4) 40а          5) ли100к   6) 5’ница

II. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите таблицу на доске.

+ 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 2              
2 4              
3     6            
4       8          
5         10        
6           12      
7             14    
8               16  
9                 18

– Как она называется? (Таблица сложения.)

– Сегодня на уроке научимся работать с таблицей умножения.

III. Работа по учебнику.

– Прочитайте стихотворение. Рассмотрите таблицу умножения. Объясните, как найти произведение чисел 7 и 8.

Задание 1. Найдите в таблице произведения данных чисел.

– В каких строках или столбцах стоят только четные числа? (В столбике и в строчке на 2, 4, 6, 8, 10.)

– Запишите с помощью таблицы произведения с множителем 6.

– Выпишите из таблицы несколько круглых чисел. (10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100.)

– Запишите соответствующие равенства.

Задание 2 (работа в парах по таблице умножения).

Задание 3. Выполните вычисления, используя таблицу умножения.

3 · 5 + 18 = 15 + 18 = 33   8 · 3 – 12 = 24 – 12 = 12

6 · 7 + 29 = 42 + 29 = 71   9 · 2 – 17 = 18 – 17 = 1

2 · 7 + 3 · 6 = 14 + 18 = 32 9 · 1 + 9 · 9 = 9 + 81 = 90

7 · 8 – 6 · 6 = 56 – 36 = 20 7 · 7 – 5 · 9 = 49 – 45 = 4

1 · 2 + 2 · 3 + 3 · 4 = 2 + 6 + 12 = 20

2 · 5 – 3 · 3 + 4 · 6 = 10 – 9 + 24 = 25

1 · 4 + 4 · 5 – 4 · 3 = 4 + 20 – 12 = 12

7 · 1 + 1 · 1 – 2 · 4 = 7 + 1 – 8 = 0

Задание 4. Назовите числа в строчке, которая начинается с числа 4. (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.)

– Как они изменяются? (Увеличиваются на 4.)

– Как изменяются числа в столбце таблицы, который начинается с числа 8?

– Сформулируйте правило для строки, которая начинается с числа 7. (Увеличение на 7.)

– Сформулируйте правило для столбца, который начинается с числа 9. (Увеличение на 9.)

Задание 5. Сосчитайте сумму всех чисел в первой строке таблицы.

– На сколько больше получится сумма чисел в строке, которая начинается с числа 2? (На 55.)

110 – 55 = 55.

Задание 6. С помощью таблицы умножения найдите результат деления.

Урок 94
Умножение одинаковых чисел от 1 до 5

Цели деятельности учителя: способствовать рассмотрению квадратов чисел 1, 2, 3, 4 и 5 (без терминологии); содействовать развитию умения составлять равенства по рисунку; вычислять произведения по таблице.

Планируемые результаты образования.

Предметные: имеют представления о том, как соотносить умножение чисел с площадью (числом клеток) соответствующего прямоугольника; умеют выполнять вычисления в 2–3 действия (без скобок), наблюдать за числовыми закономерностями, моделировать табличные случаи умножения на прямоугольнике; знают, что можно использовать таблицу умножения в качестве справочника.

Личностные УУД: имеют желание учиться; имеют адекватное представление об учении и поведении в процессе учебной деятельности; применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; контролируют свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; познавательные: ориентируются в своей системе знаний; осуществляют поиск существенной информации, дополняющей и расширяющей имеющиеся знания; коммуникативные: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса; оформляют свою мысль в устной и письменной речи; слушают и понимают речь других (одноклассников, учителя); решают поставленную задачу.


Ход урока

I. Устный счет.

1. Вставьте вместо звездочек пропущенные цифры.

¶7    4¶      7¶     5¶

2 ¶    ¶ 8      ¶ 6     ¶ 8

67      63       44       24

2. Какие числа спрятались за геометрическими фигурами?

3. По рисунку назовите соответствующее равенство. 4. Составьте задачу по чертежу и решите ее.

 

II. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите рисунки на доске.

а) ○ ○ ○ ○           б) Δ Δ Δ Δ Δ Δ Δ

○ ○ ○ ○            Δ Δ Δ Δ Δ Δ Δ

○ ○ ○ ○            Δ Δ Δ Δ Δ Δ Δ

○ ○ ○ ○            Δ Δ Δ Δ Δ Δ Δ

                        Δ Δ Δ Δ Δ Δ Δ

                        Δ Δ Δ Δ Δ Δ Δ

                        Δ Δ Δ Δ Δ Δ Δ

– Составьте к каждому рисунку произведение 4 · 4.

– Чем они похожи? (в каждом произведении первый и второй множители равны.)

– Сегодня на уроке будем находить значения выражений с равными множителями.

III. Работа по учебнику.

Задание 1. Какие числа стоят на диагонали таблицы умножения в зеленых клетках? (4, 9, 16, 25, 36, 49, 64, 81, 100.)

– Какие числа нужно перемножить, чтобы получить их? (Множители равные.)

Задание 2. Запишите площадь каждого квадрата в виде произведения.

1 · 1 = 1       4 · 4 = 16

2 · 2 = 4       5 · 5 = 25

3 · 3 = 9

Задание 3. Выполните вычисления.

3 · 2 + 7 = 6 + 7 = 13         5 · 5 – 9 = 25 – 9 = 16

2 · 2 + 17 = 4 + 17 = 21        4 · 4 + 28 = 16 + 28 = 44

2 · 2 + 3 · 3 = 4 + 9 = 13        4 · 4 – 3 · 3 = 16 – 9 = 7

5 · 5 + 4 · 4 = 25 + 16 = 41       3 · 3 – 2 · 2 = 9 – 4 = 5

             5 · 5 + 11 = 25 + 11 = 36

             3 · 3 + 36 = 9 + 36 = 45

             1 · 1 + 2 · 2 + 3 · 3 = 1 + 4 + 9 = 14

             3 · 3 + 4 · 4 = 9 + 16 = 25

– Придумайте рисунки к одному из примеров.

5 · 5 – 9 = 25 – 9 = 16.

Задание 4. Найдите произведения с помощью таблицы умножения.

Задание 5. Сколько тюльпанов уже посадил садовник? 4 · 4 = 16 (т.)

– Сколько еще тюльпанов нужно посадить, чтобы получилась клумба 5 × 5?

5 · 5 = 25 (т.) – должно быть;

25 – 16 = 9 (т.) – надо еще посадить.

– Сколько еще тюльпанов нужно посадить, чтобы получилась клумба размером 6 × 6?

6 · 6 = 36 (т.) – должно быть;

36 – 16 = 20 (т.) – надо еще посадить.

Задание 6. Прямоугольник разбили на квадрат. Найдите площади квадратов.

Sжелтого = 3 · 3 = 9 (кв. см);     Sоранжевого = 2 · 2 = 4 (кв. см);

Sголубого = 4 · 4 = 16 (кв. см);  Sфиолетового = 2 · 2 = 4 (кв. см).

Sзеленого = 3 · 3 = 9 (кв. см);

– Найдите площадь прямоугольника, выполнив сложение площадей квадратов.

Sпр = 9 + 16 + 9 + 4 + 4 = 42 (кв. см).

– Запишите площадь прямоугольника как произведение длин его сторон.

– Чему равна длина прямоугольника? (7 см.)

– Чему равна ширина прямоугольника? (6 см.)

– Найдите произведение по таблице умножения.

Sпр = 7 · 6 = 42 (кв. см).

– Сравните результаты вычислений.

Задание 7. Составьте равенства по рисункам.

а) 4 · 4 + 4 = 4 · 5; б) 4 · 4 + 4 · 2 = 4 · 6;    в) 3 · 3 + 4 · 4 = 5 · 5.

Задание 8. Сторож обходит сторону квадратного поля за 1 час. Сколько ему нужно времени, чтобы обойти все поле? (4 часа.)

– Сторож начал обход в полдевятого вечера. Во сколько он закончит обход?

8 ч 30 мин + 4 ч = 12 ч 30 мин.

– Нарисуйте, как будут расположены стрелки на часах в начале и в конце его обхода.

IV. Итог урока.

– Значения каких произведений учились находить?

Урок 95
Деление числа на 1 и само на себя

Цель деятельности учителя: способствовать развитию умения делить числа на 1 и само на себя; записывать сложение одинаковых слагаемых в виде умножения; составлять равенство по рисунку.

Планируемые результаты образования.

Предметные: имеют представления о том, как соотносить умножение чисел с площадью (числом клеток) соответствующего прямоугольника; умеют выполнять вычисления в 2–3 действия (без скобок), наблюдать за числовыми закономерностями, моделировать табличные случаи умножения на прямоугольнике; знают, что можно использовать таблицу умножения в качестве справочника.

Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; проверяют результаты вычислений; адекватно воспринимают указания на ошибки и исправляют найденные ошибки; познавательные: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы; коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты, выслушивают партнера, корректно сообщают товарищу об ошибках; задают вопросы с целью получения нужной информации.


Ход урока

I. Устный счет.

1. Какова длина синего кита? Выберите правильный ответ: 15 м, 32 м, 2 м.

2. Решите примеры и расшифруйте название созвездия.

43 62 40 58 31 39 33

 

34 60 20 38 60 20 5 27 39
                               

3. Школьники заготовили для птиц 16 кг рябины и 14 кг семян. За зиму скормили птицам 28 кг корма. Сколько килограммов корма осталось у школьников?

II. Работа по учебнику.

– Сегодня на уроке будем выполнять деление по таблице умножения.

Задание 1. На сколько одинаковых частей разделили квадрат размером 2 × 2 в каждом случае? (а) на 2 части; б) на 4 части.)

4 : 2 = 2 4 : 4 = 1

– Площадь одной клетки будем считать равной 1. Сколько клеток в одной части? (2 клетки; 1 клетка.)

Задание 2. Запишите площадь каждого квадрата в виде произведения.

3 · 3 = 9     4 · 4 = 16  5 · 5 = 25

– На сколько одинаковых частей можно разделить каждый квадрат?

9 : 3 = 3      16 : 4 = 4    25 : 5 = 5

Задание 3. Выполните вычисления:

9 : 3 = 3 16 : 1 = 16 25 : 25 = 1 18 : 2 = 9

9 : 9 = 1 16 : 2 = 8 25 : 1 = 25 18 : 3 = 6

9 : 1 = 9 16 : 4 = 4 25 : 5 = 5 18 : 18 = 1

– На какие еще числа можно разделить число 16?

16 : 8 = 2     16 : 16 = 1

– на какие еще числа можно разделить число 18?

18 : 1 = 18   18 : 6 = 3   18 : 9 = 2

Вывод: если число разделить само на себя, в результате получится 1.

Если разделить число на 1, то оно не изменится.

Задание 4. Выполните вычисления:

Задание 5. Из квадратов размером 6 × 6 вырезали квадраты. Вычислите площади оставшихся частей. Составьте и запишите равенства.

6 · 6 – 5 · 5 = 36 – 25 = 11               6 · 6 – 4 · 4 = 36 – 16 = 20

6 · 6 – 3 · 3 = 36 – 9 = 27

Задание 6. Выполните записи:

6 + 6 + 6 + 6 + 6 = 6 · 5 = 30         8 + 8 + 8 + 8 = 8 · 4 = 32

9 + 9 + 9 + 9 = 9 · 4 = 36                7 + 7 + 7 + 7 + 7 = 7 · 5 = 35

Задание 7. Нарисуйте ответ. Запишите равенства к рисункам по образцу.

4 · 4 – 4 = 4 · 3

5 · 5 – 5 = 5 · 4

Задание 8. Составьте равенства по образцу.

а) 3 · 3 + 3 = 4 · 4 – 4

б) 1 · 1 + 1 = 2 · 2 – 2

Дата: 2018-12-21, просмотров: 447.