Задание 1. Запишите с помощью умножения количество разных фигур на рисунке.
а) 9 · 2 = 18 (ф.) – зеленых треугольников;
9 · 2 = 18 (ф.) – черных треугольников;
б) 3 · 2 = 6 (ф.) – желтых;
3 · 2 = 6 (ф.) – синих;
2 · 2 = 4 (ф.) – зеленых;
2 · 1 = 2 (ф.) – бордовых;
в) 5 · 2 = 10 (ф.) – красных;
5 · 2 = 10 ф.) – синих;
г) 6 · 2 + 5 = 17 (ф.) – квадраты;
6 · 2 + 5 · 2 = 22 (ф.) – треугольники.
Задание 2. Поставьте числа в свободные клетки.
Задание 3. Нарисуйте прямоугольник, в котором клеток вдвое больше.
– На сколько одинаковых частей легко разделить лакомство?
а) 6 : 2 = 3 б) 12 : 2 = 6 в) 16 : 2 = 8 г) 24 : 2 = 12
6 : 3 = 2 12 : 6 = 2 16 : 8 = 2 24 : 12 = 2
12 : 3 = 4 16 : 4 = 4 24 : 3 = 8
12 : 4 = 3 24 : 8 = 3
24 : 4 = 6
24 : 6 = 4
Задание 5. Вычислите по цепочке.
Задание 6. Отгадайте, как составлена последовательность чисел. Назовите следующее число.
Урок 81
Величины и единицы измерения величин
Цели деятельности учителя: создать условия для знакомства с названиями единиц измерения величин; способствовать развитию умения придумывать и решать текстовые задачи, анализировать, обобщать, делать выводы; содействовать формированию умений измерять время, расстояние, объем и массу.
Планируемые результаты образования.
Предметные: имеют представления о том, как соотносить условие задачи с табличной формой, заполнять таблицу; умеют выполнять сложение и вычитание в пределах 100, находить результат умножения (сложением) и деления (подбором), восстанавливать задачи по табличным данным, ставить вопрос к задаче, решать задачи на разностное сравнение; знают, как соотносить единицы измерения и названия величин (время, длина, масса, температура).
Личностные УУД: имеют желание учиться; испытывают желание оказания помощи в обучении товарища; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: высказывают свою версию решения, пытаются предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике); работают по предложенному плану, используют необходимые средства (учебник, таблицу); познавательные: делают предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи; удерживают цель деятельности до получения ее результата; коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свою мысль в устной речи; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке.
Ход урока
I. Устный счет.
1. Кто тяжелее – львенок или кенгуру? На сколько тяжелее?
2. 15 тюльпанов разложили по 3 цветка в каждый букет. Сколько получилось букетов?
3. Решите кроссворд.
По горизонтали: 1. Число. (Два.) 3. Мера массы. (Килограмм.) По вертикали: 1. Название месяца. (Декабрь.) 2. Число, получаемое при сложении. (Сумма.) 4. Знак сравнения. (Равно.) |
II. Сообщение темы урока.
– Прочитайте записи на доске: 34 см, 34 мин, 34, 34 л.
– Какая запись является «лишней»? Сегодня на уроке познакомимся с величинами.
III. Работа по учебнику.
Задание 1. Прочитайте стихотворение. Назовите величины, о которых здесь говорится. (Час, литр, верста, килограмм.)
– Соотнесите величину и единицу ее измерения.
Задание 2. Прочитайте диалоги о величинах.
– Назовите единицы измерения времени. (Час, минуты, секунды.)
– Назовите единицы измерения массы (грамм, килограмм); единицы измерения температуры (градусы).
– На сколько градусов на улице холоднее, чем в комнате? (25° – 7° = = 18°.)
Задание 3. Придумайте задачи по таблице и решите их.
IV. Работа по карточкам.
1. Найдите величины.
– Как измерить величину? Как изменяется величина при изменении мерки? Какие единицы измерения длины, массы, объёма вы знаете?
2. У папы длина большого пальца 5 см, а длина среднего пальца 7 см. На сколько его средний палец длиннее большого?
V. Итог урока.
– Назовите величины.
Урок 82
Измерение длины
Цели деятельности учителя: способствовать изучению единицы измерения длины: сантиметр и миллиметр, километр; содействовать развитию умения устанавливать соотношения между единицами измерения, сравнивать длину отрезков, находить периметр многоугольника в миллиметрах; чертить отрезки заданной длины; выполнять сложение и вычитание в пределах 100.
Планируемые результаты образования.
Предметные: имеют представления о том, как соотносить условие задачи с табличной формой, заполнять таблицу; умеют измерять длины отрезков, сравнивать их, чертить отрезки заданной длины, переводить сантиметры в миллиметры и обратно, выполнять сложение и вычитание в пределах 100; знают, как соотносить единицы измерения.
Личностные УУД: имеют желание учиться; испытывают желание оказания помощи в обучении товарища; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий; познавательные: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы; коммуникативные: оформляют диалогические высказывания; доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса; слушают и понимают речь других (одноклассников, учителя); решают поставленную задачу.
Ход урока
I. Устный счет.
1. Зачеркните в каждом ряду числа так, чтобы среди оставшихся чисел каждое следующее число было на 3 меньше предыдущего. Найдите 2 способа решения:
I способ.
II способ.
2. Игра «Распутай клубок».
а) □ + 9 = ○ б) ○ – Δ = 28
11 – Δ = 5 Δ + 76 = □
○ – 8 = Δ 47 – ○ = 12
3. Что общего у фигур слева и чем они отличаются от фигур справа?
4. Сложите из 17 палочек данную фигуру:
а) Уберите 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных квадрата. б) Уберите 2 палочки так, чтобы получилось 5 равных квадратов. Сколько различных решений вы сможете найти? |
II. Сообщение темы урока.
– Что изображено на доске? (Отрезки.)
– Сравните эти отрезки. Какую величину вы используете?
– Сегодня на уроке будем измерять длину.
III. Работа по учебнику.
– Рассмотрите рисунки на доске. Это первые единицы измерения длины.
– Расскажите о первых единицах измерения длины. Сейчас длину измеряют в миллиметрах, сантиметрах, метрах и километрах.
1 см = 10 мм; 1 см = 100 см; 1 км – тысяча метров.
Задание 1. Длина красного отрезка 6 см. Сколько это миллиметров? (6 см = 60 мм.)
– Измерьте длины других отрезков. Запишите их в миллиметрах. (60 мм, 45 мм, 35 мм, 30 мм.)
Задание 2. Какой отрезок самый длинный? (60 мм.)
– Какой самый короткий? (30 мм.) На сколько миллиметров красный отрезок короче синего? (45 – 30 = 15 (мм).)
– На сколько зеленый отрезок длиннее красного? (60 – 30 = 30 (мм).)
– найдите отрезок, который вдвое длиннее зеленого. (60 : 30 = 2.)
Задание 3. Запишите числа в других единицах измерения.
1 см = 10 мм 10 мм = 1 см 5 см 7 мм = 57 мм
5 см = 50 мм 40 мм = 4 см 7 см 5 мм = 75 мм
10 см = 100 мм 90 мм = 9 см 23 мм = 2 см 3 мм
8 см = 80 мм 91 мм = 9 см 1 мм 45 мм = 4 см 5 мм
Задание 4. Начертите отрезки данной длины.
Задание 5. Найдите периметр равностороннего треугольника и периметр квадрата.
РΔ = 26 + 26 + 26 = 26 · 3 = 78 (мм).
Р□ = 18 + 18 + 18 + 18 = 18 · 4 = 72 (мм).
– У какой фигуры периметр меньше? (У квадрата.)
– На сколько меньше? (78 – 72 = 6 (мм).)
Задание 6 (работа в парах). Рассмотрите протокол соревнований по прыжкам в длину.
– Сравните результаты.
– Кто выиграл соревнование? (Григорьев.)
– Поочередно назовите спортсменов в порядке занятых ими мест. (I место – Григорьев, II место – Владимиров, III место – Борисов, IV место – Егоров, V место – Александров, VI место – Дмитриев.)
– Прочитайте задачу 7. Что известно? Что требуется узнать? Выполните краткую запись и решите задачу.
Было – 30 м. Решение:
Отрезали – 7 м и 9 м. 1) 7 + 9 = 16 (м) – отрезали;
Осталось – ? м. 2) 30 – 16 = 14 (м) – осталось.
Задание 8. Выполните вычисления.
Задание 9. Сколько нужно плиток (25 × 25 см), чтобы выложить полоску длиной:
а) 1 метр? (4.) б) 2 метра? (8.) в) 10 метров? (40.)
IV. Итог урока.
– Назовите единицы измерения длины.
Учащиеся читают стихотворение А. П. Тимофеевского:
МЕРЫ ДЛИНЫ
Можно измерять шагами. Шаг муравьишки – миллиметр.
Можно измерять локтями. Шаг у людей – примерно метр…
И линейкою, и веткой, – А километр? – воскликнул я.
Сантиметром и рулеткой. Отец сказал: – Ну что ж,
Папа говорил мне так: Стань великаном и шутя
– Пусть нашей меркой будет шаг. На километр шагнёшь.
Урок 83
Вычисление длины пройденного пути
Цели деятельности учителя: способствовать развитию умения выполнять вычисления длины; решать тестовые задачи; способствовать формированию навыка показывать на схеме пройденное расстояние, выполнять вычисления, составлять схемы.
Планируемые результаты образования.
Предметные: умеют измерять длины отрезков, сравнивать их, чертить отрезки заданной длины, переводить сантиметры в миллиметры и обратно, выполнять сложение и вычитание в пределах 100, восстанавливать задачи по табличным данным, ставить вопрос к задаче, решать задачи на разностное сравнение, определять длительность событий; знают, как соотносить единицы измерения и названия величин (время, длина, масса, температура), как ориентироваться в ситуации равномерного прямолинейного движения, моделировать движение объекта на схеме.
Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают свои достижения; применяют правила делового сотрудничества.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; контролируют свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; познавательные: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы; коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Ход урока
I. Устный счет.
1. Помогите Бабе Яге долететь до избушки самой короткой дорогой.
2. Составьте задачу по чертежу и решите её.
II. Работа по учебнику.
– Сегодня на уроке будем вычислять расстояние. Прочитайте стихотворение К. Чуковского в учебнике.
– Прочитайте задачу 1. Что известно? Что требуется узнать? Запишите вычисления двумя способами.
За 1 час – 14 км. 1) 14 · 2 = 28 (км) – за 2 часа;
За 2 часа – ? км. 2) 14 · 3 = 42 (км) – за 3 часа.
За 3 часа – ? км. Или: 28 + 14 = 42 (км) – за 3 часа.
– Прочитайте задачу 2. Что известно? Что требуется узнать?
За 1 час – ?, на 6 км м., чем 14. 1) 14 – 6 = 8 (км) – за 1 час.
За 2 часа – ? км. 2) 8 · 2 = 16 (км) – за 2 часа.
– Покажите на схеме это расстояние. На сколько отстал кот от медведей за 2 часа? (28 – 16 = 12 (км).)
– На сколько отстал кот от медведей за 3 часа? (42 – 24 = 18 (км).)
Задание 3. Выполните вычисления.
– Нарисуйте к задаче 4 схему.
Решение: 43 + 38 = 81 (км).
– Нарисуйте к задаче 5 схему.
Решение: 1)43 – 36 = 7 (км) – расстояние через 1 час;
2) 7 · 2 = 14 (км) – расстояние через 2 часа.
Задание 6. Поставьте на схеме все расстояния между соседними пунктами.
Решение: 1) 38 + 38 = 76 (км) – расстояние от Цветочного города до Змеёвки.
2) 46 – 38 = 8 (км) – расстояние от Змеёвки до Земляного города.
3) 76 – 8 = 68 (км) – расстояние от Земляного города до Солнечного города.
III. Итог урока.
– Назовите единицы измерения расстояния.
Урок 84
площадь прямоугольника
Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с названиями единиц измерения площади; способствовать развитию умения вычислять площадь с помощью умножения; содействовать формированию навыков сложения одинаковых слагаемых.
Планируемые результаты образования.
Предметные: умеют вычислять площадь прямоугольника по числовым данным, выполнять сложение и вычитание в пределах 100, находить результат умножения (сложением) и деления (подбором), восстанавливать задачи по табличным данным и ставить вопрос к задаче, решать задачи на разностное сравнение и определять длительность событий; знают, как соотносить единицы измерения и названия величин (время, длина, масса, температура), как ориентироваться в ситуации равномерного прямолинейного движения, моделировать движение объекта на схеме.
Личностные УУД: оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей; познавательные: осуществляют поиск существенной информации, дополняющей и расширяющей имеющиеся знания; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.
Ход урока
I. Устный счет.
1. Саше исполнилось 8 лет в последний день первого месяца года. Напишите, когда у Саши день рождения. (31 января.)
2. Для букетов срезали 15 гвоздик, незабудок на 7 цветов больше, чем гвоздик. Сколько всего цветов срезали для букетов?
3. Сложите фигуру из палочек:
Уберите:
а) одну палочку так, чтобы осталось 3 квадрата; |
б) две палочки так, чтобы осталось 2 квадрата;
в) две палочки так, чтобы осталось 4 квадрата;
г) четыре палочки так, чтобы осталось 3 квадрата.
Рассмотрите различные варианты решения задач.
4. Заполните занимательные рамки. Пользуясь ими, составьте выражения, значения которых равны 20, 50, 80.
II. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите фигуры на доске:
а) б) в)
– Чем они похожи? (Фигуры состоят из одинакового числа клеток.) Сегодня на уроке будем учиться вычислять площадь.
III. Работа по учебнику.
Задание 1. Площадь измеряют одинаковыми квадратами. Самая распространенная единица измерения площади – квадрат со стороной 1 метр, или, как его обычно называют, квадратный метр.
Для измерения больших участков в качестве единицы измерения используют квадрат со стороной 1 километр, или квадратный километр.
– Начертите в тетради квадрат со стороной 1 сантиметр. Вы получили мерку измерения площади небольших геометрических фигур – в квадратных сантиметрах.
– Рассмотрите фигуру в учебнике. Как она называется? (Прямоугольник.) Сколько квадратных сантиметров занимает прямоугольник? Запишите все возможные выражения.
3 + 3 = 6 2 + 2 + 2 = 6
3 · 2 = 6 2 · 3 = 6
– Сравните полученные записи. Что означает число 3? (Длину прямоугольника.)
– Что означает число 2? (Ширину прямоугольника.)
– Какой вывод можно сделать?
Вывод: чтобы вычислить площадь прямоугольника, нужно его длину умножить на ширину.
Задание 2. На рисунке изображен план квартиры. Длины стен указаны в метрах. Найдите площадь жилых комнат.
4 · 4 = 16 (кв. м) 6 · 4 = 24 (кв. м)
– Найдите площадь кухни. (3 · 5 = 15 (кв. м).)
– Найдите площадь ванной. (2 · 3 = 6 (кв. м).)
– Найдите площадь прихожей. (3 · 3 = 9 (кв. м).)
– Найдите площадь всей квартиры. (7 · 10 = 70 (кв. м).)
– Сравните жилую площадь и площадь всех остальных помещений.
I способ.
16 + 24 = 40 (кв. м) – площадь жилых комнат.
15 + 6 + 9 = 30 (кв. м) – площадь нежилых помещений.
II способ.
4 · 10 = 40 (кв. м) – площадь жилых помещений.
3 · 10 = 30 (кв. м) – площадь нежилых помещений.
Ответ: площадь жилых помещений больше.
Задание 3. Выполните вычисления:
7 + 7 + 7 + 7 + 7 = 7 · 5 = 35 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 5 · 6 = 30
9 + 9 + 9 = 9 · 3 = 27 8 + 8 + 8 + 8 = 8 · 4 = 24
16 + 16 + 16 = 16 · 3 = 48 21 + 21 + 21 + 21 = 21 · 4 = 84
– Прочитайте задачу 4. Что известно? Что требуется узнать? Выполните краткую запись и решите задачу.
– Прочитайте задачу 5. Что известно? Что требуется узнать? Выполните краткую запись и решите задачу.
Всего – 100 кв. м Решение:
Тюльпанов – ?, 4 × 4 1) 4 · 4 = 16 (кв. м) – занимают тюльпаны;
Осталось – ? кв. м 2) 100 – 16 = 84 (кв. м) – остальные цветы.
Задание 6. Выполните чертежи и вычислите площадь каждого прямоугольника.
Задание 7. Рабочие разместили участок под постройку дома. Какую площадь будет занимать новый дом? (5 · 3 = 15 (кв. м).)
– Хозяин решил сделать пристройку к дому шириной 2 метра. Какую площадь будет занимать дом с пристройкой?
I способ.
II способ.
Задание 8.
Площадь – 80 кв. м. Решение:
Длина – 10 м. 80 : 10 = 8 (м) – ширина.
Ширина – ? м.
Задание 9. Работа со справочной литературой.
– Что означает «кило» в словах «километр», «килограмм»? (Кило – тысяча, километр – тысяча метров, килограмм – тысяча граммов.)
IV. Итог урока.
– Назовите единицы измерения площади.
– Как вычислить площадь прямоугольника?
Урок 85
нестандартные способы вычислений
Цели деятельности учителя: создать условия для формирования понятия единицы площади, развития умения решать поставленную задачу разными способами на примере вычисления площади квадрата; способствовать формированию навыка восстанавливать равенства.
Планируемые результаты образования.
Предметные: умеют вычислять площадь прямоугольника по числовым данным, выполнять сложение и вычитание в пределах 100, находить результат умножения (сложением) и деления (подбором), восстанавливать задачи по табличным данным и ставить вопрос к задаче, решать задачи на разностное сравнение и определять длительность событий; знают, как ориентироваться в ситуации равномерного прямолинейного движения, моделировать движение объекта на схеме.
Личностные УУД: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: оценивают собственные успехи в вычислительной деятельности; планируют шаги по устранению пробелов; познавательные: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы; коммуникативные: устанавливают и соблюдают очередность действий, сравнивают полученные результаты, выслушивают партнера, корректно сообщают товарищу об ошибках; задают вопросы с целью получения нужной информации.
Ход урока
I. Устный счет.
– Даны числа: 26, 17, 44, 62, 71, 53, 77. Шесть из них объединяет какой-то признак, а одно число «лишнее». По какому признаку объединены числа? Какое число «лишнее»? (77.) Определите, сколько десятков и единиц в каждом из этих чисел. Увеличьте каждое из этих чисел на 8.
– Найдите периметр каждого четырехугольника.
– Представьте число 18 в виде суммы: а) двух одинаковых слагаемых; б) трех одинаковых слагаемых; в) шести одинаковых слагаемых.
– Мартышка, Удав, Попугай и Слоненок съели на завтрак по 7 бананов. Сколько всего бананов они съели?
II. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите фигуры на доске.
– Какая фигура «лишняя»? Почему?
– Как вычислить площадь прямоугольника?
– Сегодня узнаем рациональный способ вычисления площади квадрата.
III. Работа по учебнику.
– Начинаем конкурс: кто найдет больше способов вычисления площади квадрата со стороной 5 см.
Задание 1. Начертите в тетради квадрат со стороной 5 см.
– Сосчитайте число клеток в нем, складывая полоски по 5 клеток. (5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 25.)
Задание 2. Пронумеруйте клетки квадрата в любом порядке и пересчитайте их.
– Какой удобный способ вычисления площади?
Задание 3. Разбейте квадрат на уголки.
– Сосчитайте число клеток в каждом уголке и сложите эти числа. | |
– Сосчитайте таким же способом площадь квадрата со стороной 6 см. |
Задание 4. Нарисуйте маленький квадрат со стороной 1 см. Увеличивайте стороны данного квадрата на 1 см.
– Сколько клеток добавилось на первом шаге? (1 + 8 = 3 · 3.)
– Сколько клеток добавилось на втором шаге? (1 + 8 + 16 = 5 · 5.)
– Какой квадрат получился на третьем шаге? (1 + 8 + 16 + 24 = 7 · 7.)
Задание 5. Выполните вычисления.
11 + 14 = 25 7 + 18 = 25 25 – 7 = 18 25 – 6 = 19
16 + 9 = 25 13 + 12 = 25 25 – 11 = 14 25 – 8 = 17
– Чем похожи примеры 1-го и 2-го столбиков? (Значение суммы равно 25.)
– Чем похожи примеры 3-го и 4-го столбиков? (Уменьшаемое равно 25.)
Задание 6. Вставьте пропущенное число.
4 + 21 = 25 – = 17 25 · = 0
19 + = 25 25 – 16 = · 1 = 25
Задание 7. Выполните чертеж.
– Сосчитайте число клеток, которые находятся под закрашенными клетками (по диагонали). |
– Составьте равенство для подсчета числа клеток в квадрате со стороной 5 см.
5 · 5 = 2 · □ + ○ 5 · 5 = 2 · 10 + 5
– Какое число вы поставили в круг? Что оно означает? (Это закрашенные клетки.)
– Какое число поставили в квадрат? (Число незакрашенных клеток.)
Задание 8. В квадрате со стороной 5 см раскрасьте клетки по диагонали.
– Запишите сумму.
1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1 = 5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 25
5 5
5 5
– Придумайте свой способ подсчета клеток в квадрате.
Задание 9 (работа в парах).
– Начертите квадрат со стороной 7 см. Выберите способ подсчета числа клеток в нем. Вычислите площадь квадрата.
Задание 10. Постройте квадрат со стороной 2 см. Увеличивайте стороны квадрата на 1 см, пока не получите квадрат со стороной 6 см.
– Вычислите произведение 6 · 6.
IV. Итог урока.
– Как вычислить площадь прямоугольника?
– Как можно подсчитать число клеток в квадрате?
Урок 86
Определение времени по часам
Цели деятельности учителя: создать условия для формирования понятия единицы времени; содействовать развитию умения определять время по часам, выполнять вычисления, решать текстовые задачи.
Планируемые результаты образования.
Предметные: умеют выполнять сложение и вычитание в пределах 100, находить результат умножения (сложением) и деления (подбором), решать задачи на разностное сравнение и определять длительность событий; знают, как соотносить единицы измерения и названия величин (время, длина, масса, температура), как ориентироваться в ситуации равномерного прямолинейного движения, моделировать движение объекта на схеме.
Личностные УУД: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; проверяют результаты вычислений; адекватно воспринимают указания на ошибки и исправляют найденные ошибки; познавательные: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи; анализируют условие задачи (выделяют числовые данные и цель – что известно, что требуется найти); коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.
Ход урока
I. Устный счет.
– Найдите возможные способы прохождения лабиринтов.
– Годы бывают обычные и високосные. В обычном году 365 (триста шестьдесят пять) дней. В високосном году на 1 день больше – 366 дней. Как правило, високосный год бывает 1 раз в 4 года. Так, например, високосными были 2004 год и 2008 год.
– А вот как распределяются дни по месяцам: январь – 31 день; февраль – 28 дней в обычном году и 29 – в високосном; март – 31 день; апрель – 30 дней; май – 31 день; июнь – 30 дней; июль – 31 день; август – 31 день; сентябрь – 30 дней; октябрь – 31 день; ноябрь – 30 дней; декабрь – 31 день.
– Проверьте, что 31 + 28 + 31 + 30 + 31 + 30 + 31 + 31 + 30 + 31 + 30 + + 31 = 365.
– Начнём считать дни года: 1-й (первый) день – 1 января, 2-й день – 2 января и так далее, 32-й день – 1 февраля и так далее.
– Каким по счёту будет 8 марта? На какое число какого месяца приходится 100-й день года? Какое число является серединой января? На какое число какого месяца приходится середина обычного года? Каким по счёту будет день твоего рождения?
II. Работа по учебнику.
– Сегодня на уроке будем учиться определять время.
Учитель использует модель часов.
– В сутках 24 часа. Сутки начинаются в полночь. Числа на часах обозначают часы, деления – минуты. В часе 60 минут. Часовая стрелка (короткая) за 1 час сдвигается к следующей цифре, а минутная (длинная) за 1 час обегает полный круг.
Задание 1. Определите время на часах. (1 час; 6 часов; 8 часов; 11 часов.)
Задание 2. проследите за движением минутной стрелки. Сколько минут прошло после 12 часов? (5 мин; 10 мин; 15 мин; 30 мин.)
– Говорят: 12 часов 5 минут или 5 минут первого.
– Определите время на часах:
а) 12 ч 5 мин или 5 минут первого;
б) 12 ч 10 мин или 10 минут первого;
в) 12 ч 15 мин или 15 минут первого;
г) 12 ч 30 мин или половина первого.
Задание 3. Сколько минут прошло после 12 часов? (40 мин; 45 мин; 50 мин; 55 мин.)
– Сколько минут осталось до того момента, когда часы покажут 1 час? (20 мин; 15 мин; 10 мин; 5 мин.)
– Говорят: 12 часов 40 минут или без 20 час.
– Определите время на часах:
а) 12 ч 40 мин или без 20 час;
б) 12 ч 45 мин или без 15 час;
в) 12 ч 50 мин или без 10 час;
г) 12 ч 55 мин или без 5 час.
Задание 4. Выполните вычисления:
15 + 15 + 15 + 15 = 60 60 – 45 = 15
20 + 20 + 20 = 60 60 – 20 = 30
30 + 30 = 60 60 – 10 = 50
25 + 35 = 60 60 – 25 = 35
12 + 12 = 24 72 – 24 = 48
0 + 10 = 10 48 + 48 = 96
24 – 8 = 16 96 – 72 = 24
24 + 24 = 48 0 + 24 = 24
– Чем похожи примеры первого столбика? Второго столбика?
Задание 5. Решите задачи.
а) Пришел – 8 ч 00 мин. Решение:
Ушел – 13 ч 00 мин. 13 ч 00 мин – 8 ч 00 мин = 5 ч 00 мин.
Провел – ? ч.
б) Ушел – ? ч. Решение:
Пришел – 18 ч 00 мин. 18 ч 00 мин – 2 ч 00 мин = 16 ч 00 мин.
Прошло – 2 ч 00 мин.
в) Делает уроки – 1 ч 30 мин.
Успеет – за 1 ч 40 мин.
Решение: 1 ч 40 мин > 1 ч 30 мин.
Ответ: успеет.
Задание 6. Работа с моделями часов.
задание 7. От полуночи до 6 утра часовая стрелка проходит полкруга. Сколько кругов за это время делает минутная стрелка? (6 кругов.)
– Сколько кругов делает часовая стрелка за сутки? (2 круга.)
– Сколько кругов делает минутная стрелка за сутки? (24 круга.)
III. Работа по карточкам.
– Запишите время, которое показывают часы на каждом рисунке. | |
– Нарисуйте стрелки так, чтобы часы показывали указанное время. |
– Запишите, на сколько позже Миша пришёл в школу, если занятия начинаются в 8 ч 30 мин, а школьные часы показывали: _________ – Запишите, на сколько раньше Маша пришла в школу, если занятия начинаются в 8 ч 15 мин, а школьные часы показывали: ________ – Что произошло, если самолет должен был прилететь по расписанию в 7 ч 20 мин, а часы, когда он прилетел, показывали: ___________. Сделайте вывод. – Во сколько по расписанию должен был прибыть поезд, если он опоздал на 40 мин, а когда он прибыл, вокзальные часы показывали: _______ Запишите время прибытия: ________ |
– Заполните пропуски:
Я встаю в ___ ч ___ мин. Выхожу в школу в ___ ч ___мин. Занятия в школе начинаются в ___ ч ___мин.
Урок длится ___ мин. Первый урок заканчивается в ___ ч ___ мин. Первая перемена длится ___ мин.
Второй урок начинается в ___ ч ___ мин и заканчивается в ___ ч ___ мин. Вторая перемена длится ___ мин. Третий урок начинается в ____ ч ___ мин и заканчивается в ___ ч ___ мин.
Третья перемена длится ___мин. Четвёртый урок начинается в ___ ч ___ мин и заканчивается в ___ч ___ мин. Я прихожу после школы домой в ___ ч ___ мин.
– Поезд отправляется в 9 ч 15 мин. Когда Миша пришёл на вокзал, часы показывали: ____ Сколько времени у него в запасе? ______ – От дома до дачи Маша едет 50 мин. Когда она вышла из дома, часы показывали 10 ч 20 мин. Нарисуйте стрелки так, чтобы они показывали время, когда Маша приедет на дачу. |
Урок 87
продолжительность событий
Цели деятельности учителя: создать условия для формирования представления о продолжительности событий; способствовать развитию умения соотносить время событий со временем суток, выполнять вычисления, решать тестовые задачи на определение времени, классифицировать и делить на группы.
Планируемые результаты образования.
Предметные: имеют представления о том, как соотносить условие задачи с табличной формой, заполнять таблицу; умеют измерять длины отрезков, сравнивать их, чертить отрезки заданной длины, вычислять площадь прямоугольника по числовым данным, выполнять сложение и вычитание в пределах 100, находить результат умножения (сложением) и деления (подбором), восстанавливать задачи по табличным данным и ставить вопрос к задаче, решать задачи на разностное сравнение и определять длительность событий; знают, как ориентироваться в ситуации равномерного прямолинейного движения, моделировать движение объекта на схеме.
Личностные УУД: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешно) деятельности на уроке; познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; понимают информацию, представленную в виде таблицы; коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.
Ход урока
I. Устный счет.
1. Муравьишка возвращался от улитки к своему муравейнику. Он может идти по двум дорожкам. Какой путь ему лучше выбрать? |
2. Муравьи готовили к зиме свой муравейник. Они заменили 55 сосновых иголок, что на 29 иголок больше, чем еловых.
Сколько сосновых и еловых иголок поменяли муравьишки?
3. Решите примеры:
100 – 87 + 52 + 25 – 42 + 12 69 + 14 + 17 – 48 – 25 + 15
4. Составьте из палочек такую фигуру, как на рисунке. Возьмите еще 3 палочки и положите их так, чтобы получилось 6 ромбов. |
II. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке будем составлять движения поездов, самолётов. Будем работать диспетчерами.
III. Работа по учебнику.
– Прочитайте задачу 1. Что известно? Что требуется узнать? Выполните краткую запись и решите задачу.
Вылетел – ? ч. Решение:
Был в пути – 4 ч. _16 ч 00 мин
Прилетел – 16 ч 00 мин. 4 ч 00 мин
12 ч 00 мин
Задание 2. Заполните таблицу.
Позавчера | Вчера | Сегодня | Завтра | Послезавтра |
23 | 23 | 23 | 46 | 92 |
– Сколько рейсов было сделано за два дня: вчера и позавчера? (23 + + 23 = 46 (р.).)
– Сколько рейсов запланировано в два следующих дня? (23 + 46 = = 69 (р.).)
– В какие дни больше рейсов: за три дня по старому расписанию или за два дня по новому расписанию? (По новому расписанию больше рейсов.) На сколько больше?
1) 23 · 3 = 23 + 23 + 23 = 69 (р.) – по старому расписанию;
2) 46 + 92 = 138 (р.) – по новому расписанию;
3) 138 – 69 = 69 (р.) – больше.
Задание 3. Дополните расписание поездов.
Пункт назначения | Время отправления | Время в пути | Время прибытия |
1 | 2 | 3 | 4 |
Смоленск | 9 ч | 5 ч | 14 ч |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Владимир | 14 ч | 3 ч | 17 ч |
Архангельск | 2 ч | 21 ч | 23 ч |
Вологда | 7 ч | 8 ч | 15 ч |
Ярославль | 17 ч | 4 ч | 21 ч |
Пермь | 0 ч | 20 ч | 20 ч |
– В какое время суток отправляется каждый поезд? В какое время суток прибывает на конечную станцию?
Задание 4. Выполните вычисления.
Задание 5. Составьте расписание электричек.
Москва – Солнечная | 6.05 |
Москва – Апрелевка | 6.17 |
Москва – Калуга | 6.29 |
Москва – Нара | 6.41 |
Москва – Переделкино | 6.53 |
Москва – Малоярославец | 7.05 |
– Сколько электричек уйдёт с вокзала до 7 часов утра? (5 электричек.)
– На сколько раньше отправляется электричка в Нару, чем электричка в Малоярославец? (На 24 минуты.)
– На сколько позже отправляется электричка в Переделкино, чем электричка в Апрелевку? (На 36 минут.)
Задание 6. Решите задачи.
Урок 88
Измерение величин (повторение)
Цель деятельности учителя : способствовать развитию умений измерять длину отрезков в сантиметрах и миллиметрах, чертить отрезки заданной длины; переводить сантиметры в миллиметры, вычислять длину пути, находить площадь прямоугольника разными способами, определять время по часам, время движения.
Планируемые результаты образования.
Предметные: умеют измерять длины отрезков, сравнивать их, чертить отрезки заданной длины, переводить сантиметры в миллиметры и обратно, вычислять площадь прямоугольника по числовым данным, выполнять сложение и вычитание в пределах 100, находить результат умножения (сложением) и деления (подбором), восстанавливать задачи по табличным данным и ставить вопрос к задаче, решать задачи на разностное сравнение и определять длительность событий; знают, как соотносить единицы измерения и названия величин (время, длина, масса, температура), как ориентироваться в ситуации равномерного прямолинейного движения, моделировать движение объекта на схеме.
Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; контролируют свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; познавательные: ориентируются в своей системе знаний; осуществляют поиск существенной информации, дополняющей и расширяющей имеющиеся знания; коммуникативные: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной речи; слушают и понимают речь других (одноклассников, учителя); решают поставленную задачу.
Ход урока
I. Устный счет.
1. Площадь трех комнат равна 44 м2. Площадь первой комнаты составляет 24 м2, площадь второй комнаты – 8 м2. Чему равна площадь третьей комнаты? Решите задачу двумя способами.
2. Черепаха Тортила за 1 минуту проползает 3 метра. Это значит, что её скорость равна трем метрам в минуту. А черепаха Тротила ползёт со скоростью 4 метра в минуту. Дома черепах находятся на расстоянии 35 метров друг от друга и стоят у дороги. Однажды обе черепахи одновременно вышли из своих домов и поползли навстречу друг другу.
На этой картинке вы видите дома наших черепах.
– Одно деление соответствует одному метру. Где будет находиться каждая черепаха через 1 минуту после выхода? Через 2 минуты? Через 3 минуты? Через 4 минуты? Поставьте в нужных местах цветные точки: для Тротилы – красного цвета, а для Тортилы – синего.
– На какую величину уменьшается расстояние между черепахами за 1 минуту?
– Через сколько минут после выхода черепахи встретятся?
3. Допустим, черепаха Тортила ползёт в другую сторону, а Тротила – ей вдогонку. На какую величину уменьшается расстояние между ними за 1 минуту?
– Через сколько минут после выхода Тротила догонит Тортилу?
4. Изменим условия задачи. Пусть Тортила ползёт со скоростью 5 метров в минуту, а Тротила – 7 метров в минуту. Расстояние между домами – 36 метров. Ответьте на те же вопросы.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 627.