Качество духовной жизни человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Так что, в общем-то, здесь, конечно, всякие бывают коллизии. Но я это к тому, что собственно, при всех этих коллизиях, духовный то путь как раз измеряется качеством духовной жизни человека. А вот альтернатива, то есть отсутствие пути — это отсутствие жизни. Когда мы говорили об этой самой внешней активности нечестивых, то важно понять, что это внешняя активность, что это ведь, в общем-то, следствие как раз того что внутри в той самой сердцевины, где должен быть, где собственно дыхание жизни — образуется чёрная дыра. Не потому что это дыхание Бог отбирает: если бы Бог его отобрал человек бы умер, а потому что оно оттесняется. Ведь воля человека, в принципе, определяет модус бытия этого самого дыхания жизни в самом человеке, помните мы говорили об этом. Тут возможно — от простого самосознания, акта простого самосознания: когда человек только знает, что он существует благодаря тому, что в нём есть это дыхание жизни и больше, вообще, ни о чём не задумывается. До полноценной духовной жизни: когда человек, этому дыханию жизни открывает ему дорогу в свою жизнь, что называется по полной — настолько насколько вообще это возможно. Бог тогда к этому процессу подключается, если человек хочет этого и просит об этом, и, чем больше человек Его в свою жизнь пускает, тем больше жизни получает. Это понятный процесс, мы о нём много раз говорили.

Потеряться и забыться

Ну, а если процесс обратный? А если человек наоборот старается чтобы этого дыхания жизни в его экзистенции было как можно меньше? Субъективно это проявляется так, что человек постепенно забывает о своём существовании. Ну то есть вы понимаете, о чём я говорю, да. Не очень понятно? Но грубо говоря, ну вот смотрите. Вы же наверняка это всё прекрасно, ну понимаете и, хотя бы раз это ощущали. Мы забываем о том: кто мы и что мы? Забываем о том, что мы живем. Круговорот. Круговерть. А кто я? Что я? В какой-то момент останавливаешься и вдруг соображаешь, что вообще-то себя самого ты не очень-то помнишь. Вроде бы ты и есть — конечно есть, но как-то это не очень отчётливо ощущается: потому что закрученность такая что не до этого. И кто этого не ощущал то? Из этого круга вырваться проблема, а войти в него никакой проблемы нет. Я почти уверен, что практически со всяким это случалось. Вот это я имею в виду: можно себя просто потерять и забыть. 52.34

«Так это человек функцией становится?»

Фактически да. Но сам человек этого уже не осознаёт: потому что он перестаёт замечать свое состояние. Грубо говоря он перестаёт, ну, чувствовать себя как себя.

«Почему такое бывает? Он осознанно отходит от этого дыхания жизни?»

Ну нет конечно. Разумеется, это не принципиальная позиция. «А давай ка я себе жизни поменьше сделаю». Разумеется, нет. Дело в том, что, когда переносится, помните мы в прошлый раз говорили, о том, что фокус внимания может сместиться вовсе не туда куда надо бы. Так вот когда он смещается не туда, оно, это внимание, рассеивается по тем психическим волнам, которые внутри человека гуляют всегда. Представьте себе, ну, например, круг фонарей, даже праздничных фонариков, и представьте себе, что вы начинаете в этом кругу вращаться: быстрее, быстрее, быстрее крутится. И у вас всё сольётся: всё что есть вокруг вас в один такой блестящий поток — и вы уже себя в нём не найдёте. Только остановившись можно понять: что, это вы крутитесь, а не они, и что вообще-то тут ни один какой-то поток, а отдельные источники света, и определить где твое место внутри этих источников. Вот о чём я говорю. Но это не просто. И человек естественно теряет себя таким образом.

А как остановить это кружение? Собрать внимание внутрь себя: любое головокружение легко останавливается, кроме случаев полного отключения головного мозга, легко останавливается одним волевым усилием — вот этим собиранием себя внутрь. Старый проверенный способ.

«Тут даже не важно на чём фокус: главное не на Боге?»

Естественно. Потому что всё остальное переменчиво, а раз переменчиво — значит будет эффект от этих бегущих фонариков, условно говоря. Кстати, интересно, что, но в аскетике православной, этот момент не очень хорошо отслежен: то есть отслежен, но на этом никогда как-то не фиксировалось внимание. В буддийской аскетике и психологии очень хорошо отслежен этот момент: момент вот этого вот погружения сознания, вернее внимания, которое идёт за мерцанием: весь мир мерцает и этот мерцающий мир создаёт иллюзию того что человек живёт, как бы так. На самом деле он живёт вовсе не этим, но вот сознание такой вот оно как бы переключает человека полностью туда. Ну ладно я сейчас не хочу в это подробно входить: просто надо учитывать, что действительно есть такое понимание.

Так вот, дело в том, что, если человек привыкает к такой жизни, а пример, который я вам пример привел сейчас с физическим кружением — это самый простой и такой примитивно, что ли, такой поверхностный пример. Но ведь такое кружение может быть и на любом другом уровне и необязательно на физическом. Хотя иногда и физически такое кружение, как например в суфийских танцах, когда человек раскручивается так что уже не может уследить за этим кругом и мгновенно переключает внимание внутрь — это в общем-то способ вхождения в экстатическое состояние, да. Вот суфийские танцы, если кто видел: там как раз это применяется эта методика.

«В индийских тоже есть практиках».

 Да, я думаю, что это может быть один источник: трудно сказать. Я не уверен, думаю, что пляски пророков они примерно такого же плана были тех ранних пророков, которые в Библии упоминаются, скорее всего: тот же феномен. Он давно известен, потому что это самый простой приём вхождение в экстатическое состояние. Не факт, что при этом Бога услышишь: но в экстаз можно таким образом войти — для того собственно и делалась, вот. Но ведь мы то можем также кружится на любом другом уровне: эмоциональном, образном образном, интеллектуальном — каком хотите. И чаще всего, в этом кружении, мы не можем дойти до конца и выпрыгнуть как суфии в центр волевым усилием. Дзеновская практика во многом на этом построена, кстати сказать: если говорить о буддизме, о котором мы немножко начали говорить. И Дзен так популярен, например, на Западе, потому что предполагается что не нужно уходить от мира: достаточно заниматься чем угодно и можно выйти из этого состояния. Тут что угодно: от чайной церемонии до упражнений с катаной — всё что угодно может вывести в это состояние. Но как-то обычно народ забывает, что надо же всё-таки это волевое усилие по выходу делать, а чаще всего, большинство просто расслабляются и ждёт что будет дальше в этом случае. Дальше, конечно обычно, ничего не бывает, за редчайшими исключениями: если усилий к этому не прилагать.

 Но это ладно, это уже другой вопрос. Я сейчас буддийские практики разбирать не хочу. Я просто хотел обратить ваше внимание на то, что если человек этого волевого усилия по выпрыгиванию из этого круга не делает, то в конце концов, он всё больше и больше с ним ассоциируется, ассоциирует себя с ним. Грубо говоря, его жизнь погружается в этот самый круг. А дальше? Дальше надо чтобы он крутился не останавливаясь. Вот тут уже вопрос выживания. Иначе если остановится этот процесс, то это чудовищный психический срыв — коллапс психики вполне реальный. И человек не может из этого круга выйти. Вот примерно, как вы видели, наверняка, если бывали в цирке в молодости, да и не только в молодости, может быть и в зрелые годы кто-то из вас (сейчас я как-то не помню таких номеров чтобы они были, а вот в своём детстве лично я это видел, а для кого-то значит это может быть уже были зрелые годы, а для кого-то молодость) но я видел этот, помните может кто смотрел: когда мотоциклист разгоняется внутри сферы, потом эту сферу можно даже раскрыть, просто такая раскрывающаяся сфера. Он продолжает двигаться: потому что та скорость, которую он развивает, порождает достаточную центробежную силу чтобы его удерживать на этой самой сфере, на её поверхности — внутренней поверхности естественно, не внешней. Но если только он затормозит — значит он срывается и летит вниз. Так вот, довольно часто, психическое состояние среднего человека, оказывается где-то примерно таким: если остановишься, то срываешься. Отсюда: непереносимость тишины, непереносимость неподвижности, непереносимость многих вещей современным. Просто начинается коллапс психики. Потому что там, где должно быть её основание — там ничего нет. Интенция перенесена туда, где нет настоящей опоры для неё, духовной, и значит соответственно — это коллапс. И тоска, о которой здесь говорится, это не просто там тоска из-за неприятностей каких-то, а вот это тоска от понимания того что настоящей опоры нет. Попробуйте себе представить состояние этого самого мотоциклиста, который понимает: что сфера не закроется никогда, что тормозить нельзя, а бензин, кажется уже кончается. Станет очень и очень тоскливо, в какой-то момент, неизбежно. Но это, в общем то, состояние средне статического современного человека.

Отсюда и вот то, что здесь говорится о труде и о плодах труда. Тут дело даже не в том, что праведник более трудолюбив или там менее трудолюбив, дело не в этом. Дело в том, о чём мы тоже, кстати, не раз говорили: об отношении человека к тому что он делает и к плодам своего труда. Помните мы разбирали когда-то Восьмую Заповедь и говорили о том, что собственно здесь многое зависит от того, как человек относиться к тому что попадает в его интенциональное поле. Он старается это захватить — просто чисто автоматически захватить: потому что вот попало, знаете, как паук паутину сплёл — что попало то и попало. Или всё-таки пытается понять: зачем это ему надо и нужно ли ему это удерживать? А если надо, то зачем? 1.04.50

  Но ведь если сейчас иметь в виду то, о чём мы с вами только что говорили, то станет понятно: почему человеку у которого, грубо говоря, интенция не на месте, сердце не на месте, почему он себя так ведёт по отношению ко всякому объекту попавшему в круг его интенции, в его интенциональное поле? Потому что каждый попавший предмет сильнее раскручивает тот круг, внутри которого этот человек находится. Да, но если представить себе, что скорость вращения зависит от массы этого вращающегося кольца, то каждый предмет, увеличивающий массу увеличивает и инерционный момент. Понимаете, о чём я, да. Кто понимает, а кто нет, да. То есть, грубо говоря, чем больше вокруг меня всего крутится — тем я уверенно себя чувствую: всего и всех. Возникает иллюзия того, что моя жизнь очень устойчивая. Поэтому нечестивцу очень важно быть активным и успешным —это для него вопрос психологического выживания, а может быть и физического. Потому что, иногда этот психический коллапс на психофизиологический уровень проникает и собственно к чему это может привести, даже на физическом уровне — это вот трудно предсказать. Поэтому надо чтобы всё крутилось. И чем больше всего вокруг меня вращается, как говорится: «чем больше колец, тем увереннее Сатурн». Вот чем больше всего вокруг меня вращается, тем я, если у меня другой точки опоры нет, лучше себя чувствую. Ну, действительно, вспомните эти кольца Сатурна.

Так вот, отношение на самом-то деле к труду оно очень разное: у праведника и у нечестивца, в этом плане. Но, при этом, зачастую, так получается, что именно нечестивцы, ну грубо говоря, вот срыв происходит (как мы говорили уже с вами): срыв бывает там, где не ждёшь. То есть часто механизм сбоит там, где меньше всего ожидаешь сбоев. И это понятно. Дело то в том, что мы как-то тоже говорили о том, что на самом то деле, обычно, нечестивцу только кажется, что это он контролирует процесс. На самом деле проконтролировать силу вращения, скорость вращения всех этих колец вокруг своей персоны — обычно такой человек не в состоянии. Когда берёшь в руки, например, ну те же нунчаки (кто с ними работал тот знает, что это такое и как это бывает): то в какой-то момент перестаёшь понимать (и важно этот момент отследить и принять меры), перестаёшь управлять движением этих самых снарядов. Есть, наступает такой момент неизбежно: они начинают жить своей жизнью. И вот тут важно: во-первых — этого не допускать, во-вторых — когда надо их останавливать, потому что их остановить в это время бывает не просто. Ну или представьте себе, что человек раскручивает вот так вот, рука в руке, раскручивает на одном месте вращает, что-то тяжёлое. В какой-то момент: уже не он эту штуку крутит, а она его. И попробуй остановись, да. Можно только это отпустить и тогда — уже на кого Бог пошлёт, да. И кто не спрятался я не виноват: куда пойдёт туда и пойдёт. Но сам-то человек при этом, как правило, падает на землю, как минимум. Ну вот, дело то в том, что собственно, обычно нечестивец: вот так закрутив, раскрутив вокруг себя всё, как ему кажется всё это крутит — на самом деле это всё уже давно вращает его самого вокруг своей оси. То есть не о каком контроле речи уже давно нет. И с внешними делами это тоже часто бывает именно так. В этих случаях, зачастую, говорят, что вот дело, там бизнес, но необязательно бизнес, просто дело съедает человека. Поглощает, съедает и с потрохами и уже человека не остаётся. Вот как-то так. И именно поэтому, практически во всех, не только в Библии это так, но и практически во всех аскетических системах, и духовных и аскетических, звучит мысль о том, так или иначе выраженная: что нельзя ни в коем случае делать целью плоды своего труда. Здесь важен процесс прежде всего. Если процесс перестаёт быть, перестаёт, иметь смысл, если он теряется полностью, этот смысл — то и плоды в конечном счёте будут действовать духовно разрушительно на человека. И ещё раз: это не только библейское понимание — оно, я бы сказал, именно что универсально. То есть любая духовная аскетическая система, которая вообще существует на Земле, к этим вещам относится одинаково. Но именно, по этой самой причине, получается, что праведнику проще с трудом чем нечестивцу. Так что, как видите, здесь с одной стороны да, что-то вполне житейское, но с другой — за этим стоят вполне определённые духовные закономерности связанные с путём праведности. И неслучайно говорится, поэтому «что на пути праведности жизнь, на её тропе нет смерти» — 28 стих. Дело не в том, что праведник не умирает: в те времена, когда это писалось умирали все. Дело в том, что, о чём мы уже говорили, что путь праведности — это как раз и есть путь наполнения жизнью своего существования.

 (Сорокин В. В. Семинар по книге Притчи Соломона. 12-10. С 12 мин.)

 

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 535.