Причины возникновения конфликтов в трудовом коллективе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Под причиной возникновения конфликта понимают явление, предопределяющее его появление.

Среди причин возникновения конфликтов на предприятии следует выделить:

1. Причины, основой которых является степень развития производственных сил:

- недостатки в уровне технической структуры, низкий уровень технологии (неодинаковая оснащенность разных подразделений техникой);

- недостатки темпов технического развития. Технический прогресс способствует сокращению рабочих мест, интенсификации труда, росту требований к квалификации персонала и других требований;

- несовершенство условий и характера труда, нарушение требований действующего законодательства в рамках охраны труда. Вредные для здоровья или опасные условия труда, нездоровая окружающая среда, негативные отношения в коллективе и с руководством, неудовлетворенность содержанием работы и т.п. - все это способствует возникновению оснований для создания конфликтной ситуации в коллективе. [10, с. 317]

2. Причины, основой которых является степень развития производственных отношений. Среди них следует выделить, прежде всего, причины, которые связаны с распределением ресурсов и заработной платы. [7, с. 164]

 Руководство может решить, как распределить материалы, людей, финансы, чтобы более эффективным путем достичь целей организации. К этой группе можно отнести:

- невыполнение обязательств, относящихся к социальным гарантиям, компенсациям, льготам (например, задолженность по заработной плате, регрессивным выплатам, социальному страхованию и т.п.);

- отсутствие бюджетных отчислений для предприятия и соответствующих затрат бюджетных организаций, в том числе финансирование гарантий и льгот, которые предусмотрены законодательством;

- недостаточное финансирование затрат бюджетных организаций путем фактического невыполнения доходной части бюджетов разных уровней;

- нефинансирование по дотациям, субсидиям, предусмотренным действующим законодательством и нормативно-правовыми актами для погашения затрат предприятий, организаций и учреждений;

- задолженность относительно оплаты продукции, работ и услуг, что осуществляются за счет бюджетных средств;

- значительные объемы дебиторской и кредиторской задолженностей (в т.ч. просроченной);

- отдельные просчеты в осуществлении государственного регулирования цен, тарифов, условий предоставления услуг и выполнение работ;

- недостатки в распределительных отношениях, связанные с оплатой труда. [25, с. 66]

3. Недостатки в организации работы и управление – структуры и причины. Они проявляются в несовершенстве:

- коммуникационной структуры (отсутствие и перекручивание информации, слабость связей и контактов - технологических, информационных и иерархических). Плохая передача информации может быть как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других; [39, с. 673]

- организационной структуры (дублирование в деятельности                     служб, подразделений; отсутствие эффективного контроля и ответственности со стороны руководства; противоречивые стремления формальных и неформальных групп в организации, не решение ряда организационных вопросов, функциональные нарушения в системе «руководство-             подчинение»). [32, с. 49]

4. Неконкурентоспособность продукции (услуг) и отсутствие заказов.

5. Отсутствие законодательного регулирования предмета коллективного трудового спора или наличие противоречий в законодательстве и нормативно-правовых актах по урегулированию этих вопросов. [11, с. 416]

Субъективные причины конфликтов находятся в зависимости от действий субъектов трудовых отношений. Среди них выделяют сознательное нарушение требований действующего законодательства, среди которых:

- отсутствие реакции или несвоевременная реакция руководящего состава на требования наемного персонала;

- отсутствие социально-экономического обоснования при отказе удовлетворения требований наемного персонала;

- отсутствие желания руководящего состава заключения коллективного договора или внесение изменений в действующий, без указания объективных причин;

- сознательные нарушения руководящего состава законодательства о труде и вопросов решения коллективных трудовых споров (конфликтов);

- стремление сторон коллективных трудовых споров (конфликтов) использование возникшего спора как средства привлечения внимания органов местного самоуправления к ситуации, сложившейся на предприятии, в организации, и предупреждение дальнейших конфликтов.

К психологическим причинам конфликтов можно отнести симпатии и антипатии, психологическую несовместимость. [28, с. 86]

К причинам возникновения можно отнести несовместимость индивидуальных психологических характеристик, существенные расхождения в потребностях, интересах, ценностных ориентациях, уровня культуры в целом. [9, с. 391]

Вторая группа содержит факторы неблагоприятной психологической атмосферы в коллективе, что может быть вызвано образованиям противостоящих группировок, действиями руководителя и т.п.

Расхождение в целях в коллективе, также, способствует возникновению конфликтных ситуаций. Так, например, возникновение трудностей в выполнении определенных деловых задач, неправильное решение                   какой-либо производственной проблемы и т.п.; или конфликты, возникающие, как следствие на препятствия к достижению личных целей                                персонала предприятия в пределах их общей трудовой деятельности (например, конфликт по причине распределения деловых задач, которые считаются «удобными» или «невыгодными», недовольство предложенным графиком отпусков и т.п.). [36, с. 63]

Г. Кричевским выделена еще одна причина возникновения конфликтных ситуаций на предприятии, которая связана с закреплением за личностью (или группой) определенного пространства и установлением ею контроля над этим пространством и объектами (предметами), которые находились в нем, - наличие групповой или индивидуальной территориальности. [32, с. 49]

Причиной конфликта может послужить, также, разность в соотношении между необходимым поведением людей, которые занимают определенные служебные должности, и их реальными действиями. Эта причина также может быть обусловлена, главным образом, плохим изложением в должностных инструкциях служебных функций, прав и обязанностей персонала. В результате у сотрудников складывается недостоверное представление о том, кто и за что отвечает, что делает - неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции подразделений, а также выдвижение взаимоисключающих требований относительно труда. [35, с. 156]

Таким образом, причины возникновения конфликта связаны с какими-то конкретными действиями участников ситуации или возникшими обстоятельствами. Какие бы проблемы в их общении ни существовали, какие бы объективные ситуации ни возникали, вступают в конфликт, в конечном счете, конкретные люди.

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 623.