Конфликтология относительно молодая наука. В современном виде она появилась лишь к середине ХХ века. Слово «конфликт» происходит от латинского соnfliсtus - столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки (соnfliсt - англ., kоnflikt - нем., соnflit - франц.). В настоящее время существует множество определений термина «конфликт», т.к. не все ученые-экономисты вкладывают в данное понятие одинаковое содержание. [8, с. 320]
В таблице 1 представлены точки зрения различных авторов касательно трактовки понятия конфликт.
Таблица 1 - Семантика понятия «конфликт»
Автор | Определение |
Кибанов А. | состояние более или менее продолжительной дезинтеграции личности, которая выражается в обострении прежних или возникновении новых противоречий между разными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности |
Дмитриев А.В. | это столкновение, вызванное спором установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации |
Валуев С.А. | столкновение личностей путем несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей |
Анцупов А.Я. | с инструментальной точки зрения конфликт выступает как один из средств самоутверждения, преодоление тенденций, отрицаемые личностью. Конфликт можно понимать как процесс: в этом случае он представляет собой ситуацию ненайденного выхода, развития действий на пути поиска средств стабилизации отношений |
Агафонова М.С. | это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни |
Также заслуживает внимание и трактовки следующих авторов. Согласно мнению Сверчкова А.В., конфликт может быть определен как столкновенье, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей в условиях их стремления к достижению определенных целей. [46, с. 66]
Согласно мнению Магомедова Г.М., конфликт представляет собой столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или отношениях индивидов или групп людей, что связано с отрицательными эмоциональными переживаниями. [41, с. 227]
Наиболее общее определение конфликта предлагает конфликтолог Вороновой А.А. Так, по ее мнению, конфликт представляет собой столкновенье, серьезное несогласие, спор. Следует отметить, что по нашему мнению, данное определение может быть дополнено положением, что конфликт связан с острыми эмоциональными переживаниями, обусловленными противоположностью или расхождением интересов, взглядов и ценностных ориентаций участников конфликта. [30, с. 9]
Таким образом, конфликт можно определить как столкновение противоположных интересов людей, направленных на достижение индивидуальных целей. Следствия конфликта зависят в основном от того, насколько эффективно управляет им менеджер.
Характерными особенностями конфликта являются:
- наличие, как минимум, двух сторон конфликта (исключение в данном случае составляет внутриличностный конфликт);
- неопределенность конфликта, т.е. ни один из участников не знает его возможного последствия;
- расхождение и несовместимость интересов, потребностей, целей участников конфликта;
- осуществление сторонами действий, направленных непосредственно одна против одной;
- наличие определенной стратегии и тактики поведения участников конфликта. [31, с. 32]
Возможные действия участников конфликта классифицируются по следующим направлениям:
- характер действий (наступательные, оборонительные, нейтральные);
- степень активности в осуществлении действий (активные, пассивные, соответствующие);
- направленность действий (на участника, на третьих лиц, на самого себя).
Учитывая это, можно классифицировать конфликты в зависимости от их значения и роли как функциональные (которые приводят к повышению эффективности организации) или как дисфункциональные (которые приводят к снижению личной удовлетворенности, ухудшению группового сотрудничества и уменьшение эффективности деятельности организации). [4, с. 591]
К специфическим особенностям трудовых конфликтов относятся:
1) противоборство людей осуществляется здесь и сейчас, непосредственно, лицом к лицу, на основе их личных мотивов;
2) в трудовых конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных и т.д.;
3) в таких конфликтах субъекты взаимодействия проверяют свой характер, волю, способности, интеллект и другие, индивидуально психические особенности;
4) конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами;
5) затрагиваются интересы не только конфликтующих, но и тех, кто непосредственно связан с этими субъектами либо служебными, либо межличностными отношениями. [11, с. 416]
Несвоевременное решение конфликтов, может привести к потере рабочего времени, выраженное в прогулах; в потерях управленческого времени; в ухудшении качества принимаемых решений; в потере квалифицированных кадров; в саботаже; в снижении желания работать. [24, с. 229]
Объектами конфликта является конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Объектом может стать любой предмет спора, на который претендуют участники конфликта. О.А. Алексеев подразделяет объекты конфликта на такие виды:
1) объекты, которые не могут быть разделены в разных пропорциях между участниками конфликта;
2) объекты, которые могут быть разделены в разных пропорциях между участниками конфликта;
3) объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно.
Субъектом конфликта является активная сторона, способна создать конфликтную ситуацию и влиять на ее ход в зависимости от собственных интересов. [23, с. 48]
Конфликты в коллективе выполняют отрицательную и положительную функции. Основные функции конфликтов:
1) положительная: разрядка напряжения между конфликтующими сторонами; получение новой информации про оппонента; сплоченность коллектива организации для противодействия внешним врагам; стимулирование к изменениям и развитию; [12, с. 304]
2) отрицательная: большие эмоциональные и материальные затраты на участие в конфликте; увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе; отношение к побежденным группам как к врагам; чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия, что вредит работе; после завершения конфликта – снижение степени сотрудничества между частью работников; тяжелое восстановление деловых отношений. [4, с. 591]
Степень конфликтности находится под влиянием факторов эффективности управления. С целью эффективного управления конфликтами, следует владеть информацией относительно возникновения конфликтной ситуации, которым будет посвящен следующий пункт данной выпускной квалификационной работы.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 1149.