Немаловажное значение имел роман «Жизнь Арсеньева». И.А. Бунин стал первым среди русских писателей Нобелевским лауреатом.
В романе «Жизнь Арсеньева» очень широк круг речевых средств, воссоздающих разные проявления чувственного восприятия.
Приведите примеры эпитетов фиксирующих многообразие оттенков цвета.
(«…за ними полоса песков серебряно-соломенного цвета…», «…узкий разрез черно-ореховых глаз…»)
Найдите примеры эпитетов, которые передают динамичные звуковые, световые и осязательные характеристики.
(«…на ней что-то черно-кружевное, очень красивое…»;
Какие эпитеты передают игру светотени?
(с этой целью регулярно используются образы узора, кружев, эпитеты пестрый, пятнистый): («…в толстых переплетах из темно-золотой кожи…»;
Найдите эпитеты, которые обозначают разнообразные запахи, посредством сравнения и синестических метафор (метафор, основанных на «соощущении»).
(«…прохожие обоняли сладкий ресторанно-кухонный чад…».
Найдите слова, в которых выражено состояние души человека? Какие эпитеты использует писатель?
(Пустынные поля, одинокая усадьба, безграничное снежное море, вечная тишина, загадочное молчание, пустой двор, холодеющая трава, бездонное небо,, жуткая высота, дивные и родные глаза, отчее лоно, томящая красота, близость с белокрылыми ангелами, затаенная жизнь, как мучительна его безмолвная и печальная прелесть, тихая звезда. «Что надо было ей от меня? Что она мне без слов говорила, куда звала, о чем напоминала?». Перед читателем разворачивается целая гамма чувств, переживаний, желаний: жажда полета, счастье, грусть, мучительная тоска.)
Все тончайшие переживания человека, богатство и многообразие мира передает Бунин словом. Какими художественными средствами он пользуется?
Приведите примеры эпитетов, которые описывают мать и отца Алексея Арсеньева.
«Что до матери, то, конечно, я заметил и понял ее прежде всех. Мать была для меня совсем особым существом среди всех прочих, нераздельным с моим собственным.»
«С матерью связана самая горькая любовь всей моей жизни <…> Сколько слез я видел я ребенком на ее глазах, сколько горестных песен слышал из ее уст!».
«Среди моих родных и близких еще можно было понять одну нашу мать с ее слезами, грустью, постами и молитвами, с ее жаждой отрешения от жизни: душа ее была в непрестанном и высоком напряжении, царство Божие она полагала не от мира сего и верила всем существом своим, что милая, недолгая и печальная земная жизнь есть только приуготовление к иной, вечной и блаженной».
«Вот я уже не только заметил и почувствовал отца, его родное существование, но и разглядел его, сильного, бодрого, беспечного, вспыльчивого, но обыкновенно отходчивого, великодушного, терпеть не могущего людей злых, злопамятных».
Задания по группам
1 группа: находит эпитеты и определяет их роль в тексте.
2 группа: работает со сравнениями, метафорами, олицетворением.
3 группа: выявляет, какие образы рождает звукопись.
( В отрывке от слов «Сейчас они ещё молчат…» и до конца абзаца аллитерация звуков ж, з, т, с, ч, ш, щ, п, л, в, г и ассонанс у, а, о, е позволяет читателю услышать шорох колосьев, гудение и полёт шмеля, почувствовать смену настроений героя, испытать чувство полёта, ощутить зной, духоту летнего дня, запах трав… В последнем абзаце отрывка слышна тишина ночного сада, шорохи дома, музыка ночного неба.)
V. Рефлексия
Давайте повторим, что нового вы сегодня узнали?
Какие функции выполняют эпитеты в художественном тексте?
Что полезного для себя узнали на уроке?
Какой момент урока был вам интересен более других?
VI. Подведение итогов
Обсуждение выступления учащихся. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание
Прочитать в учебнике статью «Поэтический мир Ивана Бунина» и составить вопросный план к ней; рассмотреть, проанализировать и найти примеры использования эпитетов в романе.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 654.