III . Объяснение нового материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эпитеты исследуют с разных позиций, предлагая при этом различные их классификации. Эпитеты можно разделить на:

§ общеязыковые (гробовое молчание, молниеносное решение);

§ индивидуально-авторские (холодный ужас, изнеженная небрежность, леденящая вежливость — А.Толстой.);

§ народно-поэтические (красна девица, добрый молодец).

Последние называют еще постоянными, так как словосочетания с ними приобрели в языке устойчивый характер.

Стилистический подход к изучению эпитетов дает возможность выделить в их составе три группы:

1) усилительные эпитеты, которые указывают на признак, содержащийся в определяемом слове (зеркальная гладь, холодное равнодушие, аспидная темень); к усилительным эпитетам относятся и тавтологические (горе горькое).

2) уточнительные эпитеты, называющие отличительные признаки предмета (величину, форму, цвет и т.д.) (Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины. — А. Толстой).

Выразительная сила таких эпитетов нередко подкрепляется другими тропами, особенно сравнениями (Дивной вязью он (народ. — авт.) плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга, — вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого.— А. Толстой) Между усилительными и уточнительными эпитетами не всегда удается провести четкую границу.

3) контрастные эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов — оксюмороны: живой труп (Л.Толстой); радостная печаль (В.Короленко); ненавидящая любовь (М. Шолохов.)

Возможны и другие группировки эпитетов. Это свидетельствует о том, что понятие «эпитет» объединяет весьма разнообразные лексические средства образности.

Эпитеты бывают простые, состоящие из одного слова, обычно прилагательного, и эпитеты сложные, выраженные в нескольких словах, а иногда и в целой короткой фразе:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

(А.С.Пушкин)

Эпитет является простейшей формой тропа.

IV. Закрепление нового материала

Упражнение № 1. Из слов правой и левой колонок составьте словосочетания.

Луч                  Неприступный

Замок            Бледный

Луна             Ликующий

Сон                Роковой

Тайна            Страшный

Возглас           Золотой

(Золотой луч, неприступный замок, бледная луна, роковой сон, страшная тайна, ликующий возглас )

Упражнение №2. Добавьте предложениям выразительности, используя эпитеты.

1.Небо покрылось тучами. –

2.Между корнями деревьев бежит ручей.-

3.Поляна пестрела цветами.-

4.Книга оказалась интересной.-

5.Море бушевало у берегов.-

6.Возле дома раскинулся сад.-

7.Стояли летние дни, солнце светило.-

8.Наступило утро.-

9.К вечеру лёг туман.-

10.От костра летели искры.-

 

Проверим

1.Небо покрылось тучами. – свинцовыми, золотыми

2.Между корнями деревьев бежит ручей.- буйный

3.Поляна пестрела цветами.- немыми

4.Книга оказалась интересной.- замечательная

5.Море бушевало у берегов.- бескрайнее, сиротеющих

6.Возле дома раскинулся сад.- одинокий

7.Стояли летние дни, солнце светило.- долгие, обласканное

8.Наступило утро.- хмурое

9.К вечеру лёг туман.- седой, сиреневый

10.От костра летели искры.- весёлый

Упражнение №3. Подберите к данным словам эпитеты.

Солнце

Туман

Огонь

Свет

Сирень

Чувство 

(Утомлённое солнце, сиреневый туман, роковой туман, блуждающий свет, дикая сирень ,безнадежное чувство)

Упражнение №4. Найдите эпитеты, определите их роль в тексте.

1) Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь отмытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. (А. П. Чехов)

2) Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сонных, блаженных сосен. (А. П. Платонов)

3) В красном закате плыли величавые лебеди — розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке. (И. С. Шмелев)

Упражнение №5. Прочитайте стихотворные отрывки, определите, какие части речи в этих стихотворных строчках являются эпитетами.

1.Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои. (Н.Некрасов)

2. Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана. (М. Лермонтов)

3. Ветер-певун с завываньем кликуш

Мчится в лесную дремучую глушь. (С.Есенин)

4. В цветах любви весна-красавица

По роще косы расплела. (С.Есенин)

5. На бугре берёзка-свечка

В лунных перьях серебра. (С.Есенин)

Упражнение №6. Прочитайте примеры, определите, какие части речи используются в качестве эпитетов при глаголах.

1. Между тучами и морем гордо реет Буревестник. (М.Горький).

2. Волны несутся, гремя и сверкая. (Ф.Тютчев).

3. И ветер, чуть дыша, проходит. (А.Блок).

4. Обе виновато глядели вниз, под ноги, губы их были крепко сжаты. (А.Иванов).

5. Словно с видом чудака, с верхней лестничной площадки, крадучись, играя в прятки, сходит небо с чердака. (Б.Пастернак).

6. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко. (Л.Толстой.) 7. Вот опять, издеваясь, ветер бубенцами звенит в ушах. (Л. Ошанин).

Упражнение №7. Определите, в каких случаях постоянные эпитеты выражают внешние стороны предметов, а в каких указывают на разнообразные чувства, переживания, оттенки настроения.

Поле чистое, леса тёмные, родной батюшка, любезный дружочек, красно солнышко, сырая земля, море синее, ясный сокол, крутые горы, ветры буйные, дубовый стол, мёд сладкий, родимая сторона, злая свекровь, горькая сиротка, ясный месяц, круты бережки, думушка тяжёлая, разнесчастная судьба, ретивое сердчушко, горючие слёзы, белое лицо, русая коса, бедные головушки, зелёный сад, очи ясные.

Упражнение №8. Прочитайте отрывки из произведения М.Ю. Лермонтова «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Найдите постоянные эпитеты, какую синтаксическую роль они играют в поэтическом тексте? Каким членом предложения являются? Выпишите словосочетания с постоянными эпитетами.

1. Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его всё бояре да князья,

И пирует царь во славу божию,

В удовольствие своё и веселие.

2. Лишь один из них, из опричников,

Удалой боец, буйный молодец,

в золотом ковше не мочил усов;

Опустил он в землю очи тёмные,

Опустил головушку на широку грудь –

А в груди его была дума крепкая.

Вот нахмурил царь брови чёрные

И навёл на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого…

(Постоянные эпитеты: солнце красное, тучки синие, златом венце, грозный царь, удалой боец, буйный молодец, золотом ковше, очи тёмные, дума крепкая, брови чёрные, очи зоркие, голубя сизокрылого.)

V. Рефлексия

Давайте повторим, что нового вы сегодня узнали?

Какие функции выполняют эпитеты в художественном тексте?

На какие группы подразделяются эпитеты?

Какое различие между простым и сложным эпитетом?

Что полезного для себя узнали на уроке?

Какой момент урока был вам интересен более других?

VI. Подведение итогов

Обсуждение выступления учащихся. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание

Подготовьте сообщение на тему «Эпитеты как средство экспрессивности при описании лета»

Проанализируйте стихотворения о природе поэтов XIX века на наличие эпитетов. Выясните их роль в этих произведениях.

 

 

План-конспект внеклассного занятия по русскому языку в 11 классе

Тема: «Эпитет как средство художественной выразительности»

( на материале романа И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева»).

Цель: выявить особенности эпитетов в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева».

Задачи:

Обучающие: отобрать сложные эпитеты в тексте; определить словообразовательные модели; выявить функции сложных эпитетов в романе.

Развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

Воспитательные: способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся,  воспитывать потребность в чтении произведений;

Тип занятия:

Оборудование: методические разработки, доска меловая, учебник.

Ход урока

I . Организационный этап

Здравствуйте ребята. Тема нашего урока: «Эпитет как средство художественной выразительности». Цель урока: выявить особенности эпитетов в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева». Для начала давайте проверим домашнее задание.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 565.