Упражнение №1. Познакомимся подробнее со средством художественной изобразительности — с эпитетом. Мы увидим его в стихотворении А. С. Пушкина «Зимняя дорога»
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Давайте сначала прочитаем без прилагательных. Что здесь отсутствует, целая ли картина представлена перед нами?
Вы заметили, как благодаря прилагательным мы наглядно увидели картину и прониклись грустным чувством? Ведь поляны — печальные, дорога зимняя, скучная, тройка борзая, колокольчик однозвучный. Тому же служат и наречия: луна светит печально, колокольчик гремит утомительно. Все эти слова эпитеты. Так называются слова, помогающие увидеть свойства, признаки предмета или действия.
Вы заметили, как благодаря прилагательным мы ясно увидели картину и были проникнуты чувством грусти? Ведь поляны - печальные, дорога зимняя, скучная, тройка борзая, колокольчик однозвучный. Наречия служат таким же образом: луна светит печально, колокольчик гремит утомительно. Все эти слова являются эпитетами. Они помогают увидеть свойства, признаки предмета или действия.
Какие эпитеты используются А. С. Пушкиным в прямом значении, а какие в переносном? Дорога зимняя, то есть зимнее время года, тройка борзая, то есть быстрая, резвая, колокольчик однозвучный, то есть источающий один и тот же звук. Все эти слова используются в прямом значении. А вот печальные поляны и луна льёт свет печально, дорога скучная,то есть она вызывает скуку - слова в переносном значении, эти слова обозначают состояние человека, и переданы на неодушевлённые предметы.
Вы спрашиваете: почему мы не заметили прилагательное волнистые? Да потому, что со словом туманы оно обозначает совершенно другой предмет — тучи, движущиеся в небе. Сквозь них пробирается луна. Слова волнистые туманы — это как тайна, которая должна быть раскрыта. Такое изобразительное средство называется метафорой.
Упражнение № 2. Из данных прилагательных выберите такие, которые могут быть эпитетами к слову лес.
Беззаботный, багряный, порывистый, вздорный, чудный, заманчивый, безмолвный, восприимчивый, неуловимый, волшебный, ближний, изумрудный, чуткий, сонливый, мохнатый, задорный, серебристый, смешанный, внимательный, соседний, беспечный, угрюмый.
Есть очень интересный словарь. Его составили учёные-лингвисты Кирилл Сергеевич Горбачевич и Евгений Петрович Хабло, а называется он так: «Словарь эпитетов русского литературного языка». Вы знаете, сколько эпитетов имеется в словаре, например, к слову лес? Двести тридцать восемь!
Упражнение №3. Спишите предложения. Подчеркните в них эпитеты к слову лес.
Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (А. Пушкин)
В зеркало залива сонный лес глядит, в чаще молчаливой темнота лежит. (И. Никитин)
Постарайтесь объяснить, почему в первом предложении эпитет к слову лес прозрачный, а во втором — сонный.
Упражнение №4. Восстановите в стихотворении А.А.Фета опущенные эпитеты, выбрав их из каждой группы
Зреет рожь над ... нивой,
и от нивы и до нивы
Гонит ветер …
… переливы.
Слова для выбора:
1) над ближней, жаркой, тёплой;
2) шаловливый, торопливый, прихотливый;
3) дорогие, золотые, багряные.
Упражнение №5. Прослушайте отрывок из повести К.Г.Паустовского «Золотая роза»:
«Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, ещё видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг. При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков — от мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряжённого гула, когда дождь льёт, как говорится, стеной».
Вы запомнили, какие эпитеты к слову звон предпочел употребить К.Г.Паустовский? Вставьте подходящие слова вместо точек.
Во время наступающего быстро дождя по всей реке стоит ... звон;
Во время любого дождя в водосточной трубе вы слышите ... звон.
Упражнение № 6. Подберите эпитеты к слову звон в следующих контекстах:
1) ... звон соловья;
2) ... звон трескающейся ледяной корки;
З) ... звон бьющихся льдин;
4) ... звон колокольчиков;
5) ... звон часов;
б) ... звон посуды;
7) ... звон разбитого стекла.
Слова для выбора: жалобный, высокий, дребезжащий, раздольный лёгкий, мерный, серебристый, стеклянный, хрустальный.
Ответ: 1) высокий 2) раздольный 3) стеклянный 4) лёгкий 5)мерный 6) хрустальный 7)дребезжащий.
Упражнение № 7. Подберите эпитеты
Звёзды.
С. Есенин.
Звёздочки ......., звёзды высокие! ясные
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звёзды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?
Частые звёздочки, звёздочки ……..! тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звёзды небесные,
Силу великую знания ………..? жгучего
И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете.
Звёзды небесные, звёзды …….? далекие
Задания:
1. Синоним к слову светлые.
2. Синоним к слову частые.
3. Выберите одно из прилагательных: пылкого, кипучего, жгучего.
4. Выберите одно из прилагательных: прекрасные, дивные, далёкие.
V . Рефлексия
1. Что такое эпитеты?
2. Для чего они используются?
3. Какие виды эпитетов вы знаете?
4. Какова их роль в художественном тексте?
5. Какой эпитет вы можете подобрать к сегодняшнему уроку?
VI . Подведение итогов
Обсуждение выступления учащихся. Выставление оценок.
Молодцы! Надеюсь, это занятие Вам понравилось, и вы узнали много нового.
VII . Домашнее задание
Прочитать опорный конспект, выучить определение эпитета. Найти примеры эпитетов в газетах; придумать и записать в тетрадях художественный текст на тему «Осень в лесу», используя эпитеты.
План-конспект урока русского языка в 7 классе
Тема: «Классификация эпитетов»
Цель: углубить представление об эпитете, его функциях и способах выражения.
Задачи:
Образовательные: сформировать понятие об эпитете; научить отличать эпитет от прилагательного, находить в тексте; определять части речи, с помощью которых они выражены.
Развивающие: развивать навыки анализа лирического произведения; способствовать творческому росту учащихся; умение выделять из текста слова, словосочетания, фразы, соответствующие поставленному вопросу.
Воспитательные: приобщать к красоте русского пейзажа; воспитывать любовь и бережное отношение к поэтическому слову; вырабатывать навыки самостоятельной деятельности; речевого общения.
Тип занятия: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Оборудование: учебник, доска меловая, раздаточный материал.
Ход урока
I . Организационный этап
Здравствуйте ребята. Тема нашего урока: «Классификация эпитетов». Цель урока: Углубить представление об эпитете, его функциях и способах выражения. Для начала давайте проверим домашнее задание.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 586.