Сигналы, которые показывают и рассказывают
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

ВИДЯТ СЛЫШАТ ЧУВСТВУЮТ
Глаза: смотрят прямо вперед или вверх и расфокусированы  Глаза: смотрят в сторону или влево вниз     Глаза: смотрят вправо                         вниз
Голос: высокий и быстрый Дыхание: частое, поверх- ностное, верхнее       Голос: умеренной высоты Дыхание: умеренное, срединное                                Голос: низкий, медленный, с паузами Дыхание: низкое, глубокое
Слова: изображать сверкать блестеть  смотреть увеличивать отражать видеть показывать наблюдать яркий точка зрения центр взгляд картина вид видение красный зеленый мельком Слова: звонить                            слышать                               отзывать говорить молчать петь звучать разговаривать беседовать рассказывать вслух тишина                                      звон             музыкальный мелодичный громкий звонок голос шепот                                       Слова: улавливать падать чувствовать схватить держать толкать бежать касаться тяжесть удар борьба злость поднятый холодный                                                                    тяжелый приятный грубый гладкий нежный

 

 

Задание 6. Согласны ли вы с утверждением: «Нужно учиться читать человека как книгу»? Аргументируйте свой ответ. Подумайте над тем, как такое умение может способствовать успешному общению с близкими, коллегами, мало знакомыми людьми.

 

Задание 7. Познакомьтесь с классификацией типов собеседников (по А. Добровичу), позволяющей оценить людей с точки зрения их манеры общения. Подумайте, к кому типу собеседников относитесь вы сами.

 

ДОМИНАНТНЫЙ собеседник. Когда он обращается к вам, его не слишком заботит соображения: уместно ли, не помешаю ли, поймут ли. Если же его побуждают к контакту, он не чувствует себя обязанным отвечать. Доминантный собеседник подсознательно настроен повлиять на вас. Он человек жесткий, напористый. Ему трудно принять собственную неправоту. Он решителен. Ему легко свернуть разговор на полуслове.

Такой собеседник втайне уважает партнера по общению, если тот умеет проявить выдержку и не поддаться на его влияние. Может легко возникнуть ссора, если ступают в общение два доминантных человека.

НЕДОМИНАНТНЫЙ собеседник. Это – застенчивый человек. Обращаясь к кому-либо, он всегда чувствует себя просителем. Он боится обременять других своей персоной, боится быть неуместным. Если к нему обращаются, он старается ответить сразу. Если вы сами недоминантный человек, вам импонирует такая деликатность, если же, наоборот, доминантны, вам это кажется угодливостью и раздражает.

Недоминантный собеседник очень чуток к внешним признакам силы, в чем бы она не заключалась. Он уступчив, легко теряется, никогда не перебивает партнера по общению. Ссора тяготит его и пугает.

МОБИЛЬНЫЙ собеседник. Он с легкостью переключается на общение с одних занятий на другие. Он живо, но нередко поверхностно отображает (представляет) в своем сознании окружающих его людей. Он быстро умеет переключить свое внимание на другого собеседника или другое дело. Иногда глаза его кажутся «пустыми». Говорит быстро, даже торопливо. Нетерпеливо дожидается ответа, спешит получить его быстрее. Сколько-нибудь продолжительная беседа на одну тему быстро может наскучить ему, он постарается разнообразить беседу анекдотом или случаем из жизни.

Мобильный собеседник, решая вместе с кем-нибудь важную проблему, придумает десятки вариантов ее решения. Проститься с ним также легко, как и разговориться: он невзыскателен в отношении форм и ритуалов свертывания общения.

РИГИДНЫЙ собеседник. Ему требуется время, чтобы вступить в разговор с вами, даже если он вполне уверенный в себе человек. Ригидный собеседник основателен. Если он прежде думал о чем-то, ему надо поставить отметину, где он остановился в своих размышлениях, или основательно свернуть работу, которую только что выполнял.

Слушает он внимательно, говорит вдумчиво, подробно, фразы строит, как можно более понятно. Если его собеседник слишком спешит с развитием мысли, отвлекается, он морщится: перед ним несерьезный человек, «балаболка». Такого человека он может посчитать невоспитанным и даже нахальным. В случае ссоры он не выходит из себя. Но не дай бог довести его до «белого каления»! Берегитесь! Вам его не переспорить.

 

Задание 9. Как следует общаться с людьми в зависимости от их принадлежности к определенному типу собеседников? С каким типом собеседников общаться труднее всего и почему?

ТБ


 

 Межличностная коммуникация проходит успешно, когда собеседники уважительно относятся друг к другу или, говоря терминами коммуникации,   происходит подтверждение значимости моего «Я» и значимости «Я» партнера по общению. М.Бубер – социальный мыслитель ХХ века  - написал книгу «Я и ТЫ», ставшую бестселлером (переведена на 20 языков мира), в которой он представил взаимодействие людей в виде векторной прямой:

 

Безличностное______________________________Личностное ___________

 

1.Я – ОНО                                                1. Я + ТЫ

2.Формализованное                                 2. Отношение диалогичности,

отношение (руко-                                    свободное выражение

водитель – подчиненный,                        своего «Я».

клиент – покупатель).                                               

3.Участники не имеют                               3. Отношения между близкими

истории отношений                                людьми, заботящимися друг

и не рассчитывают                                  о друге.

на их продолжение.                                           

4.Это – отношения отдаленности,          4. Это – подлинно человече-

где «мое Я» выделяют и проти-              ские отношения 2-х парт-

вопоставляют всему миру. Все,              неров. Отношения Я – ТЫ

что не Я – это «объект», «вещь»,           существуют как взаимодей-

которыми я могу пользоваться              ствие, как вживание моего

и манипулировать.                                  «Я» в мир «Другого».

        

Личностное взаимодействие рассматривает человека как цель. В этом случае можно говорить о конструктивной (созидательной) коммуникации, «диалоговой»,  использующей практику субъект- субъектных отношений. Напротив, безличностное взаимодействие людей ведет к деструктивной коммуникции, которая подразумевает субъект- объектные отношения (ОНО!) и содержит в себе значительно больший конфликтный потенциал

 

Задание 10. Рассмотрите взаимодействие собеседников по классификации А.Добровича с точки зрения  теории М.Бубера. Кто, по-вашему,  из них относится к  Другому (Другим) как к вещи, предмету – безличностному? В каком случае можно говорить о конструктивной или деструктивной коммуникации?

 

Задание 11. Всегда ли нужно стремиться к усилению личностного во взаимодействии? Согласны ли вы с тем, что тот, кто живет только с ОНО, не способен к подлинному общению? Что  взаимодействие между людьми возникает тогда, когда отношения «Я+ТЫ» рождает новый вид коммуникативного взаимодействия -  «МЫ»?

 

Задание 12. Прочитайте текст «Я – ТЫ в нашей повседневности». Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов: 1. Какие встречи – состояния общности, соединенности с Другими вам пришлось пережить? Что вы испытали в такие мгновения? 2. Вспомните ситуации, когда вы научились чему-то от Другого или Других. Что вы открыли в себе и для себя через Другого или Других?

 

 

Я – Ты в нашей повседневности

    Отношения глубокой взаимности между моим Я и Я другого – это своего рода состояния откровения. Оно не может быть частым. И все же моменты Я –Ты в нашей повседневности случаются не так редко. Только надо уметь их распознавать и запоминать.

    Помните ли вы, например, когда в последний раз вы с кем-то пели? Когда в кругу друзей – где-то с гитарой у костра, а может, на праздновании или на вечеринке – вдруг начиналась песня – кто-то запевал, другие подхватывали. Помните то чувство общей захваченности и слияния, что возникало в общей  объединенности песней – не важно, пели вы или просто слушали? То были мгновения, когда перестаешь ощущать себя как Я отдельное, но ощущаешь соединенность, слияние и превращаешься в часть чего-то большого. И этот миг переживается как взлет и освобождение…Так, должно быть, ощущают себя джазово-блюзовые музыканты в моменты совместной импровизации…Так – точно по опыту – чувствует себя учитель, когда после многочисленных попыток объяснить учебный материал отстающему «слабому» ученику и после долгого, казалось бы, непробиваемого непонимания, вдруг происходит прорыв – до ученика наконец доходит, он начинает понимать – и оба, учитель и ученик, испытывают миг совместной победы и окрыляющей радости. Те же чувства подъема и освобождения мы испытываем, когда затяжная ссора или непонимание с кем-то из близких сменяются, наконец, искренним примирением – отчуждение сменяется воссоединением. Мгновения единения случаются и в совсем коротких, «проходных» ситуациях – когда вы и кто-то другой, порой совсем незнакомый человек, стали очевидцем чего-то, что вызвало у вас одинаковую реакцию, и вы, посмотрев друг на друга, поняли без слов, «узнали» друг друга и улыбнулись друг другу – это тоже был краткий момент встречи, подлинности.

    Вечером мне позвонила подруга, и мы, как водится, …пустились в обсуждение суетности и тягот жизни… И тут вдруг она вспоминает:

- Был сегодня один момент – совершенно особый! Стоим на перекрестке на Большом проспекте (она водитель…), ждем, когда сменится красный свет. И тут вдруг дорогу начинает переходить старуха. Идет очень медленно, тяжело – видно, с каким трудом дается ей каждый шаг. И все водители это наблюдают. Зажигается зеленый свет – а она как раз на середине дороги. Водители замерли. Ни одна машина не тронулась с места! Все как один сидели и ждали, пока этот старый человек своими трудными шагами не добрел до конца перекрестка.

    - Да, это действительно редкий момент. Светлый… - тихо откликнулась я. Мы обе вздыхаем… (По книге «Межличностные коммуникации», с. 95).

 

Задание 13. В диаде Я - ТЫ уже заложена диалогичность. Отметим, что диалог, диалогичность присущи человеческой природе. Даже оставаясь наедине с собой, мы мысленно продолжаем диалоги с другими. Когда нас слушают, разговаривают, мы можем полнее выразить свое «Я». Монолог, который не нуждается в Другом, отличается от диалога прежде всего тем, что претендует быть истиной в последней инстанции. Как вы думаете, при каких условиях в практике межличностных отношений может осуществляться диалог?

 

                                 Контрольное задание 4.

Задание 1.Эффективность коммуникации зависит прежде всего от степени сформированности коммуникативной компетенции.

Сформулируйте  основные критерии оптимальной коммуникативной компетенции.

 

Задание 2. Коммуникативные умения – это способность применять в определенной коммуникативной ситуации вербальные и невербальные приемы, тактики, техники общения. Раскройте содержание каждого из перечисленных коммуникативных умений, необходимых для осуществления эффективной коммуникации:

- ориентация на другого (в отличие от эгоцентризма),

- умение координировать, согласовывать свои действия с действиями   партнера (координировать разговор),

- быть гибким коммуникатором,

- осуществлять самомониторинг,

- соблюдать этичность и нравственность во время общения.

 

 

 

Литература:

1. О Коннор Д., Сеймур Д. Введение в НЛП. – Гранд -Фаир, 2008.- 285 с.

2. Добрович А. Общение: наука и искусство.-М.:АОЗТ «Яуза», 1996.- 253с.

3. Ильин Е.Б. Психология общения и межличностных отношений. – Москва (и др.): Питер, 2010 – 537 с.

5.Межличностная коммуникация: теория и жизнь /О.И.Матьяш,В.М.Погольша, Н.В.Казаринова, С.Биби, Ж.В.Зарицкая. Под. Науч. Ред. О.И.Матьяш. – СПб.:Речь, 2011. -560 с., ил

 

 


ТЕМА 5. СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ

(Материалы для самостоятельной работы)

 

5 составляющих процесса слушания

Как можно сосредоточить внимание

Стили слушания

Парафраз чувств и парафраз содержания

Как поддержать собеседника: техники эффективного слушания

 

СЛУШАТЬ – это значит стремиться понять и запомнить услышанное, что предполагает наличие сложного комплекса умений, которым человек овладевает на протяжении всей жизни.

 

 ТБ

 

 


СОСРЕДОТОЧЕНИЕ – (перцептивный) процесс выбора и концентрации на конкретных стимулах из всего множества стимулов, достигающих наших органов чувств.

Существует 3 основных метода сосредоточения внимания:

- необходимо физически и психически подготовиться к слушанию (принять позу слушающего, внутренне фокусировать внимание, блокируя посторонние мысли),

- переключиться с роли говорящего на роль слушающего, что также требует от человека определенных усилий воли,

- выслушать, прежде чем реагировать.

Нередко мы прекращаем слушать, так как мы «знаем», что нам хочет сказать человек. Очень часто это «знание» - всего лишь фикция.

 

Задание 1. В течение 15 минут смотрите информационную программу, например, «Вести». Включите радио или СД проигрыватель с какой-нибудь вашей любимой мелодией. Пусть музыка играет негромко. В течение следующих 15 минут внимательно слушайте продолжение информационной программы, используя принципы сосредоточения внимания. В рабочей тетради отметьте, чем отличалось непринужденное слушание от слушания с сосредоточением внимания.

 

 

 ТБ

 


ПОНИМАНИЕ – точная декодировка сообщения. Полное понимание того, что хотел сказать человек, требует активного слушания, использования основных техник проверки вашего понимания, включая эмпатию, задавание вопросов, парафраз.

ЭМПАТИЯ – переживание чувств, мыслей или установок другого человека. Проявляя эмпатию, человек отстраняется от собственных мыслей, чувств и установок и «включается» в чувства, мысли и установки собеседника, чтобы реагировать в соответствии с ними. Различают:

- эмпатическое реагирование (сопереживание эмоциональных реакций на события),

- симпатическое реагирование (чувство сострадания, сочувствия, заботы по отношению к другому человеку.

УВАЖЕНИЕ – внимательное и серьезное отношение к тому, о чем говорят другие, к их чувствам.

 

Задание 2. Чтобы развить в себе эмпатию, старайтесь читать «невербальные» сигналы, посылаемые вам собеседником. Когда другой человек начинает с вами разговор, заведите привычку мысленно задавать себе такие вопросы: 1. Какие эмоции в настоящее время, по-моему, испытывает этот человек? 2. Что в его поведении заставляет сделать такие выводы?

 

Задание 3. В рабочей тетради опишите запомнившийся случай, когда вы проявляли эмпатию к другому человеку. Анализируя случай, отметьте, каково было эмоциональное состояние этого человека, как вы распознали его, каковы были невербальные сигналы, какими были ваши отношения с этим человеком, насколько вы похожи по характеру, темпераменту с этим человеком, испытывали ли вы сходное с этим человеком эмоциональное состояние.

 

 ТБ


           

ЗАДАВАНИЕ ВОПРОСОВ – реакция, предназначенная для получения дополнительной информации, а также для уточнения полученных сведений. Чтобы повысить эффективность вопросов, следует:

- определить, какого рода информация необходима для лучшего понимания сказанного. Например, вам хотят предложить купить новый стиральный порошок и утверждают, что он лучше. Можно задать вопросы: «По сравнению, с какими другими порошками он лучше?», «Кто определил, что этот порошок лучше по качеству?» и т.п.,

- сформулировать конкретные вопросы в виде законченных предложений:

 

Ирина (крайне взволнованная): Антон сказал мне, что я всегда думаю только о себе.

Катя: Это почему (неправильная реакция, так вопросы из 1-2 слов воспринимаются как резкость)? Он объяснил тебе, почему он пришел к такому мнению (правильная реакция - более полные вопросы показывают, что в собеседнике заинтересованы)?;

 

- задавать вопросы искренним, доброжелательным тоном. Манера говорить очень важна в общении. Саркастический, утомленный, поучающий, высокомерный, безразличный тон не располагает к беседе,

-  в стрессовых ситуациях принимать «бремя невежества» на себя:

 

Марина: преподаватель опять не принял мою контрольную.

Таня: А ты хотя бы объяснила ему, что из-за болезни не могла сдать контрольную вовремя (неправильная реакция- это обвинение)? А он сказал, почему (правильная реакция – слышится участие, желание получить дополнительную информацию)?;

 

- парафраз – метод активного слушания, изложение сути сообщения. Различают парафраз содержания (ответ, ориентированный на логическое значение устного сообщения) и парафраз чувств (ответ, ориентированный на эмоции, связанные с содержанием сообщения):

 

Ирина: Я отдала переделанную курсовую работу преподавателю недели 2 назад. А он сегодня мне вернул ее и сказал, что не видит в ней никаких изменений.

Надежда: Правильно ли я поняла, что преподаватель решил, что ты ничего не исправила в своей работе? А ты, похоже, потрудилась над ней достаточно (парафраз содержания)?

Татьяна: Представляю, каково это, когда преподаватель даже не заметил твоих стараний. А, может, он вообще невнимательно отнесся к твоему курсовику (парафраз чувств).

 

 

Задание 5. Как вы думаете, в каких ситуациях вам может пригодиться парафраз? Что нужно, чтобы парафраз стал более эффективным?

 

Задание 6. В наше время телефон – неотъемлемая часть нашей жизни. Обычные, беспроводные, сотовые телефоны – это новый уровень комфорта. Люди имеют возможность пользоваться телефоном повсюду: на работе, за компьютером, в транспорте, за рулем собственного автомобиля (правда, это не безопасно). Как вы думаете, влияет ли это на эффективность нашего активного слушания? Запишите в рабочей тетради, какие из известных приемов вы хотели бы использовать, чтобы повысить качество слушания собеседника во время разговоров по телефону.

 

Задание 7. Вы, возможно,  знаете, что существуют методы рефлексивного (активного) и нерефлексивного (пассивного)  слушания. В таблице 5.1 представлены техники активного и пассивного слушания. В каких жизненных ситуациях  следует использовать эти техники? Запишите в своей рабочей тетради ответы.

 

     Таблица 5.1




Дата: 2018-11-18, просмотров: 338.