Текст 4.1. Прогулка в сосновом лесу
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задумайтесь на минуту о прогулке в сосновом лесу. Деревья возвышаются над вами, обступая со всех сторон. Вы видите краски леса вокруг себя, и солнце, пробиваясь сквозь листья деревьев и кустарников, отбрасывает тени и создает мозаику на траве. Вы проходите сквозь луч солнца, прорвавшийся сквозь прохладную крону из листьев над вашей головой. И, продвигаясь дальше, вы начинаете осознавать безмолвие, нарушаемое лишь пением птиц да похрустыванием под ногами, когда вы наступаете на сухие ветки, шорохом ваших ног, ступающих по мягкому ковру леса. Время от времени раздается резкий треск, когда вы случайно ломаете сухую ветку, попавшую вам под ноги. Вы протягиваете руку и прикасаетесь к стволу дерева, ощущая шероховатость коры под своей ладонью. Постепенно вы обращаете внимание на легкий ветерок, ласкающий ваше лицо, и замечаете ароматный запах сосновой смолы, пробивающийся сквозь другие, более грубые запахи леса. Продолжая прогулку, вы вспоминаете, что ужин будет скоро готов. И это будет одно из ваших самых любимых блюд. И вы уже почти чувствуете вкус пищи во рту в предвкушении.

 

Возможно, кто-то из вас отчетливо «увидел» сосновый лес, если вы когда-нибудь совершали такие прогулки. Некоторые из вас, наверное, «услышали» звуки леса. А, может быть, были и те, кто «ощутил» лесные запахи и « почувствовал» вкус пищи.

 

 ТБ

 

 


 Используя свои органы чувств (зрение, аудиоканалы – слух, осязание, обоняние), вы пытались создать, пережить в своей голове, то есть внутренним образом, то, о чем читали (или слышали). Эти переживания были вызваны с помощью слов. Конструировали же вы эти образы, благодаря ранее пережитым воспоминаниям и, конечно, благодаря воображению.

Сравните 2 карты - физическую и политическую. Почему они такие разные? На них нанесена определенная информация. В этом случае говорят, что на этих картах различные системы репрезентации.

Каждый человек, оказывается, пользуется той репрезентативной системой, которая у него развита сильнее:

- визуальной - в зрительных образах,

- аудиальной – в звуках,

- кинестетической – в ощущениях.

Представьте себе трех человек, которые прочитали одну и ту же книгу.

Первый может отметить, как много он УВИДЕЛ в этой книге, как хорошо подобраны примеры, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ предметы, и что она написана с БЛЕСКОМ. Другому может не понравиться ТОН книги, ее РЕЗКИЙ стиль. Он не смог НАСТРОИТЬСЯ на идеи автора, и, если бы у него была такая возможность, он бы хотел ПОТОЛКОВАТЬ с автором об этом. Третий почувствует, что предмет разбирается очень ВЗВЕШЕННО. Ему импонирует манера, в которой автор ЗАТРОНУЛ все ключевые моменты, и он легко УХВАТИТ все новые идеи. Он ЧУВСТВУЕТ симпатию по отношению к автору.

 

Задание 3. Молодые люди – ОН и ОНА – решили расстаться. Вот их доводы:

ОНА: он невнимателен ко мне: никогда не замечает, как я одета, как причесана. Только и знает, что лезет и руки распускает.

ОН: она сама ко мне безразлична, брезглива, холодна.

 

Как вы думаете, стоит ли им расставаться? Они испытывают неприязнь друг к другу. В чем их беда? Попробуйте дать им совет, как лучше понимать друг друга. Могут ли полученные знания о репрезентативных системах способствовать решению проблем этих молодых людей?

 

 

 ТБ
        

 

Движения глаз являются надежным показателем репрезентативной системы человека, участвующего в общении. Если вы наблюдаете за движением глаз человека, вы можете определить, какие репрезентативные системы он использует для доступа к внутренней информации. На рис. 4.1 изображена диаграмма, на которой показано движение глаз у человека – правши.

 

 


к


Д





А


 

 

Рис. 4.1. Паттерны движения глаз

Обозначение:

Вк – визуально конструируемые образы. То, чего раньше не видел.

Во – образы, извлекаемые из памяти посредством визуального канала. То, что видел раньше.

       Дефокусированный и неподвижный взгляд указывает на визуальный доступ к информации ( воображение).

Ат ( Ак и Ао) – аудиально воспринимаемые звуки или слова.

К                 - кинестетические чувства (также запахи и вкус).

Ад               - аудиальные слова ( внутренний диалог).

 

У левшей обычно проявляется все наоборот, т.е. смена левой позиции на правую. Иногда и у правшей могут наблюдаться такие же изменения. Они характерны либо для верхней части рисунка (визуально конструируемые образы и образы, извлекаемые из памяти посредством визуального канала), либо только для нижней части диаграммы (кинестетика и внутренний диалог меняется местами), либо то и другое одновременно. Именно систематичность движения глаз делает паттерны их движения надежным указателем того, как именно протекают мыслительные процессы у человека. Независимо от того, является ли паттерн движения глаз «типовым» или же частично или полностью измененным, он тем не менее, будет всегда одинаково наблюдаться.

Если слова, указывающие на репрезентативную систему человека, в момент речи относятся к области сознания, паттерны движения глаз обычно находятся за пределами сознания человека. Последовательность движения глаз отражает стратегию, которую использует человек для извлечения и организации информации.

 

Тренинг 4.1. Если позволяют условия, проведите тренинг с кем-либо из близких, коллег, родных. Сядьте друг против друга. Один из вас задает вопрос другому и следит при этом за движением глаз. Задача – прочитать, КАК думает собеседник. Вопросы могут быть такого рода:

1. Какого цвета ваша входная дверь.

2. У кого из ваших друзей самые длинные волосы.

3. Как расположены полосы на шерсти тигра.

4. Можете ли вы представить пурпурный треугольник внутри синего квадрата.

5. Как произносится ваше имя наоборот.

6. Можете ли вы услышать свое любимое музыкальное произведение.

7. Какая дверь в вашем доме звучит громче.

8. Можете ли вы услышать хоровое пение внутри себя.

9. Как громко получится, если крикнут сразу 10 человек.

10. Как будет звучать ваш голос под водой.

11. Какой звук издаст пианино, если оно упадет с 10 этажа.

12. Что вы ощущали, надевая мокрые носки.

13. Что вы ощущаете, опуская ноги в холодный бассейн.

14. Какая рука у вас теплее, правая или левая.

15. Помните ли вы запах нашатыря.

 

Задание 4. Придумайте вопросы по аналогии, задайте их близким людям, понаблюдайте за движением их глаз. Открыли ли вы для себя что-то новое в окружающих вас людях в результате этих наблюдений?

 

Задание 5. Перед вами таблица 4.1, которая дает вам некоторые ключи, способные рассказать или показать то, как человек в настоящий момент перерабатывает информацию.

 

NB ! Приведенные ниже сигналы применимы для большинства людей, но есть исключения, поэтому будьте осторожны. Вы можете встретить паттерны поведения и слова, которые явно означают другое.  С надежными ключами вы можете улучшить процесс коммуникации за счет увеличения доверия и взаимопонимания.

 

 

       Таблица 4. 1 



Дата: 2018-11-18, просмотров: 309.