Тест 5.1. Умеете ли вы слушать?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Понятие «коммуникативные умения» предполагают также умение установить дружескую атмосферу, понять проблемы собеседника. Ответы из 10  вопросов теста  оцениваются  следующим образом: «Почти всегда» - 2 балла, «В большинстве случаев» - 4 балла, «Иногда» - 6 баллов, «Почти никогда» - 10 баллов.

 

1. Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) не интересны вам?

2. Раздражают ли вас манеры вашего партнера по общению?

3. Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать вас на резкость или грубость?

4. Избегаете ли вступать в разговор с неизвестным или малознакомым человеком?

5. Имеете ли привычку перебивать говорящего?

6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?

7. Меняете ли тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?

8. Меняете ли тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?

9. Поправляете ли человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?

10. Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем говорите?

 

КЛЮЧ       

Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то умение слушать – выше «среднего уровня». Обычно средний балл слушателей 55. Если оценка ниже, то вам стоит последить за собой при разговоре.

 

Задание 2. Объясните значение слов, обозначающих процесс слушания:

Выслушать –

Дослушать –

Заслушать –

Заслушаться –

Прослушать –

Услышать –

Непослушный –

Неслух –

Подслушать –

Послушаться –

Прислушаться –

 

Задание 3. Проанализируйте «Разговор в Летнем саду» с позиций активного слушания, помня, что внимательный слушатель:

 

- стремится максимально вникнуть в смыслы говорящего собеседника, не желая на это усилий и времени,

- активно использует тактики обратной связи, чтобы проверить, правильно ли он понял говорящего (вспомните, какие это тактики),

- удерживается от оценок личности, действий и позиции говорящего,

- не навязывает свое восприятие ситуации,

- не торопится перейти к рекомендациям, «что делать».

 

                              Разговор в Летнем саду

 

    На скамейке в Летнем саду сидят и разговаривают две подруги. Одна собралась возвращаться в родной провинциальный город, другая убеждает ее этого не делать.

А…. Не знаю, подожду еще, может, месяца два, и если ничего не изменится, поеду назад, домой. Надоело мне здесь тянуть.

 

Б.(… с глубоким чувством). Ты что! Ты подумай! Куда, зачем ты поедешь! Что тебя там ждет!

А. Как что! У меня там все – друзья мои все там, мама там: сяду на автобус – и через два часа я у нее, а отсюда пока и когда доберусь…А здесь я год пробыла (говорит с тоской) – а что толку! Работа только одна, и мне она на ней не нравится. Там все свои, а здесь никого.

 

Б. Да ты погоди, это так поначалу. Постепенно привыкнешь.

 

А. Да я уж год «привыкаю». Лучше не становится. Что дальше тянуть…

 

Б. Ну ты подумай, туда приедешь, как на тебя посмотрят – будут говорить, что поехала и вернулась – не выдержала, не смогла…

 

А. (с пылом, доказывая). Да никто из моих друзей так говорить не будет. Я каждый раз, как приезжаю туда, мы разговариваем – никто мне ничего никогда не высказывает.

 

Б. Я вот про себя точно знаю, что я могу себе сказать, что я выстояла… А ты сама не выдержала.  Подумай хорошенько.

 

 

Задание 4. Придумайте вопрос, парафраз содержания и парафраз чувств к каждому из высказываний.

 

Юрий: Опять эта скучная лекция. Очень хочется надеяться, что когда-нибудь наш преподаватель сумеет заинтересовать своим предметом. Но случится ли это когда-нибудь?

Вопрос:

Парафраз содержания:

Парафраз чувств:

Анна: Все только и говорят о фильме, который вчера шел по 5 каналу. А я полночи писала курсовую, да и вообще, я редко смотрю фильмы « по ящику».

Вопрос:

Парафраз содержания:

Парафраз чувств:

Стас: Я не знаю, почему, но в последнее время у меня не складываются отношения с родителями. Кто в этом виноват? Может, и во мне есть причина?

Вопрос:

Парафраз содержания:

Парафраз чувств:

Светлана: Мне надо подготовить сообщение к завтрашнему семинару. Времени на это совсем нет. Да, еще завтра День рождения у сестры. Надо подарить что-нибудь, а когда идти в магазин. В общем, я пропала.

Вопрос:

Парафраз содержания:

Парафраз чувств:

 

Литература:

1..Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – СПб: «прайм -ЕВРОЗНАК», 2003. – 320 с.

2..Мадэлин Б.-А. Забытое искусство слушать.- СПб.: Питер Пресс, 1997.- 256 с.

3..Межличностная коммуникация: теория и жизнь /О.И.Матьяш,В.М.Погольша, Н.В.Казаринова, С.Биби, Ж.В.Зарицкая. Под. Науч. Ред. О.И.Матьяш. – СПб.:Речь, 2011. -560

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 285.