Техники активного и пассивного слушания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Активное слушание                    Пассивное слушание

Попытки побудить партнера к Терпеливое ожидание того,

разговору                                    чтобы партнер заговорил

Попытки точно воспринимать Ожидание ситуации, когда

Сказанное партнером. Попыт- окажется в состоянии сказать

ки убедиться в точности сво-   нечто действительно интере-

его восприятия                           сное.

                                                     Свободный поток собствен-

                                                     ных ассоциаций, возникаю-

                                                     ющий в результате того. Что

                                                     уловил

Попытки удерживать излишне Отвлечение внимания на что-

Многословного или отвлека-   либо другое при сохранении

ющегося партнера в рамках    «маски внимания». Ожида-

темы, попытки вернуть его      ние, что партнер вернется к

к обсуждаемой теме                  теме разговора.

                                                     Ожидание момента, когда партнер

                                                       перестанет говорить

---------------------------------------------------------------------------------------- 

 

 

Задание 8.Исследователи выделяют  несколько уровней эффективного слушания. Проанализируйте таблицу 5.2, разработанную Р. Вердербером и К. Вердербер, в которой представлены характеристики «хороших» и «плохих» слушателей. Подумайте, какие преимущества в получении информации, ее запоминании, хранении дает умение хорошо слушать?

 

 

Таблица 5.2

 

 

Хорошие слушатели

Плохие слушатели

Сосредоточение 

Внимательны к важной информации   Подготавливаются физически и психологически

Могут не слушать, что им говорят

 

Сидят развалившись, смотрят в окно и позволяют себе мысленно отвлекаться.                                                               

Понимание  

Приписывают сказанному правильное значение

Слышат сказанное, но или неспособны понять или понимают не правильно.

Обращают внимание, каковы цель, ключевые пункты и подтверждающая информация

Не уделяют внимания способу организации информации

Задают продуманные вопросы, предвосхищающую информацию 

Не способны предвосхищать информацию

Применяют парафраз, чтобы проверить свое понимание информации 

Редко осмысливают полученную информацию или не делают этого никогда

Ищут скрытое значение в невербальных сигналах

Игнорируют невербальные сигналы

Запоминание

Сохраняют информацию 

Интерпретируют информацию                                                                                          точно, но забывают ее

Повторяют     ключевую информацию

Считают, что запомнят и так
Запоминание

Мысленно создают мнемонические приемы запоминания для списка слов и идей

Редко выделяют какую-либо информацию как особенно важную
Оценка

Слушают критически 

Слушают и понимают, но неспособны взвесить и оценить услышанное
Эмпатическая реакция                                                                 

Говорят слова утешения и поддержки 

Глухи к радости или горю, меняют тему разговора
 

Дают альтернативную интерпретацию

Глухи к горю, меняют тему разговора
         

 

Задание 9. Одна восточная мудрость гласит: «Истина находится не в словах говорящего, а в ушах слушающего». Писатель ХХ в. Л.Фейхтвангер утверждал: «Человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами». В таблице 5.3 представлены техники для решения двух основных задач эффективного слушания.

 

 Задача 1: умение «разговаривать»

N Коммуни-       Определения                                Как это сделать

кативные

техники

1 Открытые       Вопросы, предпола-          Начинаются со слов:

вопросы          гающие развернутый        Что? Как? Почему? Каким

                              ответ                                   образом? Где? Если…то…?

                                                                                Какой?

2 Закрытые во-  Вопросы, предпола-           Когда истекает срок сдачи

просы              лагающие однозначный     проекта?

                             ответ(например, со-           Вас зовут…?

                             общение точной даты,       Ты можешь это сделать к

                             названия, указание на        завтрашнему дню?

                             количество чего-либо

                             и т.п.) или ответ «да»

                             или «нет»

3 Альтернатив-  Вопросы, в форму-                Ты затрудняешься от-

ные вопросы   лировке которых                 ветить, потому что

                            содержатся варианты        не знаешь ответа, потому

                            ответов                                что ответ будет неприят-

                                                                               ным или потому что тебя

                                                                               просили мне пока ничего не

                                                                               сообщать?

                                                                               Сегодня вторник или среда?

 

 

Задача 2.: умение слушать

N Техники                Определения                            Как это сделать

1 Вербализация,  Повторение: дослов-        Дословное повторение по-

Ступень А        ное воспроизведение.   следних слов партнера

                            цитирование сказан-     добавление цитат из вы-

                            ного партнером              сказываний партнера к соб-

                                                                          ственным фразам (Итак,

                                                                             Ты считаешь… (далее – цитата)

2 Вербализация, Перефразирование:        Лаконичная формулировка

ступень Б      краткая передача              сказанного партнером

                           сути высказывания

                           партнером

3 Вербализация Интепретация: вы-        А) Уточняющие вопросы:

ступень В      сказывания предпо-      Ты, наверно, имеешь в

                          ложения об истинном   виду…?

                         об истинном значении   Вы, наверно, говорите это

                         сказанного или о причи- потому., что…?

                         нах и целях высказы-    

                         вания партнера               Б) Пробные вопросы или

                                                                        условные гипотезы:

                                                                        А может быть так, что

                                                                        считаешь, что…? А может

                                                                        быть так, что вы хотели

                                                                        бы… ?

   

 

Задание 10. Общепризнанный мастер общения, знаменитый психотерапевт К Роджерс пишет, что «основным препятствием во взаимном межличностном общении является наше естественное стремление оценивать, судить, одобрять или не одобрять … настоящее общение возникает тогда, когда мы слушаем с вниманием. Это значит смотреть на высказываемые идеи и отношения с точки зрения другого человека. Что это значит для него, встать на его позицию относительно того, о чем он говорит». Познакомьтесь с памяткой Иствуда Атавтера «Как надо и не надо слушать».

1. Проанализируйте свои привычки. Каковы ваши сильные стороны? Какие вы делаете ошибки? Знание своего умения слушать – первый этап в изменении привычек.

2. Не уходите от ответственности за общение. Помните, что в общении участвуют как минимум два человека. Один говорит – другой слушает, причем в роли слушающего каждый выступает попеременно.

3. Будьте физически внимательными. Используйте все средства невербального общения (поворот, позу, жесты) и формы активного слушания. Помните, что говорящий хочет общаться с живым, внимательным собеседником, а не с каменной стеной.

4. Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Должна быть сознательная концентрация внимания.

5. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника. Помните, что люди передают свои мысли и чувства «закодированными» в соответствии с социально принятыми нормами.

6. Наблюдайте за невербальными сигналами говорящего. Следите за выражением его лица, за тем, как часто он смотрит на вас пристально и как поддерживает с вами визуальный контакт. Обратите внимание на то, как близко он сидит, следите за тоном голоса и скоростью речи.

7. Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику. Это создает благоприятную атмосферу для общения.

8. Старайтесь выразить понимание. Пользуйтесь приемами рефлексивного слушания, для того, чтобы понять, что в действительности чувствует собеседник и что он пытается сказать.

9. Слушайте самого себя. Это особенно полезно для выработки умения слушать других. Когда вы озабочены или эмоционально возбуждены, то меньше всего способны слушать то, что говорят другие. Если же чье-то сообщение затронет ваши чувства, выразите их, дайте знать о них собеседнику: это прояснит ситуацию и поможет вам слушать других лучше.

10. Отвечайте на просьбы соответствующими действиями. Помните, что часто цель собеседника – получить что-либо реально ощутимое, например, информацию, или изменить мнение. Или заставить сделать что-либо.

 

 

                                  Контрольная работа 5

 

Задание 1. Выполните тест 5.1 «Умеете ли вы слушать?». Согласны ли вы с результатами теста? Какие навыки слушания вы хотели бы развить в себе?

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 332.