Акустическая | Оптическая
Кинесика
| Тактильно- Кинестезическая такесика
| Ольфакторная запахи | ||
экстра- лингвис-тика | просодика | ||||
- паузы - кашель - вздох - смех - плач | - темп - тембр - высота - гром- кость | Вырази- тельные движения - мимика - поза - жесты - походка - контакт глазами | Физио- гномика - строение лица и черепа - строение туловища | - рукопожатие - поцелуй - поглаживание - похлопывание | - запах тела - запах косметики |
|
КИНЕСИКА – это движения, которые отражаются с помощью оптической системы субъекта: жесты, поза, мимика, контакт глазами, походка, оформление внешности, почерк и т.п.
МИМИКА, или выражение лица, также аспект коммуникации. Лицо – важнейший канал передачи эмоций человека. Эмоциональные проявления складываются из спонтанных и произвольных мимических реакций.
КОНТАКТ ГЛАЗАМИ выполняет в первую очередь функцию регулирования разговора. В процессе беседы контакт глазами является знаком внимания, поддержки или, напротив, прекращения общения. Контакт глазами может указывать и на эмоциональные отношения партнеров: влюбленность, гнев, безразличие, страх, раздражение и т.п.
ПОЗА – это положение человеческого тела. Поза – одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения. Она дает значимую информацию о состоянии человека – напряжен он или раскован, настроен на неторопливую беседу или только и ждет, чтобы уйти. Любое изменение позы или синхронизация поз собеседников указывает на изменение отношений между ними.
ПОХОДКА – элемент кинестетической подструктуры, связанный с позой. Элементами походки являются ритм, скорость, длина шага. Характер походки указывает на физическое самочувствие, возраст, эмоциональное состояние. Походка может быть ровной, плавной, уверенной, твердой, тяжелой, виноватой и т.п.
ЖЕСТЫ – движение рук или кистей рук. Жесты в процессе общения сопровождают речь, по ним можно судить об отношении человека к событиям, людям, предмету, о желаниях, эмоциональном состоянии.
ГОЛОСОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ передают сообщения:
- о том, какое значение в данной ситуации мы хотим придать высказыванию (используются такие средства, как ударение, паузы, интонирование),
- о самом говорящем: пол, возраст, эмоциональное состояние, высота, громкость, темп, тембр голоса.
Задание 3. В каком-нибудь общественном месте, например, кафе понаблюдайте, как разговаривают двое мужчин, затем за общением двух женщин и, наконец, как общаются мужчина и женщина.
Воспользуйтесь Бланком наблюдения за невербальным поведением, разработанным Р. Вердербером и К. Вердербер. Таблица 3.3
Таблица 3.3
Дата: 2018-11-18, просмотров: 361.