ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТЕ
(Материалы для семинарского занятия)
Анатомия конфликта
Классификация межличностных конфликтов
Причины возникновения конфликта
Динамика конфликта
Поведение в конфликте
Коммуникативные стратегии поведения в конфликте
Коммуникативные технологии разрешения конфликтов
Спорящие люди – в одной лодке, и выплывать им лучше вместе. Спорить нужно не с человеком, а с проблемой.
Задание 1. Как добиться успехов в своей коммуникативной деятельности, не испытывать такие психологические состояния, как стресс, фрустрация, кризис, конфликт, не только самому, но и других людей не доводить до такого состояния? Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо понимать точное значение перечисленных слов.
Перед вами термины и их определения. Подготовьте короткое сообщение, в котором отражаются различия этих понятий, аргументируя свои соображения яркими примерами из жизни.
СТРЕСС (от английского слова, обозначающего «давление», «нажим») – состояние человека, возникающее в ответ на экстремальные воздействия. Это – неспецифическая реакция организма на определенную ситуацию: истощение сил, потеря адаптации, контроля над своими эмоциями. Вместе с тем стресс не всегда играет отрицательную роль, в некоторых ситуациях он может быть и положительным (если повышает тонус за счет выхода накопившегося напряжения).
ФРУСТРАЦИЯ (от латинского слова, обозначающего «обман», «расстройство», «разрушение планов») - психологическое состояние острого переживания неудовлетворенной потребности. Вызывается из-за невозможности получения, приобретения в конкретный момент жизни желаемого. Результат – утрата волевого контроля над поведением.
КРИЗИС (от греческого слова, обозначающего «решение», «поворотный пункт») – характеризует состояние человека, порождаемого вставшей перед ним проблемой, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом. Кризис приводит нередко к состоянию кажущейся потери смысла жизни. Так, могут возникнуть кризисы возраста: к 16 - 17 годам (критическое отношение к родителям), к 22 - 23 годам (разочарование в избранной профессии) и т.д. Кризис тем не менее – это непременная составляющая любой ситуации развития.
КОНФЛИКТ (от латинского слова, обозначающего «столкновение») - столкновение, возникающее в межличностных отношениях, когда цели, позиции, мысли людей противоположно направлены.
Задание 2. Как вы думаете, можно ли любое противоречие, возникающее в межличностном общении, назвать конфликтом? Обоснуйте свой ответ.
Задание 3. Исследователи психологической природы конфликта вывели формулу возникновения конфликта:
|
Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, раскрывающие истинную причину конфликта.
Инцидент – стечение обстоятельств.
Как вы понимаете эту формулу? Опишите случаи из своей жизни или из жизни известных вам литературных героев, героев из фильмов, когда сложившаяся конфликтная ситуация и стечение обстоятельств, привели людей к конфликту или, наоборот, его удалось избежать.
Задание 4. Прочитайте 10 текстов, являющихся частями единого текста. Придумайте заглавие к каждой части, а затем озаглавьте весь текст, определив его основную тему.
Текст 6.1
В конфликте участвуют как минимум две конфликтующие стороны. «Конфликтантами» могут быть как отдельные индивиды, так и группы. Социально-психологический анализ этой проблемы позволяет выделить 4 типа участников (что явилось основой типологии конфликтов в некоторых работах психологов):
1.ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ – в этом случае сторонами конфликта выступают две или более составляющих одной и той же личности: конфликтогенное столкновение отдельных особенностей личности и поведения человека.
2.МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ – возникает между двумя или более отдельными личностями: конфликтное столкновение потребностей, мотивов, целей, установок.
3.ЛИЧНОСТНО-ГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ – возникает в результате несоответствия поведения групповым нормам и ожиданиям.
4.МЕЖГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ – в этом случае происходит столкновение стереотипов поведения, норм, ценностей, целей различных групп.
Текст 6.2
Условия протекания конфликта характеризуются:
- пространственно-временными рамками (место возникновения конфликта, а также время, в течение которого этот конфликт может быть разрешен),
- степенью конфронтации и состоянием участников конфликта, а также психологическим климатом в конфликтующей группе,
- вовлеченностью в противоречие интересов различных социальных групп – профессиональных, этнических, национальных, половых и т.п.
Предмет, объект, факт, вызвавший столкновение, противоречие конфликтующих сторон получил название « зона разногласия». Эта зона не всегда легко распознается, так как нередко сами участники конфликта не могут четко ее представить. Начиная дискутировать по какому-то поводу, конфликтующие стороны могут перейти в пылу на личности. Границы зоны в этом случае раздвигаются, и, напротив, они стягиваются, если конфликтующие люди достигают согласия.
Текст 6. 3
Каждый из участников конфликта составляет свои представления о ситуации, вызвавшей разногласия. Субъективные представления, или образы, а не реальные противоречия непосредственно определяют конфликтное поведение. Образы конфликтной ситуации включают:
- представления конфликтантов о себе (о своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и т.п.),
- представления о противоположной стороне (о ее потребностях, возможностях, целях, ценностях и т.п.).
- представления о среде и условиях, в которых протекает конфликт.
Разрешение конфликта возможно за счет изменения представлений, образов конфликтной ситуации.
Два человека одно и то же возникшее противоречие представляют по-разному. Это происходит вследствие того, что у каждого человека складывается свой комплекс установок, потребностей, интересов, мнений и т.п. Все это вместе влияет на восприятие и оценку того, с чем он сталкивается. Таким образом, возникают мотивы поведения – осознанные или неосознанные, стремления, побуждения к действию для реализации своих установок, потребностей. Поскольку представления людей вступают в противоречия, следовательно, и мотивы также.
В результате возникших противоречий конфликтующие стороны ведут себя так, что их действия сталкиваются. Действия участников различаются по характеру (они могут быть наступательными, оборонительными, нейтральными), по степени активности осуществления действий (отмечают активные – пассивные действия), по направленности (на оппонента, на самого себя, к третьим лицам).
Текст 6.4
В основу классификации конфликтов могут быть положены различные признаки:
- способ разрешения конфликтов (антагонистические, компромиссные),
- природа возникновения конфликтов (социальные, организационные, эмоциональные),
- направленность конфликта (вертикальные, горизонтальные),
- степень выраженности конфликтов (открытые, скрытые),
- количество участников (внутриличностные, межгрупповые, межличностные).
Особый интерес представляет классификация, основанная на отношении между объективно существующей конфликтной ситуацией и ее восприятием конфликтующими сторонами. В этом случае выделяют следующие виды конфликтов:
- явный конфликт – существующая объективная конфликтная ситуация правильно понята участниками,
- смещенный конфликт – возникает в результате того, что была неправильно понята причина конфликта,
- так называемый латентный конфликт – участники по какой-либо причине не осознают или делают вид, что не понимают объективно существующую конфликтную ситуацию,
- ложный конфликт – возникает при отсутствии объективной конфликтной ситуации,
- случайный конфликт – возникает по случайному поводу.
Следует отметить, что деление конфликтов на виды достаточно условно, четкой границы между ними не существует. На практике возникают конфликты организационные, межличностные, горизонтальные, открытые, групповые и т.п. Таким образом, в реальной жизни основные виды конфликтов перекрещиваются, налагаются друг на друга. Различные виды конфликтов могут стимулировать друг друга, обостряя кризисную ситуацию. Нередко кризисная ситуация на государственном уровне переходит в повседневную жизнь, в мелкие споры, выяснения отношений, инциденты и конфликты между небольшими группами и отдельными личностями.
Текст 6.5
Все конфликты имеют позитивные и негативные стороны. К позитивным можно отнести:
- разрядка напряженности между конфликтующими сторонами,
- получение новой информации об оппоненте,
- сплочение коллектива организации при противоборстве с недругом, стимулирование к изменению и развитию,
- снятие покорности у подчиненных,
- диагностика возможностей оппонента.
Негативные последствия конфликта таковы:
- большие материальные, эмоциональные затраты на участие в конфликте,
- увольнение сотрудников, снижение дисциплины. Ухудшение социально-психологического климата в коллективе,
- представление о побежденных группах как о врагах,
- чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе,
- после завершения конфликта уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников,
- сложное восстановление отношений.
Текст 6.6
Причины, вызывающие конфликты так же разнообразны, как и сами конфликты. Конфликты, в основе которых лежат объективные причины, называются объективными. Они чаще вызваны следующими причинами: 1. Борьба за ограниченные возможности - за лидерство в группе, за более высокую должность, за ресурсы. 2. Создание препятствий на пути удовлетворения потребностей одного лица другим (распределение материальных благ), блокировка потребностей в безопасности (применение незаслуженных санкций, агрессивное поведение), блокировка социально-психологических потребностей (в сотрудничестве, доверии, уважении, признании, дружеском и профессиональном поощрении), блокировка мотивации достижения в творческой активности (создание препятствий на пути самостоятельной деятельности личности, пресечение инициативы).
Причинами субъективных конфликтов обычно являются: психологическая несовместимость, субъективная отрицательная установка по отношению к другому человеку – антипатия, неприязнь, конфликтный склад личности, ошибки при общении.
Текст 6.7
Основные коммуникативные ошибки, которые приводят к конфликтам, заключаются в типичных искажениях восприятия другого человека («иллюзия собственного благородства», «поиск соломинки в глазу другого», «двойная этика», « с тобой все ясно») и в нарушениях процесса общения из-за:
- неумения установить нужный контакт (например, отсутствие контакта глаз, неудачный выбор дистанции общении),
- неумения выслушать собеседника,
- невнимательности к партнеру, его интересам, достижениям,
- игнорирования позиции, мнения, а иногда и присутствия другого человека,
- неумения общаться с позиций сотрудничества (позиция превосходства или приниженности, необъективности, безапелляционности),
- игнорирования этических и моральных норм общения (бестактность, резкость интонаций, грубость),
- манипулирования, использования другого человека в своих целях.
Текст 6.8
При раскрытии процесса развития конфликта исследователи особую роль отводят его энергетике. Всякий конфликт существует лишь постольку, поскольку люди затрачивают энергию на поддержание его существования: люди отдают этому свое время, душевные силы, здоровье, а иногда, к сожалению, и свою жизнь. И чем больше они это делают, тем выше энергетика конфликта, его накал.
В людских разногласиях можно обнаружить объективные и субъективные, или иллюзорные, представления об одних и тех же явлениях. Важно отметить, что иллюзии при оценке тех или иных конфликтов обязательно присутствуют. Именно эти иллюзии способны усилить энергетику конфликта.
Иллюзия «выигрыш – проигрыш» возникает, когда у двух разных людей (или в душе одного человека) существует стремление к нереализуемым целям. Складывается впечатление, что необходима победа, а другого не дано: « Победа во что бы то ни стало». Люди включаются в такую борьбу, в которой эмоциональный накал достигает наивысшего предела. В результате, безусловно, может быть достигнута победа, но неимоверной ценой. При этом конфликтующие стороны не берут в расчет другие варианты действий: «проигрыш – проигрыш», « выигрыш – выигрыш».
Иллюзия «самооправдания» - это предубеждение людей в пользу самих себя. Человеку свойственно преувеличивать свои заслуги и оправдывать свое поведение, не признаваться в разных дурных поступках. Все это может относиться как к отдельному индивиду, так и к группе в целом.
Иллюзия «плохого человека» - действия, поступки, слова человека нередко оцениваются негативно, если не совпадают с интересами других людей. Такого рода иллюзии могут быть присущи и индивиду и группе: «Он плохой», «Они хуже, чем мы».
Иллюзия «зеркального восприятия» - симметричное восприятие друг друга двумя сторонами, вступившими в противоречия: добродетели, приписываемые себе сходны, пороки, которыми награждают друг друга оппоненты, также.
Текст 6.9
Развиваясь, конфликт как процесс проходит несколько стадий: 1. Возникновение конфликтной ситуации, или «стадия потенциального конфликта». Все конфликты в самом начале обычно находятся в скрытом состоянии. На этом этапе конфликтующие стороны в узком кругу выражают недовольства, они также могут предпринять попытки решить проблемы мирным путем – официально (обращаются с просьбой отменить решение, распоряжение, устранить неблагоприятные факторы). Если такие обращения наталкиваются на противодействие, это воспринимается как угроза интересам, целям, желаниям. 2. Осознание объективной конфликтной ситуации – противоречия осознаются противоположными сторонами. С этого момента конфликт принимает открытую форму. Оппоненты стремятся оправдать свои действия, а также стараются привлечь на свою сторону как можно больше сочувствующих. Активизировавшееся противоборство нередко принимает публичный характер: конфликтанты обращаются в вышестоящие органы, суд, в прессу, на телевидение. 3. Исход, или разрешение конфликта. Актуализировавшийся конфликт развивается или как неконструктивный: один из конфликтантов (или оба) использует нравственно осуждаемые методы борьбы – стремится унизить партнера в глазах окружающих, дискредитировать или как конструктивный (оппоненты не касаются личностных сторон, прибегают к деловой аргументации).
Текст 6.10
В конфликте важно выбрать такую стратегию поведения, которая оказалась бы продуктивной. Наиболее известной является концепция Томаса – Килмена рис 6.1, описывающая 5 основных стратегий поведения в конфликтной ситуации.
Ориентация на
свои интересы
Ориентация на интересы
партнера
Рис. 6.1
1. ИЗБЕГАНИЕ, уход – на этом уровне не происходит удовлетворение чьих-либо интересов. Такая стратегия поведения в решении конфликта выбирается сторонами в том случае, когда игнорируют конфликтную ситуацию и делают вид, что ее не существует. Иногда такая стратегия оказывается наиболее правильной, особенно если нет особой нужды растрачивать свои силы на малозначительные события. Однако невмешательство может привести к обострению конфликта, так как в результате этого проблемы не решаются и интересы сторон остаются неудовлетворенными.
2. СОПЕРНИЧЕСТВО - позволяет добиваться нужных результатов, способствует определенному прогрессу. Так, соперничество лежит в основе различных спортивных соревнований, состязаний, конкурсов и является их движущей силой. Однако выбор такой стратегии требует колоссальных сил и нервного напряжения, что может привести к истощению и даже болезни. Соперничество приводит к тому, что люди, стремясь обязательно выиграть, применяют не всегда честные, а иногда и жестокие методы.
3. ПРИСОПОСОБЛЕНИЕ – нередко уступая, оппоненты демонстрируют позитивную модель поведения. Уступки могут перейти в капитуляцию, которая иногда является лучшим выходом из конфликта. Однако уступки гораздо чаще демонстрируют слабость одной из конфликтующих сторон, что может повлечь за собой проявление все большей агрессивности с противоположной стороны.
4. КОМПРОМИСС – очень часто это единственно возможный вариант разрешения конфликта. Идеальным является, если обе стороны удовлетворены на 50% в результате найденного компромисса. Вместе с тем компромисс может быть лишь временным выходом, так как нередко обе стороны не достигают полного удовлетворения своим желаниям, интересам, целям. Таким, образом, сохраняются основы конфликта, а следовательно, он может возникнуть вновь.
5. СОТДРУДНИЧЕСТВО – основывается на убеждении участников конфликта в том, что противоречия неизбежны. Выбор такой стратегии позволяет проанализировать причины разногласий, сообща найти приемлемый выход для всех. Стороны не стремятся добиться своей цели любой ценой, а ищут такое решение проблемы, которое устроило бы всех. При таком подходе решают проблему, а не борются с личностями.
Задание 6. Как поступить, если возникнет ситуация конфликта? Для более эффективного решения проблемы необходимо прежде всего выбрать определенный стиль поведения, который отражал бы ваш собственный стиль, стиль других, вовлеченных в конфликты людей и природу самого конфликта, а также овладение стратегией разрешения конфликта. Прочитайте еще раз Текст 6.10, в котором представлена система, называемая методом Томаса – Килмена. Она позволяет выработать для каждого человека собственный стиль разрешения конфликта. Основные стили поведения в конфликтной ситуации связаны с общим источником конфликта – несовпадением интересов. Важно научиться эффективно использовать каждый из основных стилей, сознательно делать выбор, учитывая конкретные обстоятельства, определить для себя свои приоритеты, а также возможные альтернативные варианты.
Определите свойственный вам стиль разрешения конфликтов, используя тест 6.1, разработанный Томасом – Килменом, позволяющий составить оценочную характеристику (в баллах) вашей реакции на конфликтную ситуацию.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 318.