2.1.1.1. Различия в терминах "представительство"
и "постоянное представительство"
Согласно налоговому законодательству Республики Беларусь иностранной организацией признается та организация, которая регистрируется (учреждается) не в Беларуси, а в ином государстве (ст. 14, 15 НК).
Одной из форм присутствия иностранной организации на территории Беларуси является размещение ее представительства в Республике Беларусь.
Белорусским законодательством установлено, что представительством иностранной организации является ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представительство интересов иностранной организации и иные, не противоречащие законодательству функции (ст. 51-1 ГК).
Порядок открытия представительств иностранных организаций на территории Беларуси регулируется Положением о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 N 1189 (далее - Положение N 1189).
Согласно п. 3 Положения N 1189 представительство коммерческой иностранной организации может быть открыто, если иное не установлено международными договорами, заключенными Республикой Беларусь, или законодательными актами Республики Беларусь, только в целях осуществления представительством от имени и по поручению представляемой им иностранной организации деятельности подготовительного и вспомогательного характера.
Представительство считается созданным и имеет право осуществлять на территории Республики Беларусь деятельность, направленную на достижение целей, ради которых оно открыто, с даты получения в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь разрешения на его открытие (п. 6 Положения N 1189).
Таким образом, термин "представительство иностранной организации" характеризует организационно-правовой аспект присутствия иностранной организации на территории Республики Беларусь.
В налоговом законодательстве Республики Беларусь используется схожий по названию термин "постоянное представительство". Этот специальный термин имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность иностранной организации, с которой связывается возникновение обязанности уплачивать налоги в Беларуси (ч. 3 п. 3 постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 03.06.2004 N 19 "О некоторых вопросах определения критериев постоянного представительства для целей налогообложения" (далее - Постановление N 19)).
Под постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории Республики Беларусь, для целей налогообложения понимается:
а) постоянное место деятельности, через которое иностранная организация полностью или частично осуществляет предпринимательскую и иную деятельность на территории Республики Беларусь, в том числе связанную:
с выполнением предусмотренных договором (договорами) работ и (или) оказанием услуг по строительству, а также по установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования (иного имущества), компьютерных программ;
с продажей товаров с расположенных на территории Республики Беларусь складов;
с выполнением работ и (или) оказанием услуг на территории Республики Беларусь, осуществлением иной не запрещенной законодательством деятельности (подп. 1.1 п. 1 ст. 139 НК).
Это может быть:
1) место производства и (или) реализации продукции;
2) место реализации товаров, иных ценностей, имущественных прав, выполнения работ, оказания услуг, осуществления иной деятельности, за исключением:
- хранения, демонстрации или поставки товаров собственного производства (т.е. доставка, отгрузка товаров без их реализации на территории Беларуси);
- закупки товаров для иностранного юридического лица;
- сбора или распространения информации для иностранной организации;
- осуществления иных видов деятельности, если при этом деятельность в целом носит подготовительный или вспомогательный характер.
Виды деятельности рассматриваются как подготовительные или вспомогательные, если функции, выполняемые обособленным структурным подразделением (учреждением) для иностранной организации, носят подготовительный, вспомогательный характер по отношению к деятельности иностранной организации, за осуществление которой иностранная организация получает выручку (п. 5 ст. 139 НК).
Необходимо отметить, что законодательство содержит оговорки в отношении предельных сроков выполнения работ, оказания услуг, с учетом которых следует оценивать деятельность иностранной организации на территории Беларуси как деятельность через постоянное представительство.
В частности, если иностранная организация выполняет работы и (или) оказывает услуги на территории республики, место выполнения работ, оказания услуг этой организации рассматривается как постоянное представительство, если указанная деятельность осуществляется в течение девяноста дней непрерывно или в совокупности в любом двенадцатимесячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде (п. 3 ст. 139 НК).
Строительная площадка, монтажный или сборочный объект рассматриваются как постоянное представительство иностранной организации, если такие площадка или объект существуют на территории Республики Беларусь в течение промежутка времени, превышающего 180 дней в любом двенадцатимесячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде. Даты, которые признаются началом и окончанием существования строительной площадки, определены законодательством (п. 4 ст. 139 НК);
б) организация или физическое лицо, осуществляющие деятельность от имени иностранной организации и (или) в ее интересах и (или) имеющие и использующие полномочия иностранной организации на заключение контрактов или согласование их существенных условий (подп. 1.2 п. 1 ст. 139 НК).
Иными словами, для целей налогообложения иностранная организация считается имеющей постоянное представительство не только в тех случаях, когда она создает в Беларуси постоянное место деятельности. Постоянным представительством иностранной организации могут быть признаны и белорусская организация или гражданин Республики Беларусь, так называемые агенты с зависимым статусом.
Правовое положение агента с зависимым статусом определяется по следующим критериям:
- нахождение агента в договорных отношениях с иностранной организацией для представления ее интересов и совершения в ее пользу и в ее интересах действий на территории Беларуси;
- систематическое использование предоставленных иностранной организацией полномочий на заключение от ее имени сделок, на согласование от ее имени существенных условий договоров;
- создание правовых последствий для иностранной организации.
При этом следует учитывать, что нормы международных соглашений могут устанавливать другие критерии правового положения агента с зависимым статусом (п. 9 Постановления N 19).
Таким образом, законодательно закреплено, что осуществление предпринимательской деятельности, проводимой нерезидентом в Беларуси, приводит к возникновению постоянного представительства в целях налогообложения.
Необходимо отметить, что иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если при организации и осуществлении деятельности от имени иностранной организации и (или) в ее интересах организация или физическое лицо действуют в рамках своей обычной деятельности.
Под обычной деятельностью понимается деятельность, которая осуществляется самостоятельно, не подвергается указаниям или контролю со стороны иностранной организации и при осуществлении которой все предпринимательские риски лежат на организации или физическом лице, а не на иностранной организации, которую они представляют (ч. 2, 3 подп. 1.2 п. 1 ст. 139 НК).
Если агент действует в отношении иностранной организации не только в рамках своей основной (обычной) деятельности, но и как лицо, уполномоченное на заключение контрактов и представление интересов этой иностранной организации в Республике Беларусь, то такая деятельность агента образует постоянное представительство для целей налогообложения.
Если иностранная организация осуществляет предпринимательскую деятельность в Беларуси через посредника (брокера, иного агента с независимым статусом, действующего на основании соответствующего договора), не уполномоченного вести переговоры и подписывать контракты от имени иностранной организации, то такая деятельность посредника не образует постоянного представительства для целей налогообложения (п. 10 Постановления N 19).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 243.