Случай из школьной практики» (Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Описание случаев в школьной консультативной практике возможно проводить по единой схеме по единой схеме, предложенной А.Ф. Ануфриевым, О.Р. Бусаровой, являю­щейся следствием анализа концептуального аппарата теории постановки психологического диагноза и вклю­чающей следующие разделы:

1. Феноменология (феноменологический уровень объекта психодиагностики, который включает запрос, данные, приведенные педагогом, данные, сообщенные родителями, наблюдение и работа с ребенком, отноше­ние ребенка к обследованию, диагноз непсихологов, са­модиагноз, резюме по феноменологическим данным).

2. Теоретический конструкт и гипотезы (уровень причинных оснований объекта психодиагностики).

3. Данные психологического обследования (отдель­но по каждой гипотезе проверка, резюме по данным обследования).

4. Психодиагностическое заключение.

5. Рекомендации (классному руководителю, родите­лям, ребенку), кроме того, возможно определение и про­ектирование психокоррекционной работы с ребенком на основе полученных данных.

6. Катамнез (проверка диагноза по результату воз­действия).

Сначала проводится разбор конкретного случая из школьной психологической прак­тики по обозначенной схеме, затем студенты получают материалы с описанием феноменологического уровня объекта психодиагностики. Задача заключается в том, чтобы, познакомившись с содержанием определенного практического случая из практики школьного психоло­га, самостоятельно составить теоретический конструкт и сформулировать гипотезы. Затем под каждый вариант гипотезы и теоретического конструкта надо указать (по­добрать), какие конкретные методики могут быть ис­пользованы. Кроме того, следует наметить по данному случаю некоторые возможные рекомендации или пути психокоррекционного воздействия.

Примеры случаев (А.Ф. Ануфриев, О.Р. Бусарова)

Случай 1.

Света Ю., 10 лет, 5 класс.

Феноменология.

Запрос классного руководителя: необщительна, уклоняется от участия во внеуроч­ных мероприятиях.

Данные, приведенные учителями:

Учителя-предметники немного могли сообщить о Свете. В учебе ничем не выделяется, пожалуй, только аккуратностью ведения записей в тетрадях. Отметки – «3»-«4». Она не любит выступать с докладами, ее не отличают оригинальность мышления или развитая фан­тазия, но чувствуется, что к занятиям девочка всегда го­товится. На уроках ведет себя спокойно, практически не получает замечаний. Классный руководитель обрати­ла внимание на то, что Света держится на некоторой дистанции от других девочек, на переменах часто пре­бывает в одиночестве. Однако тихоней ее никак не на­зовешь: если она видит несправедливость, то обязатель­но будет с ней бороться, вплоть до применения кулаков. Конфликты у нее бывают как с девочками, так и с маль­чиками. Особенно настораживает классного руководи­теля то, что Света, побывав на первых классных «Огонь­ках», на последующие перестала ходить, хотя все осталь­ные дети эти мероприятия любят Девочка имеет свою точку зрения по многим вопросам, и практически разу­бедить ее невозможно.

Данные, сообщенные мамой:

Мама не удивилась приглашению к психологу: ха­рактер дочери всегда ее беспокоил: «она одинока». Во дворе не гуляет, говорит, что ей не интересно, рассказы­вает матери о недостатках детей, живущих в их доме. На ее возражения, что не бывает людей без недостат­ков, дочь упрямо молчит. Мама отчаялась ее переубе­дить. Все свободное время она проводит дома, читает, занимается рукоделием, смотрит телевизор. Очень ак­куратна, сама следит за чистотой в своей комнате, оби­жается на мать, если та что-нибудь переставляет или забывает какую-либо вещь у дочери. Света трепетно относится к своей комнате, чувствует там себя хозяй­кой. Девочка любит проводить свободное время с от­цом, они вместе занимаются физкультурой: ходят на лыжах, бегают трусцой, играют в бадминтон. Правда, времени у папы мало: он увлечен работой (преподает физику в вузе). Дружбу с отцом мама объясняет сход­ством характеров: «Муж такой же «правильный»: чис­тюля, домосед, не пьет, не курит». По ее мнению, един­ственный его недостаток – то, что он молчалив. «Они замечательные, – признается она, – но мне с ними иногда скучно». С матерью Света советуется по поводу рукоделия (мама – швея), а также рассказывает о всех событиях в школе за день, так что она заочно знает весь класс, ей известны все Светины переживания. Устав после работы, мама не всегда в состоянии выслушать ежевечерние рассказы дочери и обсуждать события в классе. «Тебе бы с подружкой об этом поговорить», – часто говорит она девочке. С другой стороны, мама, ко­нечно, довольна, что дочь полностью ей доверяет. Света очень принципиальная, максималистка, всегда жалеет и защищает слабых, обиженных. Мама смирилась с замк­нутостью дочери, объясняя это наследственной предрас­положенностью (отец и дед по отцовской линии).

Наблюдение и беседа с ребенком:

Света – крепкая, физически развитая девочка, до­вольно рослая. К беседе с психологом отнеслась настороженно, но отвечать на вопросы не отказывалась. Све­та хотела учиться в гимназическом классе, но, получив «3» по русскому языку, не прошла по конкурсу. Новый класс не нравится. Не устраивают ее и отношения меж­ду детьми: мальчики часто дерутся, некоторые девочки «задаются». На недостойное поведение одноклассников она предпочитает не реагировать, старается не замечать его. Самое неприятное в школе, по ее мнению, неакку­ратность ребят. Если бы Свете разрешили, она сидела бы одна за партой, чтобы сосед не отвлекал. Обществен­ных поручений иметь не хочет, объяснить это не смогла. Больше всего девочке нравится жить летом в деревне, где родители купили дом. Она с удовольствием работает на приусадебном участке, занимается хозяйством: при­носит воду из колодца, топит печь и т. д. В деревне есть ребята ее возраста, они ей ближе, чем одноклассники: «не воображают», однако и с ними Света не каждый день видится: самое интересное – хозяйственные хло­поты. Когда вырастет, хочет стать юристом, чтобы уста­навливать справедливость. В речи употребляет много слов-паразитов: «вот», «это» и т. д.

Диагноз непсихологов:

Классныйруководитель: Возможно, это психичес­кое заболевание, припоминает одну свою ученицу, ко­торая на всех «Огоньках» сидела около взрослых и не принимала участие в детских играх, та девочка стояла на учете у психоневролога.

Мама: наследственная особенность характера.

Самодиагноз: дети слишком плохо себя ведут, что­бы с ними дружить.

Резюме по феноменологическим данным:

Замкнутость, отсутствие дружеских и приятельских отношений как в школе, так и за ее пределами, конфлик­тность из-за повышенной требовательности к другим.

 

Случай 2.

Лена Н., 10 лет, 5 гимназический класс.

Феноменология.

Запрос пед. коллектива: «Лена несколько раз била одноклассников. Посове­туйте, как прекратить это безобразие».

Данные, приведенные учителями:

Лена прошла в гимназический класс по конкурсу из параллельного класса. В начальной школе она была в группе «лидеров» (три человека) в своем классе. Как с учебой, так и с ее поведением в начальной школе труд­ностей не было. Девочка серьезно занимается музыкой, с хоровой студией выезжала на гастроли за рубеж. В гимназическом классе она хорошо справляется с учеб­ной нагрузкой, преобладающие оценки – «4» и «5», все­гда готова к уроку. Преподавателей и родительскую об­щественность возмутили две драки с ее участием, про­исшедшие в начале второй четверти с разницей в не­сколько дней. Первый инцидент начался с игры в снеж­ки перед школой. Лене показалось, что две девочки объединились против нее, кидают снежки не «на кого бог пошлет», а именно в нее. Она ударила одну из них кула­ком по лицу, чудом не разбив ей очки. Подоспевшая учи­тельница развела детей, ребята сели в автобус и поехали в музей. Однако при выходе из автобуса Лена отомсти­ла другой, влепив пригоршню льдинок ей в щеку. Ее поведение обсуждалось на классном часе, учителя были уверены, что подобного не повторится, но вскоре от Лены досталось ее соседу по парте. По ее словам, он не дал ей линейку. После звонка она подтащила мальчика к стене и стала сильно трясти его, держа за плечи, в результате чего бедняга (мальчик неробкого десятка и достаточно сильный физически) несколько раз больно ударился го­ловой о стену и проплакал всю перемену. В школу сроч­но вызвали Ленину маму, состоялось разбирательство у директора. По мнению учителей, они вели себя вызыва­юще: выслушали педагогов с каменными лицами и даже не извинились перед пострадавшими. В классном кол­лективе у нее пока нет подруг, но нельзя сказать, чтобы она держалась обособленно.

Данные, сообщенные мамой:

Лена живет с родителями и младшей сестрой-по­годком в комнате в общей квартире. После занятий в гимназии, едва пообедав, она с сестрой идет в музыкаль­ную школу, где занимается уже шестой год. Мама наме­ренно загружает дочерей после уроков, чтобы приучить их заниматься делом и оградить от нежелательных ком­паний. По ее мнению, Лену отличают сентиментальность, увлечение романтической литературой, любовь к домо­водству. Девочка всегда говорит то, что думает, не тер­пит унижения, «очень уж горда», – заметила мама. Она постоянно с кем-либо конкурирует: в гимназии (прошла конкурсный отбор в элитарный класс), в музыкальной школе (в группе, выезжающей на гастроли за границу) и дома с сестрой (учеба, внимание родителей). Плачет ред­ко, никогда не жалуется на одноклассников, мать такую позицию одобряет. Сама мама закончила школу с меда­лью, 10 лет занималась в музыкальной школе, хорошо училась в МВТУ им. Баумана, водит машину, сейчас ра­ботает на трех работах, так как муж, по ее словам, не обладает необходимой энергией, чтобы обеспечивать семью. В этом учебном году Лена беспокоит маму своей неорганизованностью: плохо планирует время, может забыть выполнить домашнее задание, оставить дома что-то из необходимых на уроке канцелярских принадлеж­ностей. (Интересно, что учителя считают ее очень орга­низованной). Дело в том, что когда дочь училась в на­чальной школе, то мама работала на дому и полностью контролировала девочек, сейчас она целый день в разъез­дах, и дочери столкнулись с необходимостью самоорга­низации. То, что Лена пустила в ход кулаки, шокирова­ло маму: «Я всегда учила ее, что за себя надо уметь по­стоять, иначе не проживешь, но делать это цивилизо­ванно». После вызова к директору с ней серьезно пого­ворили дома. «Я знаю свою дочь, она больше ничего по­добного не допустит», – заверила она. В прежнем клас­се у Лены была подруга, они вместе занимались и музы­кой, но при переходе в среднюю школу они попали в разные классы. «У меня в школе тоже несколько лет не было подруг: моя близкая подружка перешла в другую школу, а больше ни с кем дружить не хотелось», – рас­сказала мама, так что к некоторой изолированности до­чери в классном коллективе она относится спокойно.

Наблюдение и беседа с ребенком:

Лена – миловидная девочка, среднего роста, про­порционально сложена, с густой длинной косой, в одеж­де придерживается романтического стиля: оборки, кру­жева. К беседе отнеслась настороженно, видимо, дога­дываясь о том, что приглашение к психологу связано с недавними инцидентами (рукоприкладством), вела себя корректно, от обследования не уклонялась, но держа­лась очень беспокойно, что-то теребила в руках, верте­лась на стуле. Активна, ориентирована на социальный престиж. Особо значимыми являются ситуации, связан­ные со статусом в классном коллективе. В свободное время Лена любит рисовать, читать. Любопытно, что школьные уроки музыки ей не нравятся: там поют хо­ром, и она не может показать свои вокальные данные, слушать же пение других ей не интересно. Расстроена оценками в первой четверти: «Полно четверок, есть трой­ки, а хочется быть лучшей ученицей в классе», – гово­рит она, вздохнув. Девочка объясняет снижение успева­емости в средней школе возросшими требованиями. Лена считает, что, став серьезнее относиться к учебе, сможет исправить положение. Подруг у нее нет – ни в музы­кальной школе, ни в гимназии, но Лену это не волнует: ей есть чем заняться, свободного времени практически нет. Гимназический класс нравится тем, что дает хоро­шие знания. Музыка пригодится в жизни: будет учить своих детей и играть для гостей.

Диагноз непсихологов:

Классныйруководитель: «Злая, бездушная девочка, совершенно нравственно невоспитанна».

Мама: неадекватная, «дикая» реакция на враждеб­ный детский коллектив.

Самодиагноз: «Когда тебя обижают, унижают, надо давать отпор».

Резюмепофеноменологии: агрессивное поведение по отношению к однокласс­никам, неудовлетворительная адаптация к новому кол­лективу гимназического класса.

 

Случай 3.

Алеша П., 12 лет, 7 класс.

Феноменология.

Запросклассногоруководителя: «Объясните странности в поведении Алеши и дайте рекомендации учителям, как с ним обходиться».

Данные, приведенныеучителями:

Отмечаются следующие странности в поведении: в начальной школе после замечания учительницы: «Что ты стоишь, как памятник?» поставил стул на парту, залез на него и простоял неподвижно до конца урока, не обращая внимания на уговоры учительницы, завуча и дирек­тора. В 5 классе умышленно оставил открытым кран в туалете, в результате затопило целое крыло школьного здания. Объяснить этот поступок Алеша не смог. Дерет­ся редко, только когда «доведут», но тогда он находится в ярости, совершенно не контролирует себя и успоко­ить его невозможно. Обычно мальчик добрый, дисцип­линированный, но учителя боятся того, что он может «взорваться» из-за пустяка и совершить нечто непредс­казуемое. С одноклассниками у него нормальные отно­шения, хотя физически сильных мальчиков он побаива­ется. У Алеши в классе один близкий друг – Андрей С. – мальчик, по мнению некоторых учителей, со снижен­ными умственными способностями, очень неорганизо­ванный и неряшливый. Алеша объясняет ему материал, иногда дает списать, выручает, когда Андрей забывает дома что-то из учебных принадлежностей. Алеша любит внимание окружающих, о своих способностях он высо­кого мнения, хотя учителя считают, что у него средние способности. Родители мальчика разведены, он живет с мамой, бабушкой и сестрой. Мама и слышать не хочет о визите к психоневрологу, это предложение учителей она сочла личным оскорблением. Дело дошло до того, что уже год мама принципиально не ходит на родительские собрания, хотя дневник сына регулярно просматривает.

Наблюдение и беседа с подростком:

Физическое развитие Алеши соответствует возрас­ту, телосложение пропорциональное. Одет аккуратно, всегда тщательно причесан, вежлив со старшими. К об­следованию отнесся настороженно. Алеша считает, что может учиться лучше, мечтает попасть на будущий год в гимназический класс. Сейчас у него тройки и четверки. Скромные результаты вызваны, по признанию мальчи­ка, его недостаточной старательностью. В свободное вре­мя он гуляет с друзьями во дворе или ходит к ним в гости, читает фантастику, смотрит телевизор. Собирает­ся заняться вольной борьбой, когда-то он недолго посе­щал секцию, и ему очень нравилось. Объяснения своим странным поступкам дать не может: «Что-то на меня находит, а потом, когда ребята вспоминают какую-ни­будь мою «историю», я смеюсь вместе с ними». Алеша осуждает драчунов: «Драться нехорошо», хотя потом при­знается, что предпочитает не связываться с ними, пото­му что слабее некоторых и опасается быть побитым. Отчасти этим обстоятельством и объясняется интерес к спортивной борьбе.

Диагноз непсихологов:

Классныйруководитель: подозрение на психичес­кое заболевание.

Самодиагноз: «Что-то на меня находит».

Резюме по данным феноменологии: «странности» в поведении, внезапные неконтроли­руемые вспышки отрицательных эмоций.

 

14. Ролевая игра «Трудный клиент и консультант». Из группы участников по желанию выбираются два участника. Один участник играет роль трудного клиента, другой – консультанта. Консультанту предлагается вместе с клиентом разыграть ситуацию консультирования.

Ситуация 1.

Инструкция клиенту: ваша задача – действовать по типу «Это не моя проблема» (классификация Вельской Е.Г.). В этом случае клиент имеет тен­денцию себя вести как начальник своего консультанта. Расска­зывать он более склонен о других членах организации или се­мьи, у которых, на его взгляд, есть проблемы или которые эти проблемы создают сами. Он призывает консультанта «сделать что-нибудь», при этом не определяет конкретно, каких измене­ний хочет, все расплывчато. Характерная фраза: «Я не хочу быть в это вовлеченным, для этого мы вас наняли», т.е. клиент принимает на себя роль «ответственного постороннего». Если проблемы возникли все-таки из-за клиента, то процесс реше­ния проблем может зайти в тупик.

Инструкция консультанту: ваша задача – использовать в работе с данным клиентом раз­личные техники контрпарадокса:

1. Согласие и поддержка – пре­кратить бороться с клиентом. Занять позицию: «Да, вы экс­перт», «Да, вы лучше знаете». Консультант не принимает на себя роль лидера, не демонстрирует поведение «высококласс­ного» эксперта. Основная форма реагирования – дружеское удивление и искренняя радость при понимании сложного вы­сказывания клиента. Основные приемы:

q Открытые вопросы  типа «Не расскажите ли вы мне еще чего-нибудь?»

q «Угу-реакция» – согласие и одобрение клиента.

q Обратное резюмированиепопросить клиента самого по­дытожить сказанное, сделать резюме.

q Избегание важности, значимости. Например, если кли­ент заявляет: «У меня нет проблем», лучше ответить ему: «Тогда давайте поговорим и ничего боль­ше».

q Банальности. Если ответы консультанта будут ничего не значащими и лишь создавать иллюзию атмосферы доверительного разговора, то со временем это все-таки побудит клиента начать драматизацию ситуации, и то­гда модель отрицания проблем разрушится. Пример ба­нального ответа: «Да, иногда это лучшее, что можно сде­лать ».

2. Экстраполяция – вместо того чтобы блокировать неконструктивное по­ведение клиента, ему поддаются. Клиента поощряют к тому, чтобы, продолжая вести себя по-прежнему, он дошел до логи­ческого и окончательного конца, после чего почувствовал необ­ходимость смягчить, ослабить свои «отрицания». Эффект экстраполяции усиливается с помощью позитивного наклеи­вания ярлыков, когда приветствуется особый вклад клиента в работу. Например, немногословный клиент поощряется за емкость и краткость его характеристик. Многословному кли­енту предлагается развивать свою мысль в определенном ас­пекте.

3. Предписывание проблемы. Консультант сам сопротив­ляется всем возможным вариантам решения проблемы. Кли­ента не только просят продолжать то, что он делает, но и под­разумевается, что (по крайней мере, некоторое время) иного выбора нет. Если клиент выражает убеждение, что ничего из­менить нельзя и его проблема неразрешима (отрицание третьей предпосылки возникновения нормальных консуль­тативных отношений), то консультант серьезно воспринима­ет это утверждение и отвечает: «Да, сейчас ничего изменить нельзя. Есть только две возможности: либо научиться жить со своей проблемой, либо признаться, что решить ее нелегко». Занимая такую позицию, психолог заставляет клиента делать выбор по собственному желанию, т. е. то, что клиент заявля­ет, то он и получает.

 

Ситуация 2.

Инструкция клиенту: ваша задача – действовать по типу «Я сомневаюсь в вашей компетентности» (классификация Вельской Е.Г.). В этом случае возможны два варианта поведения:

q Клиент всегда знает положение дел лучше консультанта. Говорит много, в основном, абстрактно, точный смысл слов остается неясным. Когда консультант пытается обобщать его высказывания, клиент обычно стремится его попра­вить: «Вы не поняли...». При этом его поправка либо триви­альна (содержит то, что и так, само собой разумеется), либо включает слишком много оттенков и значений. В дальней­шем клиент дает понять, что ценит «теоретический вклад» консультанта, но не думает, что он применим в данной си­туации.

q Клиент склонен формулировать свои сообщения консуль­танту в терминах, с помощью которых он выражает неуважение предположениям консультанта. Характерное вы­сказывание: «Смотрите, мы здесь занимаемся производст­вом и не нуждаемся... , поэтому мы ждем от вас нечто иное». Консультант периодически ставится в такую пози­цию, что он должен все время доказывать, что он лучше, чем о нем думают.

Инструкция консультанту: ваша задача – использовать в работе с данным клиентом раз­личные техники контрпарадокса (см. выше).

 

Ситуация 3.

Инструкция клиенту: ваша задача – действовать по типу «Это безнадежно, здесь ничего не изменить» (классификация Вельской Е.Г.). В про­цессе консультативной беседы клиент предпочитает согла­шаться с консультантом. Оружие против консультанта здесь – беспомощность клиента. Он вроде пытается все выполнять, но результат всегда выражается характерной фразой: «Я все пере­пробовал по вашему совету, но все оказалось бездейственным». Имеют место также «двойные сообщения» – клиент просит совета и одновременно дает понять, что он, в сущности, этого не ждет и не хочет, чтобы из этого что-то получилось. Для того чтобы дать это понять, он может использовать шутку, невер­бальные средства коммуникации.

Инструкция консультанту: ваша задача – использовать в работе с данным клиентом раз­личные техники контрпарадокса (см. выше).

 

Ситуация 4.

Инструкция клиенту: ваша задача – действовать как клиент, очень склонный к критике (по Вельской Е.Г.).

Инструкция консультанту: ваша задача – использовать в работе с данным клиентом раз­личные методы реакции психолога-консультанта на кри­тику:

1. Метод сочувствия и разоружения:

1) задать человеку несколько вопросов, чтобы лучше понять, что он имеет в виду; при этом избегать роли судьи или за­щитника. Нужно собрать как можно больше информации, чтобы появилась возможность взглянуть на мир глазами критика. Вопросы следует задавать с сочувствием, даже если клиент несправедлив;

2) разоружение критики. Вне зависимости от правильно­сти утверждений критика нужно найти способ согла­ситься с ним. Когда критик не встречает сопротивления, он обычно теряет весь свой пыл. Если критик успокаивается, то приходит в более подходящее состояние для об­щения. Основная ошибка в ситуации критики – домини­рующая тенденция защитить себя от любых несправед­ливых нападок. Каждая попытка защитить себя лишь подогревает пыл противника.

Метод самоконтроля.

Техника «Я-высказывание».

Игра «Устами младенца»

Каждый студент по кругу вытаскивает карточку, на которой написано название одной из техник консультирования. Следует обратить внимание на то, чтобы участники не показывали друг другу свои карточки. Он должен выбрать себе партнера и объяснить написанное слово своему партнеру, не используя при этом однокоренных слов. Партнер должен угадать, о какой технике консультирования идет речь. Далее он вытягивает карточку и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все слова не будут объяснены.

    16. Упражнение «Работа с системой понятий по Выготскому Л.С.»

Все участники делятся на пары. Инструкция: воспользуемся положением Л.С. Выготского о том, что система понятий – это совокупность параллелей и меридианов, на которых расположены понятия в строгой иерархии по степени общности и сходства. В этой совокупности параллелей и меридианов в какой-то мере находит отражение то, что в психологии называется картой мира или моделью мира. В этой сетке можно двигаться вправо и влево, вверх и вниз. Чем выше – тем более общие понятия, чем ниже – тем более частные. На одном уровне при движении вправо или влево располагаются рядоположенные понятия.

Для игры чертится поле, похожее на поле для игры крестики-нолики. Объединившись в пары, один называет либо этап, либо процедуру, либо технику консультирования и записывает ее в центральную клетку поля.

Например:

 

  процедура активизации памяти клиента  
     

Далее этот же участник начинает задавать вопросы, одновременно указывая на клетку в игровом поле.

Например:

Что будет слева?

 

? процедура активизации памяти клиента  
     

Второй участник отвечает. В данном примере правильным ответом может быть процедура прояснения сути проблемы клиента, так как это – рядоположенные понятия – процедуры одного этапа интервью.


 

 

процедура прояснения сути проблемы клиента процедура активизации памяти клиента  
     

Следующим вопросом может быть: Что выше?

?

процедура прояснения сути проблемы клиента процедура активизации памяти клиента  
     

В данном примере правильным ответом может быть этап сбора информации, так как эта процедура относится к данному этапу.

этап сбора информации

процедура прояснения сути проблемы клиента процедура активизации памяти клиента  
     

Следующим вопросом может быть: Что ниже?

этап сбора информации

процедура прояснения сути проблемы клиента процедура активизации памяти клиента  
  ?  

В данном примере правильным ответом может быть техника перефразирования, так как эта техника входит в техники данной процедуры.

этап сбора информации

процедура прояснения сути проблемы клиента процедура активизации памяти клиента  
  техника перефразирования  

Далее нужно заполнить все пустые клетки.

этап сбора информации

процедура прояснения сути проблемы клиента процедура активизации памяти клиента ?
? техника перефразирования ?

Следующим вопросом может быть: Что справа? (процедура определения основной темы взаимодействия). Что ниже этой процедуры? (техника выдвижения и проверки гипотез с помощью вопросов). Что ниже процедуры прояснения сути проблемы клиента? (техника «открытые вопросы»).


 

этап сбора информации

процедура прояснения сути проблемы клиента процедура активизации памяти клиента процедура определения основной темы взаимодействия
техника «открытые вопросы» техника перефразирования техника выдвижения и проверки гипотез с помощью вопросов

 



Ментальная карта»

Участникам предлагается объединиться в 3 группы и составить ментальную карту (mind map) по изученному курсу. Структура, правила оформления и пример составления ментальной карты С. Шипунова представлены на рис. 20 и 21. Далее идет обсуждение выполненных работ.

Прямой эфир».

Из группы выбираются двое желающих. Одни будет играть роль психолога-консультанта, другой – телеведущего. Ситуация: психолог находится на передаче, которая транслируется в прямом эфире. В студию поступают звонки от телезрителей (их роль выполняют остальные участники). Звонки содержат вопросы о сути психологического консультирования, а также по отдельным консультативным случаям. Задача психолога – отвечать на звонки. Роль психолога в ходе игры могут играть, поочередно сменяясь, несколько участников.

19. Каждый участник формулирует и записывает вопрос по изученному курсу на отдельном листочке. Далее листочки перемешиваются. После этого каждый участник вытягивает листок с вопросом и отвечает на него.

20. Участники выбирают роли, из которых они опреде­лят свое отношение к психологическому консультированию: 1 – свя­щенник, 2 – врач, 3 – физик, 4 – журналист, 5 – обыватель, 6 – учитель, 7 – экстрасенс, 8 – акаде­мический психолог, 9 – философ. Один участник ис­полняет роль Психологического консультирования. Он выслуши­вает все аргументы, затем сообщает о своих чувствах.

Обсуждение: анализ своих высказываний, успеш­ность исполнения роли, оценка своего отношения (модификация упражнения «Практическая психология» (Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н.).

 

 

Рис. 20. Правила, структура и оформление ментальной карты

Рис. 21. Пример ментальной карты на тему «Подарок»

Дата: 2018-11-18, просмотров: 997.