Описание случаев в школьной консультативной практике возможно проводить по единой схеме по единой схеме, предложенной А.Ф. Ануфриевым, О.Р. Бусаровой, являющейся следствием анализа концептуального аппарата теории постановки психологического диагноза и включающей следующие разделы:
1. Феноменология (феноменологический уровень объекта психодиагностики, который включает запрос, данные, приведенные педагогом, данные, сообщенные родителями, наблюдение и работа с ребенком, отношение ребенка к обследованию, диагноз непсихологов, самодиагноз, резюме по феноменологическим данным).
2. Теоретический конструкт и гипотезы (уровень причинных оснований объекта психодиагностики).
3. Данные психологического обследования (отдельно по каждой гипотезе проверка, резюме по данным обследования).
4. Психодиагностическое заключение.
5. Рекомендации (классному руководителю, родителям, ребенку), кроме того, возможно определение и проектирование психокоррекционной работы с ребенком на основе полученных данных.
6. Катамнез (проверка диагноза по результату воздействия).
Сначала проводится разбор конкретного случая из школьной психологической практики по обозначенной схеме, затем студенты получают материалы с описанием феноменологического уровня объекта психодиагностики. Задача заключается в том, чтобы, познакомившись с содержанием определенного практического случая из практики школьного психолога, самостоятельно составить теоретический конструкт и сформулировать гипотезы. Затем под каждый вариант гипотезы и теоретического конструкта надо указать (подобрать), какие конкретные методики могут быть использованы. Кроме того, следует наметить по данному случаю некоторые возможные рекомендации или пути психокоррекционного воздействия.
Примеры случаев (А.Ф. Ануфриев, О.Р. Бусарова)
Случай 1.
Света Ю., 10 лет, 5 класс.
Феноменология.
Запрос классного руководителя: необщительна, уклоняется от участия во внеурочных мероприятиях.
Данные, приведенные учителями:
Учителя-предметники немного могли сообщить о Свете. В учебе ничем не выделяется, пожалуй, только аккуратностью ведения записей в тетрадях. Отметки – «3»-«4». Она не любит выступать с докладами, ее не отличают оригинальность мышления или развитая фантазия, но чувствуется, что к занятиям девочка всегда готовится. На уроках ведет себя спокойно, практически не получает замечаний. Классный руководитель обратила внимание на то, что Света держится на некоторой дистанции от других девочек, на переменах часто пребывает в одиночестве. Однако тихоней ее никак не назовешь: если она видит несправедливость, то обязательно будет с ней бороться, вплоть до применения кулаков. Конфликты у нее бывают как с девочками, так и с мальчиками. Особенно настораживает классного руководителя то, что Света, побывав на первых классных «Огоньках», на последующие перестала ходить, хотя все остальные дети эти мероприятия любят Девочка имеет свою точку зрения по многим вопросам, и практически разубедить ее невозможно.
Данные, сообщенные мамой:
Мама не удивилась приглашению к психологу: характер дочери всегда ее беспокоил: «она одинока». Во дворе не гуляет, говорит, что ей не интересно, рассказывает матери о недостатках детей, живущих в их доме. На ее возражения, что не бывает людей без недостатков, дочь упрямо молчит. Мама отчаялась ее переубедить. Все свободное время она проводит дома, читает, занимается рукоделием, смотрит телевизор. Очень аккуратна, сама следит за чистотой в своей комнате, обижается на мать, если та что-нибудь переставляет или забывает какую-либо вещь у дочери. Света трепетно относится к своей комнате, чувствует там себя хозяйкой. Девочка любит проводить свободное время с отцом, они вместе занимаются физкультурой: ходят на лыжах, бегают трусцой, играют в бадминтон. Правда, времени у папы мало: он увлечен работой (преподает физику в вузе). Дружбу с отцом мама объясняет сходством характеров: «Муж такой же «правильный»: чистюля, домосед, не пьет, не курит». По ее мнению, единственный его недостаток – то, что он молчалив. «Они замечательные, – признается она, – но мне с ними иногда скучно». С матерью Света советуется по поводу рукоделия (мама – швея), а также рассказывает о всех событиях в школе за день, так что она заочно знает весь класс, ей известны все Светины переживания. Устав после работы, мама не всегда в состоянии выслушать ежевечерние рассказы дочери и обсуждать события в классе. «Тебе бы с подружкой об этом поговорить», – часто говорит она девочке. С другой стороны, мама, конечно, довольна, что дочь полностью ей доверяет. Света очень принципиальная, максималистка, всегда жалеет и защищает слабых, обиженных. Мама смирилась с замкнутостью дочери, объясняя это наследственной предрасположенностью (отец и дед по отцовской линии).
Наблюдение и беседа с ребенком:
Света – крепкая, физически развитая девочка, довольно рослая. К беседе с психологом отнеслась настороженно, но отвечать на вопросы не отказывалась. Света хотела учиться в гимназическом классе, но, получив «3» по русскому языку, не прошла по конкурсу. Новый класс не нравится. Не устраивают ее и отношения между детьми: мальчики часто дерутся, некоторые девочки «задаются». На недостойное поведение одноклассников она предпочитает не реагировать, старается не замечать его. Самое неприятное в школе, по ее мнению, неаккуратность ребят. Если бы Свете разрешили, она сидела бы одна за партой, чтобы сосед не отвлекал. Общественных поручений иметь не хочет, объяснить это не смогла. Больше всего девочке нравится жить летом в деревне, где родители купили дом. Она с удовольствием работает на приусадебном участке, занимается хозяйством: приносит воду из колодца, топит печь и т. д. В деревне есть ребята ее возраста, они ей ближе, чем одноклассники: «не воображают», однако и с ними Света не каждый день видится: самое интересное – хозяйственные хлопоты. Когда вырастет, хочет стать юристом, чтобы устанавливать справедливость. В речи употребляет много слов-паразитов: «вот», «это» и т. д.
Диагноз непсихологов:
Классныйруководитель: Возможно, это психическое заболевание, припоминает одну свою ученицу, которая на всех «Огоньках» сидела около взрослых и не принимала участие в детских играх, та девочка стояла на учете у психоневролога.
Мама: наследственная особенность характера.
Самодиагноз: дети слишком плохо себя ведут, чтобы с ними дружить.
Резюме по феноменологическим данным:
Замкнутость, отсутствие дружеских и приятельских отношений как в школе, так и за ее пределами, конфликтность из-за повышенной требовательности к другим.
Случай 2.
Лена Н., 10 лет, 5 гимназический класс.
Феноменология.
Запрос пед. коллектива: «Лена несколько раз била одноклассников. Посоветуйте, как прекратить это безобразие».
Данные, приведенные учителями:
Лена прошла в гимназический класс по конкурсу из параллельного класса. В начальной школе она была в группе «лидеров» (три человека) в своем классе. Как с учебой, так и с ее поведением в начальной школе трудностей не было. Девочка серьезно занимается музыкой, с хоровой студией выезжала на гастроли за рубеж. В гимназическом классе она хорошо справляется с учебной нагрузкой, преобладающие оценки – «4» и «5», всегда готова к уроку. Преподавателей и родительскую общественность возмутили две драки с ее участием, происшедшие в начале второй четверти с разницей в несколько дней. Первый инцидент начался с игры в снежки перед школой. Лене показалось, что две девочки объединились против нее, кидают снежки не «на кого бог пошлет», а именно в нее. Она ударила одну из них кулаком по лицу, чудом не разбив ей очки. Подоспевшая учительница развела детей, ребята сели в автобус и поехали в музей. Однако при выходе из автобуса Лена отомстила другой, влепив пригоршню льдинок ей в щеку. Ее поведение обсуждалось на классном часе, учителя были уверены, что подобного не повторится, но вскоре от Лены досталось ее соседу по парте. По ее словам, он не дал ей линейку. После звонка она подтащила мальчика к стене и стала сильно трясти его, держа за плечи, в результате чего бедняга (мальчик неробкого десятка и достаточно сильный физически) несколько раз больно ударился головой о стену и проплакал всю перемену. В школу срочно вызвали Ленину маму, состоялось разбирательство у директора. По мнению учителей, они вели себя вызывающе: выслушали педагогов с каменными лицами и даже не извинились перед пострадавшими. В классном коллективе у нее пока нет подруг, но нельзя сказать, чтобы она держалась обособленно.
Данные, сообщенные мамой:
Лена живет с родителями и младшей сестрой-погодком в комнате в общей квартире. После занятий в гимназии, едва пообедав, она с сестрой идет в музыкальную школу, где занимается уже шестой год. Мама намеренно загружает дочерей после уроков, чтобы приучить их заниматься делом и оградить от нежелательных компаний. По ее мнению, Лену отличают сентиментальность, увлечение романтической литературой, любовь к домоводству. Девочка всегда говорит то, что думает, не терпит унижения, «очень уж горда», – заметила мама. Она постоянно с кем-либо конкурирует: в гимназии (прошла конкурсный отбор в элитарный класс), в музыкальной школе (в группе, выезжающей на гастроли за границу) и дома с сестрой (учеба, внимание родителей). Плачет редко, никогда не жалуется на одноклассников, мать такую позицию одобряет. Сама мама закончила школу с медалью, 10 лет занималась в музыкальной школе, хорошо училась в МВТУ им. Баумана, водит машину, сейчас работает на трех работах, так как муж, по ее словам, не обладает необходимой энергией, чтобы обеспечивать семью. В этом учебном году Лена беспокоит маму своей неорганизованностью: плохо планирует время, может забыть выполнить домашнее задание, оставить дома что-то из необходимых на уроке канцелярских принадлежностей. (Интересно, что учителя считают ее очень организованной). Дело в том, что когда дочь училась в начальной школе, то мама работала на дому и полностью контролировала девочек, сейчас она целый день в разъездах, и дочери столкнулись с необходимостью самоорганизации. То, что Лена пустила в ход кулаки, шокировало маму: «Я всегда учила ее, что за себя надо уметь постоять, иначе не проживешь, но делать это цивилизованно». После вызова к директору с ней серьезно поговорили дома. «Я знаю свою дочь, она больше ничего подобного не допустит», – заверила она. В прежнем классе у Лены была подруга, они вместе занимались и музыкой, но при переходе в среднюю школу они попали в разные классы. «У меня в школе тоже несколько лет не было подруг: моя близкая подружка перешла в другую школу, а больше ни с кем дружить не хотелось», – рассказала мама, так что к некоторой изолированности дочери в классном коллективе она относится спокойно.
Наблюдение и беседа с ребенком:
Лена – миловидная девочка, среднего роста, пропорционально сложена, с густой длинной косой, в одежде придерживается романтического стиля: оборки, кружева. К беседе отнеслась настороженно, видимо, догадываясь о том, что приглашение к психологу связано с недавними инцидентами (рукоприкладством), вела себя корректно, от обследования не уклонялась, но держалась очень беспокойно, что-то теребила в руках, вертелась на стуле. Активна, ориентирована на социальный престиж. Особо значимыми являются ситуации, связанные со статусом в классном коллективе. В свободное время Лена любит рисовать, читать. Любопытно, что школьные уроки музыки ей не нравятся: там поют хором, и она не может показать свои вокальные данные, слушать же пение других ей не интересно. Расстроена оценками в первой четверти: «Полно четверок, есть тройки, а хочется быть лучшей ученицей в классе», – говорит она, вздохнув. Девочка объясняет снижение успеваемости в средней школе возросшими требованиями. Лена считает, что, став серьезнее относиться к учебе, сможет исправить положение. Подруг у нее нет – ни в музыкальной школе, ни в гимназии, но Лену это не волнует: ей есть чем заняться, свободного времени практически нет. Гимназический класс нравится тем, что дает хорошие знания. Музыка пригодится в жизни: будет учить своих детей и играть для гостей.
Диагноз непсихологов:
Классныйруководитель: «Злая, бездушная девочка, совершенно нравственно невоспитанна».
Мама: неадекватная, «дикая» реакция на враждебный детский коллектив.
Самодиагноз: «Когда тебя обижают, унижают, надо давать отпор».
Резюмепофеноменологии: агрессивное поведение по отношению к одноклассникам, неудовлетворительная адаптация к новому коллективу гимназического класса.
Случай 3.
Алеша П., 12 лет, 7 класс.
Феноменология.
Запросклассногоруководителя: «Объясните странности в поведении Алеши и дайте рекомендации учителям, как с ним обходиться».
Данные, приведенныеучителями:
Отмечаются следующие странности в поведении: в начальной школе после замечания учительницы: «Что ты стоишь, как памятник?» поставил стул на парту, залез на него и простоял неподвижно до конца урока, не обращая внимания на уговоры учительницы, завуча и директора. В 5 классе умышленно оставил открытым кран в туалете, в результате затопило целое крыло школьного здания. Объяснить этот поступок Алеша не смог. Дерется редко, только когда «доведут», но тогда он находится в ярости, совершенно не контролирует себя и успокоить его невозможно. Обычно мальчик добрый, дисциплинированный, но учителя боятся того, что он может «взорваться» из-за пустяка и совершить нечто непредсказуемое. С одноклассниками у него нормальные отношения, хотя физически сильных мальчиков он побаивается. У Алеши в классе один близкий друг – Андрей С. – мальчик, по мнению некоторых учителей, со сниженными умственными способностями, очень неорганизованный и неряшливый. Алеша объясняет ему материал, иногда дает списать, выручает, когда Андрей забывает дома что-то из учебных принадлежностей. Алеша любит внимание окружающих, о своих способностях он высокого мнения, хотя учителя считают, что у него средние способности. Родители мальчика разведены, он живет с мамой, бабушкой и сестрой. Мама и слышать не хочет о визите к психоневрологу, это предложение учителей она сочла личным оскорблением. Дело дошло до того, что уже год мама принципиально не ходит на родительские собрания, хотя дневник сына регулярно просматривает.
Наблюдение и беседа с подростком:
Физическое развитие Алеши соответствует возрасту, телосложение пропорциональное. Одет аккуратно, всегда тщательно причесан, вежлив со старшими. К обследованию отнесся настороженно. Алеша считает, что может учиться лучше, мечтает попасть на будущий год в гимназический класс. Сейчас у него тройки и четверки. Скромные результаты вызваны, по признанию мальчика, его недостаточной старательностью. В свободное время он гуляет с друзьями во дворе или ходит к ним в гости, читает фантастику, смотрит телевизор. Собирается заняться вольной борьбой, когда-то он недолго посещал секцию, и ему очень нравилось. Объяснения своим странным поступкам дать не может: «Что-то на меня находит, а потом, когда ребята вспоминают какую-нибудь мою «историю», я смеюсь вместе с ними». Алеша осуждает драчунов: «Драться нехорошо», хотя потом признается, что предпочитает не связываться с ними, потому что слабее некоторых и опасается быть побитым. Отчасти этим обстоятельством и объясняется интерес к спортивной борьбе.
Диагноз непсихологов:
Классныйруководитель: подозрение на психическое заболевание.
Самодиагноз: «Что-то на меня находит».
Резюме по данным феноменологии: «странности» в поведении, внезапные неконтролируемые вспышки отрицательных эмоций.
14. Ролевая игра «Трудный клиент и консультант». Из группы участников по желанию выбираются два участника. Один участник играет роль трудного клиента, другой – консультанта. Консультанту предлагается вместе с клиентом разыграть ситуацию консультирования.
Ситуация 1.
Инструкция клиенту: ваша задача – действовать по типу «Это не моя проблема» (классификация Вельской Е.Г.). В этом случае клиент имеет тенденцию себя вести как начальник своего консультанта. Рассказывать он более склонен о других членах организации или семьи, у которых, на его взгляд, есть проблемы или которые эти проблемы создают сами. Он призывает консультанта «сделать что-нибудь», при этом не определяет конкретно, каких изменений хочет, все расплывчато. Характерная фраза: «Я не хочу быть в это вовлеченным, для этого мы вас наняли», т.е. клиент принимает на себя роль «ответственного постороннего». Если проблемы возникли все-таки из-за клиента, то процесс решения проблем может зайти в тупик.
Инструкция консультанту: ваша задача – использовать в работе с данным клиентом различные техники контрпарадокса:
1. Согласие и поддержка – прекратить бороться с клиентом. Занять позицию: «Да, вы эксперт», «Да, вы лучше знаете». Консультант не принимает на себя роль лидера, не демонстрирует поведение «высококлассного» эксперта. Основная форма реагирования – дружеское удивление и искренняя радость при понимании сложного высказывания клиента. Основные приемы:
q Открытые вопросы типа «Не расскажите ли вы мне еще чего-нибудь?»
q «Угу-реакция» – согласие и одобрение клиента.
q Обратное резюмирование – попросить клиента самого подытожить сказанное, сделать резюме.
q Избегание важности, значимости. Например, если клиент заявляет: «У меня нет проблем», лучше ответить ему: «Тогда давайте поговорим и ничего больше».
q Банальности. Если ответы консультанта будут ничего не значащими и лишь создавать иллюзию атмосферы доверительного разговора, то со временем это все-таки побудит клиента начать драматизацию ситуации, и тогда модель отрицания проблем разрушится. Пример банального ответа: «Да, иногда это лучшее, что можно сделать ».
2. Экстраполяция – вместо того чтобы блокировать неконструктивное поведение клиента, ему поддаются. Клиента поощряют к тому, чтобы, продолжая вести себя по-прежнему, он дошел до логического и окончательного конца, после чего почувствовал необходимость смягчить, ослабить свои «отрицания». Эффект экстраполяции усиливается с помощью позитивного наклеивания ярлыков, когда приветствуется особый вклад клиента в работу. Например, немногословный клиент поощряется за емкость и краткость его характеристик. Многословному клиенту предлагается развивать свою мысль в определенном аспекте.
3. Предписывание проблемы. Консультант сам сопротивляется всем возможным вариантам решения проблемы. Клиента не только просят продолжать то, что он делает, но и подразумевается, что (по крайней мере, некоторое время) иного выбора нет. Если клиент выражает убеждение, что ничего изменить нельзя и его проблема неразрешима (отрицание третьей предпосылки возникновения нормальных консультативных отношений), то консультант серьезно воспринимает это утверждение и отвечает: «Да, сейчас ничего изменить нельзя. Есть только две возможности: либо научиться жить со своей проблемой, либо признаться, что решить ее нелегко». Занимая такую позицию, психолог заставляет клиента делать выбор по собственному желанию, т. е. то, что клиент заявляет, то он и получает.
Ситуация 2.
Инструкция клиенту: ваша задача – действовать по типу «Я сомневаюсь в вашей компетентности» (классификация Вельской Е.Г.). В этом случае возможны два варианта поведения:
q Клиент всегда знает положение дел лучше консультанта. Говорит много, в основном, абстрактно, точный смысл слов остается неясным. Когда консультант пытается обобщать его высказывания, клиент обычно стремится его поправить: «Вы не поняли...». При этом его поправка либо тривиальна (содержит то, что и так, само собой разумеется), либо включает слишком много оттенков и значений. В дальнейшем клиент дает понять, что ценит «теоретический вклад» консультанта, но не думает, что он применим в данной ситуации.
q Клиент склонен формулировать свои сообщения консультанту в терминах, с помощью которых он выражает неуважение предположениям консультанта. Характерное высказывание: «Смотрите, мы здесь занимаемся производством и не нуждаемся... , поэтому мы ждем от вас нечто иное». Консультант периодически ставится в такую позицию, что он должен все время доказывать, что он лучше, чем о нем думают.
Инструкция консультанту: ваша задача – использовать в работе с данным клиентом различные техники контрпарадокса (см. выше).
Ситуация 3.
Инструкция клиенту: ваша задача – действовать по типу «Это безнадежно, здесь ничего не изменить» (классификация Вельской Е.Г.). В процессе консультативной беседы клиент предпочитает соглашаться с консультантом. Оружие против консультанта здесь – беспомощность клиента. Он вроде пытается все выполнять, но результат всегда выражается характерной фразой: «Я все перепробовал по вашему совету, но все оказалось бездейственным». Имеют место также «двойные сообщения» – клиент просит совета и одновременно дает понять, что он, в сущности, этого не ждет и не хочет, чтобы из этого что-то получилось. Для того чтобы дать это понять, он может использовать шутку, невербальные средства коммуникации.
Инструкция консультанту: ваша задача – использовать в работе с данным клиентом различные техники контрпарадокса (см. выше).
Ситуация 4.
Инструкция клиенту: ваша задача – действовать как клиент, очень склонный к критике (по Вельской Е.Г.).
Инструкция консультанту: ваша задача – использовать в работе с данным клиентом различные методы реакции психолога-консультанта на критику:
1. Метод сочувствия и разоружения:
1) задать человеку несколько вопросов, чтобы лучше понять, что он имеет в виду; при этом избегать роли судьи или защитника. Нужно собрать как можно больше информации, чтобы появилась возможность взглянуть на мир глазами критика. Вопросы следует задавать с сочувствием, даже если клиент несправедлив;
2) разоружение критики. Вне зависимости от правильности утверждений критика нужно найти способ согласиться с ним. Когда критик не встречает сопротивления, он обычно теряет весь свой пыл. Если критик успокаивается, то приходит в более подходящее состояние для общения. Основная ошибка в ситуации критики – доминирующая тенденция защитить себя от любых несправедливых нападок. Каждая попытка защитить себя лишь подогревает пыл противника.
Метод самоконтроля.
Техника «Я-высказывание».
Игра «Устами младенца»
Каждый студент по кругу вытаскивает карточку, на которой написано название одной из техник консультирования. Следует обратить внимание на то, чтобы участники не показывали друг другу свои карточки. Он должен выбрать себе партнера и объяснить написанное слово своему партнеру, не используя при этом однокоренных слов. Партнер должен угадать, о какой технике консультирования идет речь. Далее он вытягивает карточку и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все слова не будут объяснены.
16. Упражнение «Работа с системой понятий по Выготскому Л.С.»
Все участники делятся на пары. Инструкция: воспользуемся положением Л.С. Выготского о том, что система понятий – это совокупность параллелей и меридианов, на которых расположены понятия в строгой иерархии по степени общности и сходства. В этой совокупности параллелей и меридианов в какой-то мере находит отражение то, что в психологии называется картой мира или моделью мира. В этой сетке можно двигаться вправо и влево, вверх и вниз. Чем выше – тем более общие понятия, чем ниже – тем более частные. На одном уровне при движении вправо или влево располагаются рядоположенные понятия.
Для игры чертится поле, похожее на поле для игры крестики-нолики. Объединившись в пары, один называет либо этап, либо процедуру, либо технику консультирования и записывает ее в центральную клетку поля.
Например:
| ||
процедура активизации памяти клиента | ||
Далее этот же участник начинает задавать вопросы, одновременно указывая на клетку в игровом поле.
Например:
Что будет слева?
| ||
? | процедура активизации памяти клиента | |
Второй участник отвечает. В данном примере правильным ответом может быть процедура прояснения сути проблемы клиента, так как это – рядоположенные понятия – процедуры одного этапа интервью.
| ||
процедура прояснения сути проблемы клиента | процедура активизации памяти клиента | |
Следующим вопросом может быть: Что выше?
? | ||
процедура прояснения сути проблемы клиента | процедура активизации памяти клиента | |
В данном примере правильным ответом может быть этап сбора информации, так как эта процедура относится к данному этапу.
этап сбора информации | ||
процедура прояснения сути проблемы клиента | процедура активизации памяти клиента | |
Следующим вопросом может быть: Что ниже?
этап сбора информации | ||
процедура прояснения сути проблемы клиента | процедура активизации памяти клиента | |
? |
В данном примере правильным ответом может быть техника перефразирования, так как эта техника входит в техники данной процедуры.
этап сбора информации | ||
процедура прояснения сути проблемы клиента | процедура активизации памяти клиента | |
техника перефразирования |
Далее нужно заполнить все пустые клетки.
этап сбора информации | ||
процедура прояснения сути проблемы клиента | процедура активизации памяти клиента | ? |
? | техника перефразирования | ? |
Следующим вопросом может быть: Что справа? (процедура определения основной темы взаимодействия). Что ниже этой процедуры? (техника выдвижения и проверки гипотез с помощью вопросов). Что ниже процедуры прояснения сути проблемы клиента? (техника «открытые вопросы»).
этап сбора информации | ||
процедура прояснения сути проблемы клиента | процедура активизации памяти клиента | процедура определения основной темы взаимодействия |
техника «открытые вопросы» | техника перефразирования | техника выдвижения и проверки гипотез с помощью вопросов |
Ментальная карта»
Участникам предлагается объединиться в 3 группы и составить ментальную карту (mind map) по изученному курсу. Структура, правила оформления и пример составления ментальной карты С. Шипунова представлены на рис. 20 и 21. Далее идет обсуждение выполненных работ.
Прямой эфир».
Из группы выбираются двое желающих. Одни будет играть роль психолога-консультанта, другой – телеведущего. Ситуация: психолог находится на передаче, которая транслируется в прямом эфире. В студию поступают звонки от телезрителей (их роль выполняют остальные участники). Звонки содержат вопросы о сути психологического консультирования, а также по отдельным консультативным случаям. Задача психолога – отвечать на звонки. Роль психолога в ходе игры могут играть, поочередно сменяясь, несколько участников.
19. Каждый участник формулирует и записывает вопрос по изученному курсу на отдельном листочке. Далее листочки перемешиваются. После этого каждый участник вытягивает листок с вопросом и отвечает на него.
20. Участники выбирают роли, из которых они определят свое отношение к психологическому консультированию: 1 – священник, 2 – врач, 3 – физик, 4 – журналист, 5 – обыватель, 6 – учитель, 7 – экстрасенс, 8 – академический психолог, 9 – философ. Один участник исполняет роль Психологического консультирования. Он выслушивает все аргументы, затем сообщает о своих чувствах.
Обсуждение: анализ своих высказываний, успешность исполнения роли, оценка своего отношения (модификация упражнения «Практическая психология» (Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н.).
|
Рис. 20. Правила, структура и оформление ментальной карты
Рис. 21. Пример ментальной карты на тему «Подарок»
Дата: 2018-11-18, просмотров: 1065.