Алгоритм работы с саботажем ( Малкина-Пых И.Г. )
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Предложить клиенту составить список всех способов, которыми любой человек может саботировать.

Клиенты могут прибегать к различным типам саботажа:

q Косвенная выгода. Внешнее подкрепление поддерживает убеждения клиента. «Легче ничего не менять».

q Социальная поддержка. «Людям не понравится, если я изменюсь».

q Противоречие ценностей. Неизменность в иерархии ценностей клиента занимает верхнее положение. «Было бы неправильно изменяться».

q Внутренняя согласованность. Прежнее поведение связано со столькими вещами, что его пересмотр потребует изменения всей жизни клиента. «Цена изменения слишком велика».

q Защита. «Изменяться опасно».

q Соперничество. «Я не позволю никому указывать, что мне делать».

q Зависимость. «Если я изменюсь, вы мне будете не нужны».

q Волшебное исцеление. «Чтобы измениться, мне не нужно особенно стараться. Это должно произойти быстро и без особых усилий».

q Мотивация. «Я не чувствую, что должен измениться, я могу быть счастливым и без этого».

q Отрицание. «Я понимаю все, о чем вы мне говорите» (не понимает). «Я никогда не пойму ничего из того, о чем вы мне толкуете».

q Поведенческий саботаж. Пропуски сеансов; опровержение любого из представляемых принципов; невыполнение работы на сеансе и постоянные звонки во внеурочное время; неуплата; жалобы на то, что его не лечат. Метания от одного терапевта к другому, когда консультация переходит в напряженную в плане работы фазу; жалобы на предыдущих терапевтов. Посещение вас только в период кризиса и прекращение сеансов сразу же, как только он миновал.

 

2. Попросить клиента определить, какой бы метод он использовал, если бы решил когда-нибудь саботировать консультирование.

3. Обсудить, почему саботаж мешает людям достичь целей, с которыми они пришли на терапию.

4. Перечислить каждый из способов саботажа клиента по отдельности.

5. Выдвинуть гипотезы о том, какое позитивное или негативное подкрепление (выгода) с ними связано.

6. Обсудить эту выгоду со своим клиентом и помочь ему найти другие способы ее получения.

7. Помочь клиенту отличить полезные способы от деструктивных.

9. Участники объединяются в пары. В парах один участник играет роль клиента, другой – консультанта. Консультанту предлагается вместе с клиентом использовать в работе с клиентом описываемую в упражнении 42 раздела 3  технологию «Три сундука» Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. применительно к работе с саботажем клиента (т.е. в качестве рисков анализируются способы саботаж клиента).

10. Ролевая игра «Клиент и консультант» с разыгрыванием последнего этапа консультирования. Из группы участников по желанию выбираются два участника. Один участник играет роль клиента, другой – консультанта. Консультанту предлагается вместе с клиентом разыграть ситуацию завершения консультирования. Остальные участники группы работают супервизорами. В течение занятия роли консультанта и клиента могут выполнять разные участники. Желательно использование видеокамеры. Обсуждение идет по следующим вопросам:

а. Какие процедуры и техники консультирования были реализованы консультантом.

б. Правильность реализации процедур и техник консультирования.

в. Ощущения клиента.

г. Ощущения консультанта.

д. Степень достижения задач данного этапа консультирования.

 

 



ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ВСЕМ

 ЭТАПАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1. Определите этап психологического консультирования, опираясь на то, что психолог задает клиенту следующие вопросы:

q Что побудило вас обратиться за помощью к психологу?

q С чем, по-вашему, может быть связана ваша проблема устройства на работу?

q В чем конкретно проявляется ваша трудность?

2. Проанализируйте, какой аспект проявлений поведения клиента описан ниже: клиентка, придя на консультацию села в отдалении от консультанта, ближе к углу комнаты. При этом для нее характерны прерывистые движения рук, бледность, тихий, срывающийся голос.

3. Определите, за специалиста какой профессии был принят психолог в следующем случае: в консультацию обратилась пожилая женщина. Она вдова. В наследство ей досталась однокомнатная квартира. Недавно внук, которому 23 года и которого из-за смерти родителей она воспитывала 12 лет, женился. Теперь он требует чтобы «бабка отправлялась в дом престарелых и не мешала ему жить, так как она не имеет права находиться в этой квартире». Женщине некуда идти, но дома ей создают «невыносимую обстановку». Последняя капля – угроза отобрать ключи.

4. Укажите, какого вида консультационная помощь необходима клиенту: на консультацию пришла девушка 18 лет и рассказала, что она всегда мечтала быть фотомоделью, но ее родители настаивают, чтобы она пошла учиться в строительный институт. Клиентка не знает как поступить, какую профессию выбрать, и как при этом избежать конфликта с родителями.

5. Определите стратегию помощи психолога в следующем случае: к консультанту обратился молодой человек, 25 лет, который неумышленно, по неосторожности совершил наезд автомобилем на собаку своего соседа по подъезду – немолодого одинокого мужчины. В результате наезда собака погибла. На молодого человека это произвело глубочайшее впечатление, нарушился сон, аппетит. Жалобы на «неадекватное, нервное состояние» и чувство вины.

6. Укажите, какие действия обязан предпринять консультант в следующем случае. Почему? На консультацию пришел молодой человек, 19 лет с проблемой отношений с отцом, который с ним не живет и редко видится. Юноше хотелось бы понять, как сделать так, чтобы отец – успешный бизнесмен – взял его к себе на работу. Во время беседы выясняется, что молодой человек распространяет наркотические вещества в учебном заведении, где учится. При этом он напомнил психологу, что тот обязан сохранять конфиденциальность, как обещал.

7. Проанализируйте, какой вид психологической помощи (психотерапия, консультирование, коррекция) необходим клиенту в следующем случае: на консультации женщина, 38 лет. Не замужем, детей нет. Проблему формулирует как «неумение устанавливать продолжительные отношения с мужчинами». Соответственно, запрос на работу – «научить» это делать. В результате диагностической беседы выяснилось, что у клиентки существует неосознанный страх близких отношений, что ведет к бессознательному стремлению «оттолкнуть» от себя мужчину. Страх обусловлен детскими травматическими переживаниями измены отца матери клиентки, его ухода из семьи, и сформировавшимся в результате этого генерализованного недоверия к мужчинам.

8. Определите, какой теоретический подход психологического консультирования наиболее соответствует запросу клиента в следующем случае: мужчина, 35 лет. Не женат. Сделал блистательную карьеру в сфере финансов. Последний год испытывает «чувство скуки, отрешенности». Проблема формулируется им как ощущение «пустоты жизни», появилось желание «бросить все и уйти в монастырь».

 

Задания на психологическую наблюдательность и реализацию индивидуального подхода (Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н.)

А) Выберите участников и проиграйте ситуацию в виде ролевой игры.

Беседа с родителем

Участники: Родители и психолог.

Инструкция: Вы – родитель. Психолог приглашает Вас в школу на беседу по поводу трудностей в обучении Вашего сына.

Задание психологу:

- выяснить причины;

- добиться сотрудничества с родителем;

- выяснить, насколько можно положиться на роди­телей в преодолении школьных трудностей ребенка.

Дополнительная информация родителю: Вы –

а. одинокая, замкнутая женщина, живете с ребен­ком вдвоем;

б. очень занятой человек;

в. страдающая хронической усталостью мать четве­рых детей;

г. готовая защитить своего ребенка от бесцеремон­ности и несправедливости школы;

д. школьный психолог;

е. директор соседней школы;

ж. ваша бывшая подруга.

Задание психологу: Провести беседу.

Неаккуратная машинистка

Участники: Машинистка, начальник.

Начальная информация: Машинистка, которая все­гда печатала твои материалы, в последнее время стала делать много ошибок.

Задание: Принося очередную работу для перепеча­тывания, найди возможность дать знать, что такое каче­ство работы тебя не удовлетворяет (устраивает).

Дополнительная информация:

Машинистка:

- усталая и болезненная,

- капризная молодая дама,

- одинокая очень замкнутая женщина,

- очень интеллигентная пожилая дама.

Овощная база

Участники: Заведующий отделом, работники Татья­на и Полина.

Информация: Согласно приказу директора один из работников вашего отдела должен быть направлен на овощную базу. Характер работы позволяет заведующему отделом послать только Татьяну или Полину.

Задание: Поговорить с обеими женщинами, пыта­ясь добиться их добровольного согласия. Заведующему нужно решить, кто из женщин пойдет.

Дополнительная инструкция: Вы – Татьяна или Полина. Попробуйте по возможности быстрее прервать контакт с заведующим отдела. Если это не удается, то попробуйте хотя бы отказаться от работы на овощной базе. У Вас есть свои причины для отказа.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 854.