33. Участники объединяются в пары. В парах один участник играет роль клиента, другой – консультанта. Консультанту предлагается использовать в работе с клиентом методику творческого решения про блем Дилтса.
Инструкция: предложите клиенту придумать не менее двадцати самых невероятных способов решения данной проблемы (не забудьте их записать). Далее: подумайте, насколько желательно воплощение каждого из них, какие наиболее вероятные последствия могут возникнуть. Выберете оптимальный вариант (возможно, что некоторые из придуманной «двадцатки» станут элементами плана достижения).
34. Участники объединяются в пары. В парах один участник играет роль клиента, другой – консультанта. Консультанту предлагается использовать в работе с клиентом описываемую ниже методику принятия решения (таблица 15). Далее вам нужно вместе с клиентом выбрать оптимальный вариант решения проблемы.
Методика принятия решения:
1. Прописываются все варианты (альтернативы) действий.
2. Каждый вариант анализируется по схеме:
Таблица 15
Сейчас | Потом | |
+ | ||
– |
35. Сформулируйте основной путь поиска альтернативных решений следующих психологических задач (Абрамова Г.С.).:
1) «Я хочу, но не могу».
2) «Я могу, но не хочу».
3) «Я не как все».
4) «Я думаю, но не чувствую».
5) «Я чувствую, но не понимаю».
36. Прочитайте следующие варианты психологических решений, для каких психологических задач они могут быть использованы, по вашему мнению, в качестве альтернатив (Абрамова Г.С.).?
1. Станьте интересным человеком! Для этого надо получить новые знания. Доступ к ним открыт, они ваши. Любое новое знание обогатит и разнообразит ваше общение с другими людьми. Учитесь и общайтесь на «учебные» темы.
2. Цените то, что хорошо. Даже в самых тяжелых ситуациях есть позитивные моменты. Их надо найти. Несмотря ни на что, у вас обязательно есть дела, которые получаются хорошо. Вспомните о них. У вас хорошо выходит плов? Вы танцуете? Поете? У вас умный кот? Ваш пес показывает чудеса дрессировки ? А ребенок своим первым словом назвал вас? Разве это не хорошо? Разве это не останется таким?
3. « Если бы я не был (он не был, мы не были)...». Воображаемый диалог о том, что было бы, если... поможет вам лучше осознать ваши возможные потери и приобретения. Он позволит посмотреть вам на вашу жизнь иначе. Словно сказка, он откроет ваши новые чувства.
4. Коллаж из достоинств (я вижу, что они есть). Потратьте немного времени и соорудите его для себя. Вырежьте из бумаги (используйте для этого газетные и журнальные тексты) и наклейте красиво на большом листе список ваших достоинств. Он украсит не только вашу комнату, но и вашу жизнь.
5. «Острый диалог». Поссорьтесь с ним без него. Выговорите ему все, что хотели бы сказать, но не забывайте и его реплики. Это диалог, вас – двое, хотя собеседник и воображаемый.
6. Записки о хорошем настроении. Пишите их себе и близким. Пишите только о хорошем в своем и их настроении. Вы увидите, что его не так уж мало.
7. Развивайте навыки социального поведения. Да, читайте книги о правилах поведения, об этикете. Ваше поведение будет больше нравиться вам, да и окружающие оценят перемены в вас. Это придаст вам уверенность и, поверьте, шарм.
8. Вы и ваша социальная роль (разговор с незнакомцем). Вам надоело быть учительницей (мамой, кухаркой, женой и др.) Поговорите с этой вашей социальной ролью. Выслушайте себя и ее тоже. Это поможет вам уточнить, что же вы – роль или живой человек?
9. Умейте расслабляться! Для этого есть много путей, напомним некоторые…
10. Анонимная беседа.
Телефон доверия, незнакомец в пути, случайный сосед на скамейке в парке, таксист – люди, которым вы можете смело доверять свои личные проблемы. Выговорившись, вы почувствуете облегчение, а они поймут, что сделали доброе дело, выслушав вас.
11. Комплименты. Это знак внимания к другим людям. Умейте их сказать, захотите их сказать.
12. Имейте, что сказать... Ваши любимые темы? Да, они должны быть. Но есть и темы общие. Такой общей темой может быть то, что непосредственно присутствует в ситуации, что объединяет всех людей в ней. Это и есть общая тема.
12. Учитесь слушать активно. Кивок головой, взгляд в глаза, поза, направленная к собеседнику, реплики согласия и удовлетворения, уточнение мысли говорящего – это и наука, и искусство активного слушания.
13. Путешествие. О пользе путешествий известно давно. Часто расстояние при этом не имеет значения. Важны впечатления, которые вы получите, перемещаясь в пространстве! Поехали!
14. Елочные игрушки. Их созерцание и перекладывание задолго до Нового года рождает чудесное настроение, позволяет увидеть свою жизнь в новом свете.
15. Семейный альбом. Не забывайте о старых фотографиях. Кроме ностальгических чувств, они помогут заново пережить вам и ваши жизненные достижения.
16. Минуты спокойствия. Они необходимы каждому, научитесь находить их для себя и пользоваться ими, расслабляясь до конца. Удобно устроившись, проведя несколько минут наедине с собой, вы сможете привести ваши чувства в порядок, отдалите суетное и случайное от важного, существенного для вас.
17. Научитесь выражать свои чувства словами. Помните, что окружающие просто не обязаны разгадывать их, да к тому же они еще погружены и в свои собственные чувства. Сделайте свои чувства открытыми.
18. Изменение жизненного пространства. Перестановка мебели в доме – это не только обновление внешних условий жизни, это одновременно и путешествие к собственному «Я», поиск его новых, часто неожиданных для самого себя качеств.
19. Рисунок. Сделайте шедевр, выберите спокойную минуту и на чистом листе бумаги карандашом, фломастером, красками – чем хотите –выразите свое состояние. Ваш шедевр может заслужить не только ваше внимание.
20. Танец для себя. Да, для себя под музыку, которая вам очень нравится, а вы нравитесь (понравитесь обязательно) себе, когда только почувствуете ее влияние на вас, танцующую.
21. Сравнение. На кого вы сейчас похожи, на что вы сейчас похожи? Радует ли вас этот образ ? Стоит найти более симпатичное сравнение. «Я похожа сейчас на...» Надеюсь, что не на мокрую курицу...
22. Сказки. Вы давно их не читаете? Стоит прочитать хотя бы несколько сказок Г. Андерсена. Он ждет вас, спешите.
23. Найдите новое слово. Вы постоянно думаете о том, что вы «должны», замените в своих мыслях это слово другим, «я хочу», «я согласна».
24. Сделайте неожиданно для себя действие, сделайте то, что Вам хочется, например, поднимите с дороги камешек и подбросьте его вверх. Посмотрите, сколько неожиданных радостей вы можете подарить себе. Верните на время свое детство.
Вариант «Что для этого нужно?»
Проблема – … Например: частые ссоры с женой | Решение проблемы – … Например: совместное выполнение рекомендованных упражнений | |||||
Что для этого нужно?
| ||||||
| ||||||
Например, Запланировать время для выполнения упражнений 3 раза в неделю | Например, Поддерживать мотивацию, отмечая каждое позитивное изменение в отношениях | |||||
Что для этого нужно? | ||||||
| ||||||
Договориться с бабушкой, чтобы 3 раза в неделю оставлять у нее детей | Перераспределить домашние обязанности | … | … | … | ||
| ||||||
Рис. 19.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 572.