Процедуры | Техники | Суть техники |
Процедура обобщения-резюмирования | Воздействующее резюме | 1. «Наш с вами сегодняшний разговор был посвящен вашим отношениям с дочерью. Мы говорили о том, что ваши конфликты с ней в основном связаны с тем, что ей кажется, будто вы постоянно учите ее, вы же хотите ей выразить свое беспокойство за нее, помочь советом. |
Продолжение таблицы 22
В ходе нашего разговора мы с вами пришли к выводу, что если бы вы смогли по-другому выразить свои чувства, рассказали бы ей о своих тревогах и переживаниях, ваши отношения с ней, вероятно, изменились бы к лучшему. Ну что же, дело за вами!» Обобщение психологом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом по поводу проблемы, переход от обучения к действию. Консультант коротко (3-4 предложения) резюмирует, о чем и с какой целью говорилось во время консультации, выстраивает основную логику сеанса, при этом необходимо использовать именно те слова и факты, которые действительно имели место во время беседы. 2. «Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли еще что-то, что вам хотелось бы добавить?» В конце резюмирования необходимо сделать небольшую паузу или задать вопрос (см. пример выше), чтобы клиент мог задать возникшие вопросы или высказать недосказанные идеи, поскольку нередко о самом важном клиенты говорят именно в конце сессий. Однако высказанное соображение клиента подробно не рассматривается, это может быть сделано на следующей встрече в случае необходимости. 3. «Как вы себя чувствуете в связи с приходом сюда сегодня?» или «Насколько то, что произошло, соответствовало вашим ожиданиям? В чем именно?» В завершении консультации таким образом выясняется соответствие ожиданий, с которыми клиент обратился за помощью, и реального опыта консультации с целью коррекции нереалистичных ожиданий от разовой встречи и последующей реализации реалистичного алгоритма действий по решению проблемы клиента. | ||
Домашнее задание | Заканчивать консультацию лучше всего домашним заданием, обязательно отмечая для клиента необходимость отчета о выполнении (невыполнении) домашнего задания. Задачами данной техники являются: q мобилизация средств контроля за содержанием изменений, происшедших с клиентом в ситуации консультирования; |
Продолжение таблицы 22
q активное вовлечение клиента в процесс консультирования как полноправного его участника; q углубление и укрепление межличностного контакта. Домашнее задание должно быть сформулировано в простой, доступной для понимания и выполнения форме, направлено на конкретную ситуацию и действие в ней. Обычно в качестве домашнего задания выбирается нечто, что уже обсуждалось в ходе беседы и что, по мнению обоих собеседников, полезно было бы скорректировать, изменить или глубже понять в результате наблюдения или тренировки. Домашние задания могут выполняться письменно: либо как одноразовые записи, либо в виде ведения дневника, но часто бывает достаточно просто попросить клиента подумать о чем-то или что-то сделать. Если домашнее задание уже было сформулировано в процессе беседы, следует еще раз повторить его в конце консультации с целью напоминания и обсуждения, в какой форме и как его следует выполнять. | ||
Рекомендации для обращения к другому специалисту (книге) | Если решение проблемы клиента находится за границами компетенции консультанта, он должен предоставить четкую информацию о специалисте, к которому необходимо обратиться клиенту, месте и времени его работы, а если речь идет о книге, то должны быть сообщены все выходные данные этой книги. У психолога должен быть список специалистов, к которым можно отправить клиента: Ø 1-2 психолога. Ø Юрист-консультант, либо адвокат, либо юридическая консультация. Ø Логопед. Ø Медико-психологическая комиссия. Ø Инспектор по делам детства. Ø Инспектор по опеке. Ø Телефоны доверия. Ø Центры психологической помощи. Ø Психиатры. Ø Психотерапевты. |
Продолжение таблицы 22
Процедура формирования готовности клиента к реализации плана решения проблемы | Воздействующее резюме | |
Техники «укрепление уверенности клиента» и «формирование готовности к достижению» | «Вы просто молодец...», «Вы такой удивительный человек...», «Не думаю, чтобы кто-то мог лучше справиться со столь сложной ситуацией...», «У Вас огромный потенциал...». Это обеспечение поддержки и поощрений с тем, чтобы увеличить вероятность закрепления желаемого поведения. Наиболее эффективны невербальные средства и психологические поглаживания. | |
Техника обсуждения дальнейших отношений с клиентом | «Я считаю, что мы с вами сегодня неплохо поработали. Если у вас возникнет желание обсудить со мной еще раз эту или любую другую ситуацию, я буду рад встретиться с вами снова. Обычно я принимаю здесь по вторникам и четвергам во второй половине дня. Вас запишут вне очереди, если вы скажете, что уже были у меня на приеме». Обсуждаются вопросы, касающиеся дальнейших отношений клиента с психологом: какие именно задачи будут решаться в ходе последующих встреч и сколько конкретно встреч может для этого понадобиться. Данная информация увеличивает вероятность продолжения консультирования со стороны клиента. Прекращение консультативного контакта вообще чаще всего происходит естественно, когда клиент начинает ясно осознавать свои проблемы и свободу выбора решений или когда проблемы исчерпываются в ходе консультирования. В любом случае нужно оставить возможность клиенту обращаться к консультанту в случае надобности, при возникновении новых проблем, но не стоит поощрять такие обращения. |
Продолжение таблицы 22
Техника прощания | В заключение беседы психолог спокойно, не торопясь прощается с клиентом, обещая потенциально будущую встречу. Клиента следует проводить хотя бы до двери, по возможности сказать несколько теплых слов на прощание, обращаясь по имени. Задачи данной техники: q укрепление ощущения клиента о продуктивности консультации; q развитие доверительного контакта. Важно проследить, чтобы в дверях клиент не встретился со следующим клиентом. В случае, если клиент недоволен, выражает претензии, необходимо обсудить это с ним, сформулировать еще раз, с чем, с точки зрения психолога, связана неудовлетворенность, порекомендовать ему что-то, пусть даже на данном этапе для клиента это звучит нереально или невыполнимо, в случае необходимости – признать возможные ограничения своей компетенции, не вступая в излишние споры и пререкания. Нередко неудовлетворенный результатом консультирования клиент через некоторое время начинает оценивать его иначе. |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЧЕТВЕРТОМУ
Дата: 2018-11-18, просмотров: 558.