Процедуры и техники последнего этапа консультирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Процедуры Техники Суть техники
Процедура обобщения-резюмирования Воздействующее резюме 1. «Наш с вами сегодняшний разговор был посвящен вашим отношениям с дочерью. Мы говорили о том, что ваши конфликты с ней в основном связаны с тем, что ей кажется, будто вы постоянно учите ее, вы же хотите ей выразить свое беспокойство за нее, помочь советом.

Продолжение таблицы 22

  В ходе нашего разговора мы с вами пришли к выводу, что если бы вы смогли по-другому выразить свои чувства, рассказали бы ей о своих тревогах и переживаниях, ваши отношения с ней, вероятно, изменились бы к лучшему. Ну что же, дело за вами!» Обобще­ние психологом в форме резюме результатов взаимо­действия с клиентом по поводу проблемы, переход от обучения к действию. Консультант коротко (3-4 предложения) резюмирует, о чем и с какой целью говорилось во время консультации, выстраивает основную логику сеанса, при этом необходимо использовать именно те слова и факты, которые действительно имели место во время беседы. 2. «Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли еще что-то, что вам хотелось бы добавить?» В конце резюмирования необходимо сделать небольшую паузу или задать вопрос (см. пример выше), чтобы клиент мог задать возникшие вопросы или высказать недосказанные идеи, поскольку нередко о самом важном клиенты говорят именно в конце сессий. Однако высказанное соображение клиента подробно не рассматривается, это может быть сделано на следующей встрече в случае необходимости. 3. «Как вы себя чувствуете в связи с приходом сюда сегодня?» или «Насколько то, что произошло, соответствовало вашим ожиданиям? В чем именно?» В завершении консультации таким образом выясняется соответствие ожиданий, с которыми клиент обратился за помощью, и реального опыта консультации с целью коррекции нереалистичных ожиданий от разовой встречи и последующей реализации реалистичного алгоритма действий по решению проблемы клиента.
Домашнее задание Заканчивать консультацию лучше всего домашним заданием, обязательно отмечая для клиента необходи­мость отчета о выполнении (невыполнении) домашне­го задания. Задачами данной техники являются: q мобилизация средств контроля за содержанием изменений, происшедших с клиентом в ситуации консультирования;

Продолжение таблицы 22

  q активное вовлечение клиента в процесс консультирования как полноправного его участника; q углубление и укрепление межличностного контакта. Домашнее задание должно быть сформулировано в простой, доступ­ной для понимания и выполнения форме, направлено на конкретную ситуацию и действие в ней. Обычно в качестве домашнего задания выбирается нечто, что уже обсуждалось в ходе беседы и что, по мнению обоих собеседников, полезно было бы скорректировать, изменить или глубже понять в результате наблюдения или тренировки. Домашние задания могут выполняться письменно: либо как одноразовые записи, либо в виде ведения дневника, но часто бывает достаточно просто попросить клиента подумать о чем-то или что-то сделать. Если домашнее задание уже было сформулировано в процессе беседы, следует еще раз повторить его в конце консультации с целью напоминания и обсуждения, в какой форме и как его следует выполнять.
Рекомендации для обращения к другому специалисту (книге) Если решение проблемы клиента находится за границами компетенции консультанта, он должен предоставить четкую информацию о специалисте, к которому необходимо обратиться клиенту, месте и времени его работы, а если речь идет о книге, то должны быть сообщены все выходные данные этой книги. У психолога должен быть список специалистов, к которым можно отправить клиента: Ø 1-2 психолога. Ø Юрист-консультант, либо адвокат, либо юридическая консультация. Ø Логопед. Ø Медико-психологическая комиссия. Ø Инспектор по делам детства. Ø Инспектор по опеке. Ø Телефоны доверия. Ø Центры психологической помощи. Ø Психиатры. Ø Психотерапевты.

Продолжение таблицы 22

Процедура формирования готовности клиента к реализации плана решения проблемы

Воздействующее резюме

Техники «укрепление уверенности клиента» и «формирование готовности к достижению» «Вы просто молодец...», «Вы такой удивительный человек...», «Не думаю, чтобы кто-то мог лучше справиться со столь сложной ситуацией...», «У Вас огромный потенциал...». Это обеспечение поддержки и поощрений с тем, чтобы увеличить вероятность закрепления желаемого поведения. Наиболее эффективны невербальные средства и психологические поглаживания.
Техника обсуждения дальнейших отношений с клиентом «Я считаю, что мы с вами сегодня неплохо поработали. Если у вас возникнет желание обсудить со мной еще раз эту или любую другую ситуацию, я буду рад встретиться с вами снова. Обычно я принимаю здесь по вторникам и четвергам во второй половине дня. Вас запишут вне очереди, если вы скажете, что уже были у меня на приеме». Обсуждаются вопросы, касающиеся дальнейших отношений клиента с психологом: какие именно задачи будут решаться в ходе последующих встреч и сколько конкретно встреч может для этого понадобиться. Данная информация увеличивает вероятность продолжения консультирования со стороны клиента. Прекращение консультативного контакта вообще чаще всего происходит естественно, когда клиент начинает ясно осоз­навать свои проблемы и свободу выбора решений или когда проблемы исчерпываются в ходе консультирования. В любом случае нужно оставить воз­можность клиенту обращаться к консультанту в случае на­добности, при возникновении новых проблем, но не стоит поощрять такие обращения.

Продолжение таблицы 22

  Техника прощания В заключение беседы психолог спокой­но, не торопясь прощается с кли­ентом, обещая потенциально будущую встречу. Клиента следует проводить хотя бы до двери, по возможности сказать несколько теплых слов на прощание, обращаясь по имени.  Задачи данной техники: q укрепление ощущения клиента о продуктивности консультации; q развитие доверительного контакта. Важно проследить, чтобы в дверях клиент не встретился со следующим клиентом. В случае, если клиент недоволен, выражает претензии, необходимо обсудить это с ним, сформулировать еще раз, с чем, с точки зрения психолога, связана неудовлетворенность, порекомендовать ему что-то, пусть даже на данном этапе для клиента это звучит нереально или невыполнимо, в случае необходимости – признать возможные ограничения своей компетенции, не вступая в излишние споры и пререкания.   Нередко неудовлетворенный результатом консультирования клиент через некоторое время начинает оценивать его иначе.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЧЕТВЕРТОМУ

Дата: 2018-11-18, просмотров: 558.